Проблемы охраны товарного знака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы охраны товарного знака



Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Охраноспособность товарного знака – это такое его качество, которое не возникает безусловно. Для его появления товарный знак должен быть зарегистрирован. Именно с момента государственной регистрации товарный знак подлежит охране.

Как правило, незаконно используются общеизвестные товарные знаки, т.е. такие, которые широко известны и популярны в пределах одного или нескольких государств. Это связано с тем, что потребители узнают товары, маркированные общеизвестным товарным знаком, он ассоциируется с конкретным производителем и качеством товара. Нарушители получают колоссальные прибыли от реализации товаров с незаконным использованием таких товарных знаков.

Иногда возникают проблемы, связанные с несвоевременной регистрацией производителями товарных знаков, которые позже становятся общеизвестными. Третье лицо регистрирует знак, используемый производителем, который своим трудом «раскрутил» его и сделал общеизвестным, тогда владелец обозначения также подает заявление о государственной регистрации. Встает необходимость: во-первых, доказать что знак известен широкому кругу лиц и регистрация первого субъекта незаконна и является злоупотреблением.

Следующая проблемная ситуация, возникающая при регистрации товарного знака, именуется в литературе «размывание» товарного знака, т.е. регистрация аналогичного или сходного до степени смешения товарного знака, но для маркировки товаров и услуг иного рода.

При регистрации товарных знаков производится проверка на наличие сходных до степени смешения или аналогичных товарных знаков. При сопоставлении регистрируемого обозначения учитываются заявленные и зарегистрированные товарные знаки в отношении однородных товаров. Именно то, что знаком должны маркироваться однородные товары и допустило возможность «размывания» товарного знака.

Концепция «размывания» товарного знака возникла в Англии в связи с делом, в котором владельцы известного товарного знака «KODAK» выиграли по иску против компании, производившей велосипеды «KODAK».

Регистрация аналогичных товарных знаков может неверно указывать на наличие связей между производителями – владельцами первого и второго товарного знака.

Может возникнуть следующее противоречие между двумя товарными знаками, регистрируемыми в отношении различных категорий товаров: более молодой знак (т.е. позднее зарегистрированный) становится известным, тогда как зарегистрированный раньше – нет. В таком случае, владелец товарного знака, который зарегистрирован позднее может подать иск к владельцу ранее зарегистрированного товарного знака в незаконности использования последним товарного знака, в связи с тем, что он может ввести в заблуждение покупателей.

Следующая проблема связана с торговлей товарными знаками.

Известны многочисленные случаи регистрации товарных знаков тождественных или сходных до степени смешения со знаками иностранных фирм, которые планируют выход на российский рынок, с целью заставить выкупить их товарный знак, правомерно используемый фирмой за пределами России[322]. Для невозможности подобного злоупотребления заключаются многосторонние международные договоры, один из важнейших – Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891г. Данный договор направлен на преодоление принципа территориальности в охране товарных знаков. Сущность данного Соглашения состоит в том, что товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро интеллектуальной собственности, получает в странах, участвующих в Соглашении, такую же охрану, как если бы он был заявлен там непосредственно (п.1 ст.4). Если же товарный знак регистрируется только в одной стране, то в иных странах он правовой защиты не получат. Это связано с тем, что один из обязательных признаков товарного знака – новизна, является относительным, а не абсолютным.

Проблема торговли товарными знаками может возникнуть и в сети Интернет при конфликте между товарным знаком и доменным именем. Законом запрещено использование зарегистрированных товарных знаков в доменном имени. Доказыванию подлежит сходство доменного имени до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на имя другого лица, нежели владелец дома. В известном деле о доменном имени и товарном знаке «коммерсант» данные факты были доказаны следующим образом. Для доказательства сходства до степени смешения были использованы одновременно три подхода: транслитерация, указанная в регистрации по Мадридскому соглашению и Протоколу; ссылка на ранее рассмотренные споры о транслитерации японских знаков товарных знаков; логии статистики сервера, указывающие, что большинство посетителей используют транслитерацию «kommersant», чтобы попасть на сайт. На недобросовестность ответчика указывали предоставленные истцом документы, подтверждающие регистрацию ответчиком ряда доменных имен, содержащих зарегистрированные товарные знаки третьих лиц и предложение их к продаже, пассивное удержание доменного имени[323].

В соответствии с действующим законодательством одновременно не могут быть зарегистрированы товарный знак и фирменное наименование.

