Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Материалы по каждой теме↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» I. Аннотация к дисциплине Дисциплина «Философия» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина посвящена изучению базовых философских категорий, истории и структуре философского мышления и познания, способствует формированию мировоззрения и ценностных установок личности, является исходной теоретической и методологической основой для получения и осмысления знаний по другим социальным, гуманитарным, экономическим и специализированным дисциплинам. Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.
Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов базовой системы философских знаний, выработка философского способа мышления в отношении общей картины мира, сложных взаимосвязей жизненной реальности, ценностей человеческого существования, профессиональной деятельности. Задачи изучения дисциплины: - изучение философского наследия; - раскрытие сущности и содержания основных философских категорий, - формирование философского мышления и мировоззрения; - формирование нравственных ценностных установок личности; - обучение использованию источников философской и научной мысли; - формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по философской тематике и проблематике; - обучение универсальному и критически-осмысляющему философскому подходу в восприятии и анализе явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности; - овладение основами логики и методологии научного познания; - повышение общего уровня философской культуры.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен иметь представление: - о месте и роли философии в жизни человека и общества; - о специфике философского знания; - о соотношение философии, религии и науки; - о концепциях и подходах крупнейших философов; - об основных категориях различных этапов развития философии; - об особенностях отечественной философии; - о «вечных вопросах» философии; - о проблематике современной философии; - о постановке фундаментальной проблемы назначения и смысла жизни человека; - о многообразие форм человеческого знания; - о соотношении знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; - о духовных ценностях; - о роли социально-философских образов «будущего», «настоящего» и «прошлого» в общественных процессах; - о философском осмыслении глобальных проблем современности и путей их решения; - о роли философии в процессах устойчивого развития современного мира. знать: - предмет и функции философии; - исторические этапы и особенности развития философии; - основные направления философской мысли; - сущность и проблематику основных философских категорий; - основные проблемы современной философии; - роль научной рациональности в развитии общества; - специфику и значение этических и эстетических ценностей в человеческой жизни; - формационную и цивилизационную концепции общественного развития; - характерные черты и особенности научно-технической революции и информационного общества; - роль философии в осмыслении и решении актуальных проблем современной цивилизации. уметь: - грамотно владеть философско-методологическим лексиконом; - предметно воспроизвести информацию по определенной философской тематике; - аналитически представить и обобщить конкретные явления по заданной преподавателем философской проблематике; - соотнести философский, религиозный, научный и повседневно-бытовой подходы к тождественным предметам рассмотрения, анализа и обобщения; - оценить роль и значение выдающихся философов, значимых философских направлений и концепций; - реконструировать содержание основных философских теорий; - грамотно и корректно прокомментировать ключевые положения основных философских доктрин; - аргументировано защищать свои взгляды и позиции; - самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам философского знания. приобрести навыки: - диалектического и логического мышления; - владения философским категориальным аппаратом; - аналитического и системного подхода к осмыслению и оценке явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности; - самостоятельной работы с основными видами философских и научных источников; - публичного выступления; - ведения дискуссии. Карта баллов
II. Материалы по каждой теме
Тема 1. Предмет философии. Вопросы темы: Вопрос 1. Рождение философии. Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии. Вопрос 3. Специфика философского знания. Цели и задачи изучения темы: Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии
Задачи изучения темы: 1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме. 2. Формирование навыков философского мышления. 3. Выявление универсальности философского подхода.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях: философия, мифология, онтология, антропология, этика, эстетика, гносеология, способ мышления Теоретический материал по теме. Перечень литературы CD-диск «Коллекция учебных материалов». – М., - МФПА, 2010. Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством
Вопросы темы. Вопрос 1. Философия и наука Вопрос 2. Философия, религия и искусство Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.
Цели и задачи изучения темы:
Цель изучения темы: Формирование базовых представлений об особенностях философии в контексте сравнительного анализа с наукой, религией и искусством. Задачи изучения темы: Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме. Выработка умений и навыков сравнительного анализа. Выявление причин многообразия философских направлений. Повышение общего уровня философской и научной культуры.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях: Наука, софистика, религия, искусство, иррационализм, позитивизм, декаданс, экзистенциализм, гипотетические знания, сциентическая форма знания, скептицизм, догматизм, плюрализм, толерантность
Теоретический материал по теме. Перечень литературы CD-диск «Коллекция учебных материалов». – М., - МФПА, 2010. Вопросы темы. Вопрос 1. Философия и мировоззрение Вопрос 2. «Материальное» и «идеальное» в философии Вопрос 3. Познаваем ли мир. Цели и задачи изучения темы: Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о философских аспектах мировоззрения и познавательной деятельности
Задачи изучения темы: 1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме. 2. Выявление специфики критически-осмысляющего философского подхода. 3. Анализ сущности проблематики соотношении материи и сознания 4. Выявление особенностей философской проблемы познаваемости мира.
