Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминологический аспект противодействия этнорелигиозному экстремизму в современной России

Поиск

Экстремизм – одно из социально-политических явлений современности, которое в условиях интеграции преодолев границы национальных государств, цивилизаций превратилось в серьезную угрозу безопасности социумов, народов, человечества.

Общее понятие экстремизма раскрывается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которым экстремистская деятельность (экстремизм) рассматривается, в частности, как деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии[218].

Этнорелигиозный экстремизм является одной из форм экстремизма. Однако, что следует считать этнорелигиозным экстремизмом, законодательно не определено. Существуют полярные точки зрения: от полного отрицания самого этого явления до придания этническому и религиозному факторам в его экстремистских проявлениях ключевого значения. Под этнорелигиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных и межэтнических отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности. Этнорелигиозный экстремизм представляет серьезную опасность для национальной безопасности страны. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, определяя национальные интересы во внутриполитической сфере, характеризует их как сохранение стабильности конституционного строя, обеспечение гражданского мира и национального согласия, правопорядка, а также нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма[219]. Следует отметить, что религиозный экстремизм имеет догматическую основу, поскольку каждая религия стремится утвердить собственный абсолютный и всеобъемлющий характер. Вместе с тем подобная доктринальная конфликтность религиозных систем далеко не всегда проявляет себя в виде непримиримого противостояния. Как правило, религиозный и этнический факторы используется в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных интересов различных сил и субъектов политического действия. Использование религиозных лозунгов зачастую способно привлечь значительные массы верующих и представителей духовенства, что придает конфликтам особенно ожесточенный и деструктивный характер. Как правило, этнорелигиозный экстремизм используют в своих интересах деятели радикальных националистических и конфессиональных движений. Наибольшую остроту этнорелигиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях совпадения религиозной и этнической самоидентификации народов. Особо следует выделить такие проявления этнорелигиозного экстремизма, которые осуществляются по инициативе и при поддержке внешних политических субъектов, стремящихся обеспечить свое доминирование в том или ином регионе мира. Действительно, анализ большинства военных конфликтов, террористических актов и вообще насильственных действий на южных и юго-западных границах евразийского материка, на границах столкновения «исламской» и «христианской» цивилизаций, позволяет сделать вывод о преобладании этнических и религиозных факторов, являющихся идеологической основой данных конфликтов.

Крайняя опасность дальнейшего распространения в России этнорелигиозного экстремизма обусловливает необходимость целенаправленной борьбы с ним. По мнению автора, она должна вестись по следующим направлениям.

Во-первых, путем усиления контроля за регистрацией и деятельностью на территории Российской Федерации международных благотворительных и религиозных организаций, религиозных и общественных исламских объединений. Следует отметить, что основными задачами государства и общества по противодействию этнорелигиозному экстремизму являются: нормализация политической обстановки в стране; формирование духа социального мира, недопущение политических, межнациональных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов, социальных разногласий в обществе; выявление и постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению этнорелигиозного экстремизма; повышение культурно-образовательного уровня населения, по средствам изучение религии, истории, культуры, традиций, повышение межрелигиозного взаимопонимания; формирование толерантности между этно-конфессиональными образованиями; противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, сообщества, организации; противодействие распространению информации и литературы, экстремистских материалов, направленных на разжигание межконфессиональных и межэтнических конфликтов; выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов противодействия экстремистской деятельности по профилактике этнорелигиозного экстремизма, совершенствованию методов и технологий взаимодействия их с общественными и религиозными объединениями[220].

Во-вторых, к основным мерам по предупреждению осуществления экстремистской деятельности следует отнести надзор за деятельностью исламских учебных заведений. В ходе антигосударственной деятельности идеологи и эмиссары ваххабизма особое внимание уделяют привлечению на свою сторону молодежи. К сожалению, существенная роль в этом процессе отводится религиозным учебным заведениям, основное финансирование которых осуществляется за счет частных пожертвований верующих, а также средств, выделяемых зарубежными исламскими организациями, которые, как правило, контролируются правительствами и спецслужбами своих стран. Следует подчеркнуть, что из всей массы исламских учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, государственную лицензию имеют единицы.

В-третьих, совершенствование деятельности органов прокуратуры по уголовному преследованию лиц, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, разжигающих религиозную и национальную рознь, по осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью в отношении приверженцев исламских экстремистских течений. Дальнейшее направление развития ваххабизма ведет уже от «развитого политизированного» ислама к крайне реакционному этнорелигиозному экстремизму, решающему свои политические цели силовым путем.

В-четвертых, важным субъектом профилактики, предупреждения и противодействия осуществлению экстремистской деятельности являются средства массовой информации. Они способны донести любые сведения до миллиардов людей за считанные часы, что по сравнению с публичными лекциями, книгами и другими способами обмена информацией ставит их вне конкуренции. Эта способность средств массовой информации быть эффективным орудием формирования общественного сознания давно подмечена, оценена и максимально используется при достижении политических, национальных, религиозных, экономических, социальных и иных целей, причем оказываемое влияние в зависимости от стоящих задач может быть как положительным, так и отрицательным. Известно, что экстремисты часто предполагают немедленное реагирование на их действия средств массовой информации и практически всегда требуют напрямую связаться с ними, для обращения к представителям органов власти и широкой общественности для разъяснения своих задач, пропаганды идеологии, а в некоторых случаях – и для получения поддержки своим преступным действиям со стороны отдельных групп общества. И в этой ситуации гражданская и профессиональная зрелость журналистов играют ключевую роль, в том числе и в направленности дальнейших действий экстремистов, а также в развитии, локализации, способах пресечения экстремистской деятельности и ликвидации ее последствий.

В-пятых, создание экспертного совета для проведения оценки содержания поступающей в Российскую Федерацию религиозной литературы с включением в его состав ученых-религиоведов, представителей христианского и мусульманского духовенства, политологов и юристов.

В-шестых, особого внимания, по мнению автора, заслуживает взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации с Русской православной церковью. Эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия религиозному экстремизму определяется уровнем ее организации, реальностью постановки перспективных и текущих задач, выбором наиболее целесообразных путей их достижения и обеспечивается по средствам взаимодействия и координации совместных усилий по вопросам противодействия этнорелигиозному экстремизму.

В целом же противодействие этнорелигиозному экстремизму требует усилий всего общества. Только путем сотрудничества государства, правоохранительных органов, общества и Русской православной церкви, можно достичь желаемых результатов и тем самым внести существенный вклад в становление гражданского общества и правового государства.

Трудовое право

А.В. Золотухина*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.008 с.)