Национальная оборона как средство обеспечения национальной безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная оборона как средство обеспечения национальной безопасности.



В настоящее время формируется новое мироустройство, в основе которого движение к глобализации и полицентризму[9]. Оба этих процесса оказывают сильное влияние на международную и региональную безопасность, а также на национальную безопасность практически каждой страны.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»[10]

Военные потребности государства должны определяться существующими и прогнозируемыми военными угрозами безопасности страны, отвечать ее интересам на международной арене. Угрозы безопасности могут иметь характер вероятности прямого военного нападения других государств или экстремистских организаций, втягивания страны в вооруженные конфликты. Также они могут обрести форму политического давления извне на основе военного превосходства других держав и союзов. В решающей степени все это определяется отношениями государства с окружающими странами, международными организациями и негосударственными движениями, то есть внешней политикой.

В настоящее время согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» основными угрозами военной безопасности РФ являются: «политика ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере», а также «отход ряда стран от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений»[11].

Для укрепления военного потенциала страны в условиях возрастания внешнего давления были в значительной мере увеличены затраты на национальную оборону, т.е. на совокупность мероприятий и действий, принятых и проводимых Российской Федерацией в целях гарантирования суверенитета, независимости и единства государства, территориальной целостности страны и конституционной демократии. Приняты и реализуются комплексные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. Идет серьёзная реформа военного образования[12].

Несмотря на то, что увеличение расходов на национальную оборону связано с объективной необходимостью сохранения баланса сил на международной арене, следует помнить об опасности втягивания страны в очередную гонку вооружений. В данный момент Российская Федерация не готова к противостоянию с совокупной экономической мощью потенциальных соперников. Данное мнение нашло отражение и в «Военной доктрине Российской Федерации». Подчеркивается, что военная политика РФ направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников[13].

Таким образом, укрепление национальной обороны является важным условием обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Однако данный процесс требует предельной аккуратности в соизмерении затрачиваемых усилий и получаемого результата. Иначе он может привести неэффективному использованию экономических ресурсов страны, а это в свою очередь окажет негативное воздействие на её безопасность.


Н.А. Кудряшова *

Роль религии в формировании светского государства (на примере США).

Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. При этом сохраняется роль государства как основной формы организации общественно-политической власти.

История США наиболее четко показывает, какую роль играет религия в становлении и развитии светского государства.

Именно благодаря ей на ранних стадиях развития государственной власти, она приобрела следующие черты:

· Публичный характер;

· Демократизм;

· Легитимность;

· всеобъемлемость (распространение на все общество в целом);

· Опора на религиозные общины;

· Миссианство;

В Америку в первую очередь переселялись английский пуритане, которые из-за разногласий на родине вынуждены были искать новое место жительство. Главным образом они заселяли Северную Америку, и на основании независимости и самоуправления религиозной общины, основывали поселения. Первые религиозные догмы и доктрины переселенцев напрямую вытекали из Библии.

Категории изгнания из рая, первородного греха, спасения, предопределения, избранности и обращения были повседневной духовной пищей. Однако своеобразие религиозного мышления заключается в том, что богословие волновало их не столько само по себе, сколько в приложении к течению повседневной жизни, особенно общественной. Их интерес к богословию, если оценивать его по меркам XVII века, был чисто практическим.

Потребность как можно совершеннее воплотить Истину в слове занимала пуритан меньше, нежели необходимость воплотить в устройстве жизни их общины в Америке ту истину, которая соответствовала их мировоззрению.

Вплоть до середины XVIII века не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения из области теоретического богословия. И вовсе не оттого, что в Новом Свете невозможно было писать книги. Скорее потому, что богословская теория не входила в круг интересов новоявленных американцев. (Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М.: 1993.)

В рамках общей доктрины протестантства не однажды делался акцент на особой роли проповедования. XVII век был веком ярчайшего расцвета проповеди на английском языке, причем проповеди не только пуританской. Протестантизм оказал большое влияние на увеличение процента грамотного населения, была сформирована ценность к знаниям, образованию. Именно ими были основаны первые светские образовательные учреждения – колледжи.

Пуританская же проповедь "больше напоминала речь юриста в суде, нежели произведение искусства". Канонически она включала в себя следующие составляющие: "речение", "рассуждение" и "поучение".

Первое содержало истолкование проповедником того или иного места из Библии (с него начиналась всякая проповедь); второе представляло собой развернутый свод аргументов в пользу истинности "речения"; наконец, в третьем намечались пути воплощения изложенного в житейский опыт прихожан - иными словами, конкретизировался вытекавший из проповеди "урок", наставление.

Пуритане предъявляли к людям максимальные требования и не терпели уклонений от установленных правил. Именно из-за этого раннее право колоний отличалось идеализмом и жестокостью.

После того как в 1660 году потерпел крах пуританский политический курс, каждый из носителей этого вероучения оказался предоставлен самому себе. Помыслы рядовых пуритан устремлялись внутрь; любому из них не оставалось ничего другого, как отыскивать, собственный путь духовного совершенствования без оглядки на окружающих. В Америке, пребывавшей вне сферы английской внутренней политики, за пуританами сохранилась свобода продолжения их социальной деятельности. (Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М.: 1993.)

Само значение пуританизма оказалось двойственным, также оказывало влияние квакерство, которое способствовало признанию неограниченной свободы человека и веротерпимости.

В Америке воскресная служба определялась в законе как "публичное возглашение Слова Божия". С трудом можно припомнить в жизни общины сколько-нибудь значимое событие, которое не сопровождалось бы проповедью. Наиболее примечательны, пожалуй, были проповеди, приуроченные к очередным выборам; посредством таких проповедей духовное сословие ощутимо влияло на ход политических событий.

С ригоризмом протестантского мировоззрения связано проявляющееся мессианство США: все население считает свой образ жизни, систему ценностей универсальной и наилучшей, и ставят перед собой задачу распространения своей государственной и общественной системы.

Неоднозначный характер пуританства обусловил противоречивость внутренней и внешней политики США, проявление то мессианизма, то прагматизма, то приверженности демократии, то нетерпимость к представителям других народов.

Таким образом, религия оказала консолидирующее значение: сплачивала общество, укрепляя государственную власть. Она играла роль политической идеи, имея чисто практическое, нежели духовное значение, подстраивалась под определенные цели и задачи, которые необходимо было разрешить в конкретной исторической эпохе. Благодаря религии, государственная власть приобрела публичный характер, опирающийся на принципы демократизма; она обеспечивала легитимность власти, что позволило укрепить государство, впоследствии превращенное в сверхдержаву.

Выполнив свое предназначение на этапе формирования государства и его становления, она позволила закрепить принцип светского государства, провозгласив тем самым отмену государственной религии и свободу вероисповеданий и конфессий. Этому не противоречит служба протестантских священников в Конгрессе и в армейских соединениях за государ­ственный счет. На данный момент в США много религиозных меньшинств (католи­ки, иудеи, мусульмане и др.), но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.

В современной Америке легитимация государства носит сакральный характер, т.е. создается «государственная религия», как особое религиозное отношение гражданина к государству, его символике.


Меркурьева А.И. [††††]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.008 с.)