Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Философия, религия и искусство.

Поиск

Для характеристики философии важно не только установитьее взаимоотношение с наукой, но и с религией и искусством. Выясним, что общего между философией, религией и искусством, и в чем их отличие?

Философия, религия и искусство - три важнейших формы общественного мировоззрения (Г. Гегель рассматривал их как высшие формы познания Абсолютной идеи), которым присущи и общие и своеобразные черты. К общему можно отнести, прежде всего, то, что и в философии, и в религии, и в искусстве проблема смысла жизни, ее высших целей и ценностей является центральной, вокруг которой группируются все другие проблемы. В поисках истины и экзистенциального смысла бытия философия, религия и искусство, в отличие от конкретных наук, стремятся проникнуть с помощью разума, веры, интуиции и откровения в трансцендентный мир, находящийся за границами человеческого опыта и повседневного, обыденного представления о жизни. В определенные исторические отрезки времени общность между рассматриваемыми мировоззренческими формами сознания достигает такой полноты, что происходит как бы частичное слияние философии и религии, философии и искусства.

Слияние философии и религии отчетливо проявляется в использовании античной философии (прежде всего Платона и Аристотеля) для доказательства религиозных догматов в средневековой патристике и схоластике, в философской системе Гегеля, религиозном экзистенциализме, христианском персонализме, в учении Вл. Соловьева о Софии, неотомизме и т.д. Однако следует отметить, что такого рода слияния философии и религии возможно только на теоретическом уровне религиозного сознания, где осуществляется принцип единства веры и разума.

Соединение философии с искусством, ее художественно-эстетическая ориентация присутствуют в философии Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Камю, Сартра, а также у постмодернистов Фуко, Дерриды, Лиотара и др. «Философ, - писал Шопенгауэр, - никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Сторонники отождествления философии и искусства считали, что не абстрактными понятиями, а художественными средствами можно выразить глубинный смысл философского восприятия человеческого бытия. Именно чувственно-эстетическое познание обращается к индивидуальному, а не к общему, к насущным вопросам жизни человека, его переживаниям, страданиям, судьбе. Как говорил Ф. Ницше: «...мы должны непрестанно рожать наши мысли из нашей боли и по-матерински придавать им все, что у нас есть: кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу...». С другой стороны, и в самом искусстве постоянно присутствует интерес к философским идеям. Достаточно напомнить, что Достоевский свой роман «Преступление и наказание» посвятил художественному отражению ницшеанской идеи о том, что бог умер и теперь все дозволено.

Таким образом, существует много общего у философии и религии, философии и искусства. Однако это общее, разумеется, нельзя абсолютизировать и сливать в единое целое три качественно своеобразных формы общественного сознания. Они существенно отличаются друг от друга в первую очередь тем, каким образом отражаются в них проблемы бытия. Одна и та же идея – например, идея справедливости - по-разному выражается в философии, искусстве и религии. Философия познает и отражает бытие в общих понятиях, идея справедливости в ней представлена как этическая категория, выражающая универсальное значение, наиболее общее понимание ее сущности. В искусстве же мир природы и человека воплощается в конкретно-чувственных образах (поэтических, музыкальных, художественных и т.д.), поэтому справедливость здесь выступает в виде эмоциональных переживаний и конкретных поступков человека. В основе религии лежит вера в высшие, абсолютные, божественные ценности, к которым относится и справедливость - как установленная богом мера межчеловеческих отношений. Как отмечал Г. Гегель, если истину в науке и искусстве может постичь не каждый, то в религии как вера она дана для всех.

Для философии, также как для религии и искусства характерно многообразие взглядов на смысл человеческого бытия, сущность и устройство мира.

 

Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ. Многообразие философских школ и направлений, характерное для всех исторических времен, в том числе и для нашего, породило два крайних взгляда в оценке этого явления: скептицизм и догматизм. Скептики рассматривают многообразие философских систем как очевидное доказательство тщетности, несостоятельности философии в поисках истины и видят в истории философии историю человеческих заблуждений. Догматики, напротив, полагают, что познать истину можно, но сделать это способна только одна единственная, их собственная философия (философская система).

На самом же деле существование многообразных философских теорий, по-разному объясняющих природу и сущность явлений, отнюдь, не является симптомом кризиса в философии, тупиковой ситуацией, свидетельством бесплодности философской мысли в познании тайн бытия. Напротив, разнообразие философских концепций служит доказательством богатства идей и плодотворности философских исследований. Опыт духовного развития человечества (особенно в XX столетии) свидетельствует о том, что плюрализм научных воззрений является необходимым условием успешного развития теории. Здесь можно привести следующие аргументы: однообразие обедняет науку. Любая философская доктрина, объявившая себя истиной в последней инстанции, всезнающей, способной объяснить «все и вся», на самом деле таковой не оказывается, и рано или поздно обречена на догматизм. И в принципе можно сказать, что многообразие лежит в основе развития не только философии, но и природы, социальных систем, духовной культуры. Это многообразие мы наблюдаем и в истории Жизни на Земле, и в смене общественных форм, и в истории религии и искусства.

Наиболее глубоко оценил смысл и истину многообразия философских школ и направлений Г. Гегель: на диалектическом осмыслении этого многообразия он построил свою философскую систему. Великий немецкий философ увидел в многообразии философских концепций их единство. Существовала и существует одна философия, - подчеркивал Гегель, - но она обнаруживает себя не сразу, а раскрывается исторически в процессе перехода от односторонних, абстрактных определений и взглядов к более полному и конкретному содержанию философского знания о мире. Новая, более совершенная философская теория не отвергает полностью предшествующую, а преодолевает ее ограниченность, развивая ее рациональные стороны на следующем витке познания. На этом принципе, в частности, построены гегелевские «Лекции по истории философии».

Принцип многообразия (плюрализма) и толерантности (терпимости к разным точкам зрения) убедительно демонстрирует развитие современной философской мысли. В XX веке значительные философские идеи разрабатываются не в одной какой-либо доминирующей теории, а в многочисленных и разнообразных по своей проблематике и методам исследования философских направлениях и школах. Поэтому новейшей философии удалось открыть и разработать новые области исследования, такие, например, как философия жизни, философия культуры, психоаналитическая философия, философский мистицизм и иррационализм, философия науки и техники, философская герменевтика, философия диалога, экофилософия, философия глобальных проблем, философские проблемы информационной цивилизации и др. По-новому осмысливаются такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология.

Практические задания.

1. На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

2. Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

 

3. Русский философ В. Соловьев писал: ««Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

 

4. Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

 

Контрольные вопросы.

1. В чем отличия философии и науки?

2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?

3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?

4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?

 

Перечень литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.009 с.)