Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О некоторых вопросах уголовно-правовой квалификации терроризмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время терроризм представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества в целом. Это обусловило необходимость создания международно-правовой базы для борьбы с ним. Были разработаны и приняты около двух десятков универсальных и региональных конвенций, определяющих правила межгосударственной уголовно-правовой политики по борьбе с отдельными преступлениями террористического характера. Однако до сих пор отсутствует единая всеобъемлющая конвенция относительно терроризма, которая бы содержала его определение, а не перечисление конкретных видов преступлений террористического характера. В конце октября 2011 года в Пекине состоялся Третий международный форум по проблемам преступности и уголовного права в эпоху глобализации, на рассмотрении которого стоял вопрос - «Терроризм в эпоху глобализации: основные тенденции и проблемы противодействия». В ходе работы форума была выработана позиция, согласно которой «для разработки всеобъемлющей Конвенции о борьбе с терроризмом, которая может быть представлена на рассмотрение Организации Объединенных Наций, требуется сформулировать общепризнанное научное юридическое понятие терроризма, пригодное к использованию для целей укрепления законности, обеспечения и защиты прав человека в международной борьбе против терроризма»[190]. Одним из путей определения понятия терроризма является своеобразный «аудит»[191] национального законодательства государств-членов ООН, с целью оценки достоинств и недостатков используемых ими дефиниций терроризма. Можно сказать, что сложились два подхода к уголовно-правовой квалификации терроризма - казуистический и абстрактный[192]. При казуистическом подходе определения терроризму не даётся, квалификация происходит через конкретно указываемые составы преступлений. При абстрактном же подходе терроризм (или в некоторых случаях – террористический акт) определяется как сложное преступление, состоящее из общеуголовных преступлений, совершение которых преследует специальную дополнительную террористическую цель: нарушение безопасности государства и (или) общественного порядка, создание опасности для жизни или здоровья многих людей, оказание воздействия на органы власти (например, в Италии, Испании, Португалии, Франции). Что касается российского законодательства, в настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации определение терроризма отсутствует, хотя оно существовало с момента вступления в силу УК РФ и до 27 июля 2006 года, когда его заменили термином террористический акт, при этом объективная сторона почти не изменилась. Терроризм упоминается в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК и примечании 1 к этой статье (финансирование терроризма), а также в названии, диспозиции части 1 и примечании к статье 205.2 УК (оправдание терроризма). Содержание термина не раскрыто, что позволяет сделать вывод о бланкетном характере перечисленных норм. В п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ дается законодательное определение терроризма, которым признается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Однако такая дефиниция, по мнению В.С. Комиссарова, определяет терроризм как социальное явление и не вполне пригодна для включения в механизм уголовно-правового регулирования общественных отношений[193]. Как известно преступление – это общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под страхом наказания. В то время как идеология насилия является концептуально оформленной системой взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к применению насилия для достижения террористами определенных целей. В том случае, если идеология не призывает к совершению преступлений, а лишь на теоретическом уровне обосновывает возможность и необходимость применения насилия как средства реализации политических задач, то с позиции российского уголовного закона их не получится квалифицировать в качестве преступления. То есть идеология сама по себе не является уголовным преступлением, пока она не выразится в конкретных общественно опасных деяниях, запрещенных УК РФ. С этой точки зрения определение терроризма, содержащееся в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», невозможно использовать для целей уголовно-правовой квалификации, потому что, оно посвящено социальному явлению, а не преступлению. Помимо упомянутого закона, определение понятию терроризм содержится в международных конвенциях, участником которых является Российская Федерация. Большинство из них перечисляет конкретные преступления террористического характера. Наиболее актуальными представляются Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г., поскольку именно в них сделана попытка отойти от казуистического подхода и сформулировать универсальное определение терроризма для целей международного сотрудничества в этой области. В ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., содержится следующее определение терроризма – это любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон. Эта дефиниция представляется слишком расплывчатой и широкой. Еще одни существенный недостаток – определение в качестве одной из целей запугивание населения, поскольку оно является средством или промежуточным результатом достижения конченой политической цели. В связи с этим данное определение непригодно для уголовно-правовой квалификации терроризма. В ст. 2 Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г. терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству. Это понятие более конкретно, однако оно имеет тот же недостаток, что и определение терроризма, содержащееся в ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму». Криминализации подлежит не только общественно опасное деяние в форме насильственного воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, но и идеология насилия, которая сама по себе не является преступлением с позиции российского уголовного права. Таким образом, термин «терроризм», использующийся в УК РФ, не имеет определения в законодательстве, которое можно было бы использовать для квалификации общественно опасных деяний в качестве преступлений в силу указанных недостатков. Следовательно, необходимо разработать определение терроризма, пригодное для применения в российском законодательстве для практической цели квалификации преступлений. Оно также же бы позволило продвинуться в вопросе разработки единой всеобъемлющей конвенции относительно международного терроризма, поскольку такое определение способно стать эффективным юридическим инструментом в борьбе с этим глобальным вызовом мировому правопорядку[194].
А.А.Ильина *
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.008 с.) |