Особенности применения компенсационных мер по праву вто и российскому законодательству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности применения компенсационных мер по праву вто и российскому законодательству.



Одной из целей вступления России в ВТО было обеспечение национальных интересов страны с помощью разработанных данной организацией механизмов защиты, к числу которых относятся средства защиты от субсидированного импорта, к которым относится, в том числе право на применение компенсационных мер к государствам, нарушающим Соглашение по субсидиями компенсационным мерам, 1993 г.

Правовой основой применения государствами субсидий в отношении национальных компаний является Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (далее - СКМ), которое было принято по результатам Уругвайского раунда переговоров государств-членов ВТО. Поскольку субсидирование в наибольшей степени применяется именно в сельском хозяйстве, развитию которого все страны придают большое значение, торговля аграрной продукцией была выведена из Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах. Регулированию аграрных вопросов было специально посвящено Соглашение по сельскому хозяйству. Кроме того, были предприняты первые шаги в отношении регулирования субсидий в индустрии услуг в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (далее - ГАТС).

В Российской Федерации правовой основой применения субсидий, а также мер ответственности по отношению к третьим странам является Соглашение Таможенного Союза о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, 25.01.2008г. (далее – Соглашение ТС). В тоже время остаются в силе Федеральный закон от 08.12.2003 г. «о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» №165-ФЗ и Федеральный закон от 08.12.2003 г. «об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ, в связи с чем остаются не ясными вопросы применения законодательства Российской Федерации по отношению к странам, входящим в Таможенный союз, а также к третьим странам, в виду того, что имеет место дублирование норм законодательства, между которыми также имеются некоторые расхождения.

В виду того, что в соответствии со ст. 15, где в п. 4 установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, для внешнеторговых отношений с иными государствами за пределами Таможенного Союза, Российская Федерация должна в первую очередь руководствоваться решениями Комиссии ТС, и только в иных случаях собственным законодательством.

В то же время ФЗ № 165, который по идее должен был бы утратить силу в связи с заменой его положений нормами Таможенного Союза, до сих пор остаётся действующим. Соответственно, остаётся неясным, в каком порядке, и к каким отношениям могут применяться указанные выше федеральные законы. Возможно ли их применение к странам-членам Таможенного Союза, в случае допущения ими нарушений? Так как, исходя из вышесказанного, комиссией Таможенного Союза были разработаны нормы, регулирующие отношения со странами, не входящими в Союз, а регламентация отношений в данной сфере между странами-членами осталась без внимания.

Основными параметрами для сравнения компенсационных мер в данных правовых системах являются: сущность компенсационных мер, основания применения, порядок реализации и правовые последствия.

Для начала стоит решить вопрос о том, что в данных правовых системах понимается под понятием «компенсационные меры», чтобы в дальнейшем вести речь об особенностях их применения.

Соглашение ТС определяет компенсационные меры, как - меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств Сторон, применяемая по решению компетентного органа посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо путём одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером; Стоит отменить, что в российском законодательстве (ст. 2 ФЗ № 165) даётся такое же определение данным мерам, в то же время в праве ВТО точного определения компенсационных мер не содержится, их сущность может быть выведена из норм СКМ, согласно которому к компенсационным мерам относятся компенсационные пошлины, временные меры и добровольные обязательства. Единственным различием в данных понятиях является основание их применения: в РФ и ТС – наличие специфической субсидии, в ВТО – любой субсидии, причиняющей неблагоприятные последствия, указанные в СКМ.

При этом в соответствии со ст. 5 СКМ неблагоприятными последствиями, дающими основание применять компенсационные меры, являются: нанесение субсидированием ущерба отечественной промышленности государства-члена, аннулирование или сокращение выгод, прямо или косвенно извлекаемых другими членами по ГАТТ 1994 г., серьёзное ущемление интересов другого государства-члена. В дальнейшем СКМ даёт понятие только понятию «серьёзное ущемление интересов», а в чём должны выражаться ущерб для отечественной отрасли и аннулирование и сокращение выгод остаётся неясным.

Нормы Таможенного Союза, как и российское законодательство основанием для применения компенсационных мер считают материальный ущерб отрасли экономики государств Сторон, угрозу причинения материального ущерба отрасли государств Сторон или существенное замедление создания отрасли экономики государств Сторон.

Интересным представляется тот факт, что в праве ВТО установлено, что компенсационные меры могут быть применены к любым субсидиям[289], применение которых приводит к негативным последствиям, в то время как по российскому законодательству компенсационные меры могут быть применены только к специфическим субсидиям[290]. Таким образом, российское законодательство сужает круг субсидий, за применение которых могут быть применены меры ответственности.

Далее рассмотрим по отдельности имеющиеся основания для применения компенсационных мер, принятые обеими правовыми системами.

Во-первых, нанесение ущерба отечественной промышленности государства. С точки зрения российского законодательства и норм ТС признаётся только материальный ущерб, понятие которого даётся в ст. 2 Соглашения ТС: - подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли экономики государств Сторон, которое выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в государствах Сторон и объема его реализации на рынке государств Сторон, снижении рентабельности производства такого товара, а также в негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли экономики государств Сторон и уровень инвестиций в данную отрасль экономики государств Сторон. Аналогичное определение содержится и в ФЗ № 165.

Во-вторых, серьёзное ущемление интересов, признаваемое основанием в праве ВТО имеет место при наличии следующих последствий: значительное занижение цены субсидированного товара по сравнению с ценой аналогичного товара другого члена на одном и том же рынке, либо значительное сдерживание роста цен, падение цен или падение продаж на одном и том же рынке и многие другие.

Таким образом, можно отметить некоторое сходство между последствиями, входящими в серьёзное ущемление интересов по праву ВТО и материальным вредом по российскому законодательству, при этом понятие серьёзного ущемления интересов гораздо шире, чем понятие материального ущерба, что предоставляет Российской Федерации меньше возможностей для применения компенсационных мер по Соглашению ТС, а значит обеспечивает и меньшую защищённость российских производителей во внешнеторговых отношениях.

 

Е.Е. Рукавишникова*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.035 с.)