Правовое положение лиц отбывших наказание



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение лиц отбывших наказание



Сущность института судимости и его уголовно-правовые последствия определяются уголовным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ[142] состояние судимости возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости. Лицо считается судимым как в период отбывания наказания, так и в течение определенного срока после отбывания наказания. Юридическое значение судимости заключается в том что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами.

Такие правоограничения подразделяют на две группы:

- уголовно-правовые

- общеправовые.

Судимость также учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

Общеправовымипоследствиями называют правоограничения в отношении лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость. Они имеют ярко выраженную профилактическую направленность. Такие ограничения установлены при принятии на службу в органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, в качестве судей, прокуроров и иных категорий работников. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об оружии»[143] запрещается выдавать лицензии на приобретение оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. В других сферах деятельности правовой статус лиц, отбывших наказание, не отличается от правового положения остальных граждан.

Административный надзор

В отношении освобожденных, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны, может применяться административный надзор:

- в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц, которые были ранее осуждены за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

- за тяжкие преступления 2 или более раз к лишению свободы за особые умышленные преступления либо ранее освобождавшиеся из мест лишения свободы условно-досрочно и вновь совершившие умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

И если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина зависит от поведения самого лица, то для вос­становления социально-экономического положения ему необходима помощь, а также контроль. В особенности это касается бытового и трудового устройства освобождаемых.

Опыт показал, что отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Поэтому на администрацию исправительного учреждениязакон возлагает обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Практика накопила богатый опыт организации работы по подготовке осужденных к освобождению (организация разнообразных школ, проведение специальных занятий, циклов лекций, бесед и т.п.).

Проблемам трудовогоустройства лиц, отбывших наказание, уделяется внимание и в ходе исполнения наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободыадминистрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы мест­ного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Особые проблемы с трудовым и бытовым устройством возникают у лиц престарелого возраста, утративших не только трудоспособность, но и все социально полезные связи. Закон установил, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные пенсионного возраста, по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в специальные дома инвалидов и престарелых.

Бытовое устройствоосвобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенно сложным вопросом. Многие осужденные утратили право на жилье в связи с ранее действовавшей нормой о потере права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы. Наличие у освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там на регистрацию и отмена ограничений в ней служат основанием для возвращения его для проживания по прежнему месту жительства.

В целях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья.

Специфика правового положения лиц, освобожденных от отбывания наказаниязаключается и в том, что определенное время они находятся под контролем как со стороны органов госу­дарства, так и общественности. В юридической литературе такой контроль именуют «криминологическим», «профилактическим»и т.д. Его сущность в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, доведении до компетентных органов сведений о недостойном поведении лица, оказании ему посильной помощи и т.д.

В рамках осуществления администра­тивного надзора к освобожденным могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение выезда за пределы района (города);

в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

г) обязательная явка в милицию для регистрации от одного до 4 раз в месяц.

Ограничения могут быть приме­нены в полном объеме или частично. Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от 6 месяцев до 1 года. Он может быть продлен каждый раз до 6 месяцев, но не свыше сроков судимости. Существует возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту. За уклонение от выполнения правил надзора гражданин может быть привлечен к административной ответственности.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регулирует порядок выбытия осужденного из учреждения или органа, исполняющего наказание, и проезда до выбранного им места жительства.

В соответствии со ст. 181 УИК РФ освобождаемым осужденным в целях способствования им в адаптации к условиям жизни общества, в особенности при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики правонарушений им оказывается материальная помощь в разных формах:

- освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания

- деньгами на проезд по установленным нормам.

Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием.

При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выделено единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций.

При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государ­ства.

Таким образом, из всего выше сказанного можно заключить, что законодательство Российской Федерации регулирует правовой статус лиц, отбывших наказание, оказывая им помощь в адаптации, трудоустройстве и налаживании бытовых условий и осуществляя контроль за их дальнейшей жизнью, ограничивая при этом их в некоторых действиях. Можно предположить, что данные меры могут иметь профилактическую направленность, сокращая преступность и количество рецидивов.

Но это лишь формальное решение проблем. Существует и другие, более насущные проблемы. Например, проблема отношения общества к людям отбывшим наказание. Негативное отношение родственников, друзей, соседей не дает в полной мере адаптироваться освобождаемому из мест лишения свободы. На мой взгляд эта насущная проблема не решаема на данный момент времени, но может быть смягчена уменьшением количества рецидивов преступлений вышеизложеннымиспособами.

 


В.Г. Ласкова*



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.016 с.)