Вопрос 3. Познаваем ли мир. Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций. · Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений. · Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию». • Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны? Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального. В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей. Практические задания. 1 Немецкий философ М. Хайдеггер замечал:«Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выскажите свое отношение к взаимосвязи
2. Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе
3. Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.
4. Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от
5. Установите соответствия Соотнесите понятия и определения.
6. Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.
Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.
Контрольные вопросы. 1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»? 2. В чем смысл мировоззренческой функции философии? 3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов? 4. Какие исторических факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека? 5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии. 6. Что понимается под философским термином «атараксия»? 7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?
Перечень литературы Перечень литературы Рассмотрение общества как подсистему объективной реальности, выявление фундаментальных оснований общественной жизни, ее системообразующих факторов, движущих сил развития в контексте различных концепций общества.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях: общество, идеалистическая модель, натуралистическая модель, геополитика, материалистическая модель, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, идеальные отношения, материальные отношения, цивилизация, культура, факторная модель, социальные законы, детерминизм.
Перечень литературы Перечень литературы Цели и задачи Цели и задачи изучения темы: Выяснение движущих сил и субъектов социального развития, раскрытие реальных причин, стимулирующих деятельность людей, характеристика роли личности и народа как социальных общностей в историческом процессе.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях: движущие силы истории, субъекты социального развития, интересы, народ, толпа, человек, личность, индивидуальность, индивид, историческая личность, выдающаяся личность, самосознание, свобода выбора, свободный выбор, ответственность, авторитет.
Перечень литературы IV. Литература Основная: 1. CD-диск «Коллекция учебных материалов». – М., - МФПА, 2010. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006. 3. Борисова В., Джохадзе Н. Социальная философия. - Учебное пособие. - М., 2000. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. М., 2004. 4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2003. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. – М., Московская финансово-промышленная академия, 2009.
Дополнительная: 1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005. 2. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007. 3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1993. 4. Васильев Б.В. Идея общественного прогресса в философии русского неолиберализма // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 2. 5. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. 6. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. – М., 2006. 7. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996. 8. Галактионов Л.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. - Л., 1990. 9. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону, 2004. 10. Дугин А.Г. Философия политики. - М., 2004. 11. Дугин А.Г. Философия традиционализма. - М., 2002. 12. Замалеев А. Курс истории русской философии. - М, 1996. 13. Западная философия XX века. - М., 1994. 14. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004. 15. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. - Л., 1991. 16. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М., 2000. 17. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-4. - М., 18. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М,. 1989. 19. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М., 2005. 20. Крапивенский С. Общий курс философии. - Волгоград, 2004. 21. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. - М., 1990. 22. Леонтьев К.Н. Избранные письма. - СПб., 1993. 23. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991. 24. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003. 25. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989. 26. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX – начала XX века // Социально-гуманитарные знания. - 2009. – № 2,3. 27. Мир философии: В 2-х томах. - М., 1991. 28. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998. 29. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991. 30. Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1999. 31. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX века. - М., 1994. 32. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. 33. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002. 34. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998. 35. Радугин А. Философия. Курс лекций. - М., 2004. 36. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. - СПб,, 1997. 37. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995. 38. Современная западная философия. Словарь. - М., 1998. 39. Соколов С.В. Социальная философия - Учебное пособие для вузов. – М, 2003. 40. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. 41. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993. 42. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. 43. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. - М., 1975. 44. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005. 45. Философия истории. Антология. - М., 1995. 46. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004. 47. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007. 48. Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998. 49. http://citforum.creator.dr.ua/cfin/articles/inf theory.shtml. 50. http://www.chat.ru/astat/ahil.htm. 51. http://webcenter.ru/korn/index.htm. 52. http://www.list.ru/catalog/10203.htm.
ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Абстракция - отвлечение от ряда свойств в изучаемом явлении и актуализация внимания на рассматриваемом признаке. Данный термин введен римским философом Боэцием в процессе перевода сочинений Аристотеля с греческого на латинский язык. Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность. Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) - христианский богослов и философ. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви). Агностицизм - невозможность познания сущности явлений и закономерностей их развития. Данный термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 году. Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение определенной задачи. Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных решений; один из многих вариантов. Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай. Антиномия - логическое противоречие между утверждениями, каждое из которых имеет свое основание. Смысл этого термина встречается впервые у древнегреческих философов, которые учили об апориях - трудностях и безысходности познания вещей. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, и конечная цель всех совершающихся в мире событий. Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки. Архетип - глубинная порождающая структура, предельное основание. Аристотель, Стагирит (384-322 до н. э.) – великий философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот. Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ. Атеизм - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога. Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, писавший о приоритете свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории. Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. Благо - добро как благополучие. Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6ез исключения вещах, являясь их движущим началом. Бытие - философская категория, обозначающая все, что существует. Различают бытие природы, общества, человека, его духовного мира. Быть - значит существовать - материально и идеально. Первые рассуждения о сущности бытия и значении этого понятия присутствуют в древнеиндийском философском гимне о творении «Ригведе», где при осмыслении возникновения мира использовались понятия «асат» (небытие) и «сат» (бытие). В древнегреческой философии понятие «бытие» введено Парменидом. Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является опыт. Верификация - подтверждение истинности какого-либо высказывания логическим или опытным путем. В философии появление этого термина связано с позитивизмом, применившим метод верификации для определения научной состоятельности тех или иных теорий. «Веды» -философское учение Древней Индии, изложенное во II тыс. до н. э. в древних ритуальных книгах, и воссозданное во II веке до н. э. в «Законах Ману». Вольтер (1694-1778) - французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его философии истории лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе. Волюнтаризм - одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Яркими представителями волюнтаризма являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики, где центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, - это проявление идеи, понятия, духа. Генезис - происхождение, возникновение. Геоцентризм - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение). Гераклит Эфесский (ок. 544-483 до н. э.) - древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот «первоогонь» является чистым разумом, логосом, из которого произошло все существующее. Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов. Глобальный - имеющий дело с миром как целым. Гилозоизм - философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи. Гносеология - учение о познании (о путях, методах и формах познания окружающего нас мира). Данный термин введен немецким философом Баумгартеном (1714 -1762), однако интерес к проблемам познания возник с древними истоками развития философии. Наряду с этим термином, употребляется равнозначный по смыслу термин «эпистемология» (от греч. epistemеe- знание, наука). Гностицизм - философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи - «источнику зла». Гуманизм - философская концепция, возникшая в эпоху Возрождения, провозгласившая человека высшей ценностью; совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека. Даосизм - религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI - V вв. до н.э. Ее основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия. Деизм - религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия. Декаданс - кризисные, упадочные явления в обществе и культуре (чаще говорят об упадке искусства в конце 19 - начале 20 вв.). Декарт Рене (1596-1650) - французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии - дуализм души и тела, отождествление материи и пространства. Демокрит (ок. 460 - ок. 371 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает. Детерминизм - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Диалектика - теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Дидро Дени (1713-1784) - французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные - инструменты, наделенные способностью ощущать, и обладающие памятью. Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию. Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение. Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них. Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы - непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий. Дуализм - философское учение, считающее в противовес монизму, материальную и духовную субстациии равноправными началами. Закон - устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. В древнегреческой философии впервые идея закона (Логоса) встречается у Гераклита. Западничество - направление русской социально-философской мысли, объединяющее приверженцев европейского пути развития России. Западники отстаивали необходимость активного использования в России выработанных западной историей политических, экономических и культурных формы жизни. Являлись оппонентами славянофилов. Идеализм - философское направление, исходящее из первичности сознания (духовного) и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности - некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания). Идеология - логически стройный и внутренне законченный комплекс философских, социальных, политических и экономических идей, ориентированный на построение определенного типа общества. Идея - философский термин, с помощью которого обозначают, смысл, значение, сущность предметов и явлений. Первое учение об идеях создано древнегреческим философом Платоном. Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным. Индифферентность - равнодушие, безучастность. Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь. Интуиция - непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства. Иррационализм - философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т.к. познавательные возможности разума ограничены. Действительность считается хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая. Историзм - принцип познания вещей и явлений в их развитии в связи с конкретными историческими условиями. Признается необратимый и преемственный характер изменения вещей. Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»), принципиально недоступна человеческому познанию; оно возможно только относительно «явлений», т.е. способов, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте. Картезианство - философия последователей Декарта. Исходным пунктом предполагается самодостоверность сознания («мыслю - следовательно существую»), а также дуализм тела и души. При доказательствах использовался рационалистический математический метод. Категория - предельно общее понятие, отражающее существенные стороны действительности. Классический - идущий из прошлого (первоначально – из античности), традиционно-образцовый. Контекст - законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов. Конфуций (552-479 до н.э.) - китайский философ, основатель конфуцианства, представляющего собой философию морали. В основе его учения пять добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Концепция - основная мысль, представленная си
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.195 (0.018 с.) |