Степень защищенности товарного знака от его использования в качестве фирменного наименования вообще незначительна. Дело в том, что законодательством установлен запрет на регистрацию товарного знака в отношении одного лица при наличии тождественного фирменного наименования, принадлежащего другому владельцу, недопустимость же регистрации фирменного наименования при наличии тождественного товарного знака законом не предусмотрена.

На практике же не только фирменное наименование не проходит проверку на наличие идентичных товарных знаков, но и товарный знак при его регистрации не проверяется на наличие аналогичных фирменных наименований, поэтому вероятность появления принадлежащих разным лицам тождественных товарного знака и фирменного наименования чрезвычайно велика. И если обладатель фирменного наименования может оспорить более позднюю, чем регистрация фирменного наименования, регистрацию товарного знака, то возможности владельца товарного знака по защите своих интересов в данном случае крайне ограничены. Во избежание подобных столкновений интересов обладателю фирменного наименования предпочтительнее зарегистрировать его также в качестве товарного знака.

В связи с нарушением прав владельцев товарных знаков возникает необходимость оценки прав на товарные знаки. В России стоимость прав на товарный знак для целей бухгалтерского и налогового учета принимается равной затратам на его создание. Согласно ПБУ 14/2000 и ст.257 НК РФ на стоимость нематериальных активов относятся только израсходованные материальные ресурсы, расходы по оплате труда, оплата услуг сторонних организаций, патентные пошлины.

Необходимость оценки прав на товарные знаки возникает в следующих случаях: при взносе прав на товарный знак в качестве вклада в уставный капитал, при обосновании цены сделки по купле-продаже прав на товарный знак, при продаже целого предприятия, при заключении лицензионных договоров, при определении ущерба от фальсификации товаров и услуг, при страховании товарного знака[324]

Е.Н. Куфтина*

К вопросу о заключении контракта на лечение гражданина РФ за рубежом за счёт средства федерального бюджета

Немногие знают о том, что есть возможность получить качественное медицинское лечение за границей за счет средств Российской Федерации. Вместе с тем, указанная возможность существует с середины 90х годов. Главное условие - чтобы эффективные технологии лечения, которые могут помочь пациенту, в России отсутствовали.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет направление граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации в соответствии с «Правилами направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2008 г. № 72, и «Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 г. № 1571н.

Направление граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее – «лечение») осуществляется в случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в условиях российских клиник. В основном – это трансплантация сердца детям, трансплантация костного мозга от неродственных доноров, нейрохирургические вмешательства при эпилепсии, лечение патологии опорно-двигательного аппарата.

В рамках реализации указанной программы Российской Федерацией выделяются существенные денежные средства. Так, лимит бюджетных обязательств бюджета Российской Федерации, запланированных на лечение вырос по сравнению с 2010 годом с 148,7 млн. рублей до 177, 12 млн. руб. в 2013 году. За счет указанных средств с 2011 года по настоящее время на лечение за пределы территории Российской Федерации направлено – 27 чел., из них - 19 детей, в том числе: 2011 г. – 15 чел., 2012 – 4 чел., 2013 г. – 8 чел. В основном направления пациентов осуществлялись в клиники Германия (12 чел.) и Италии (10 чел.).[325]

Для того чтобы получить «больничный лист» за границу, пациент должен пройти обследование в одном из федеральных медицинских учреждений, врачи которого дадут заключение о том, что все возможности лечения на родине исчерпаны, а методы, которые могут ему быть полезны, есть в других странах. Затем с заявлением и заключением врачебной комиссии, а также личными документами пациент может обратиться в Минздравсоцразвития. Там его рассмотрит специальная комиссия из ведущих специалистов. По ее заключению могут быть назначены и дополнительные обследования в других российских лечебно-профилактических учреждениях. После того, как все необходимые заключения получены, комиссия принимает решение: направить больного за рубеж или отказать.[326]

Однако действующее законодательство РФ не в полной мере регулирует указанные отношения, упуская существенные условия содержания договора о лечении гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Решением указанной проблемы может стать подготовленный Минздравсоцразвития в 2013 году проект постановления «О Правилах заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» в котором прописан порядок выбора медицинского учреждения, а также определены реквизиты, которые в обязательном порядке должен содержать контракт.

Настоящие Правила устанавливают общие положения при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации.Федеральным органом исполнительной власти, заключающим Контракт с иностранной организацией, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.Заключение Контракта с иностранной организацией является одной из административных процедур при оказании Министерством в установленном порядке государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение.

В проекте закрепляется порядок выбора Министерством медучреждения, которое будет лечить россиянина. При этом возможны два пути: 1) путем проведения запроса предложений, в случае, когда пациент нуждается в оказании плановой медицинской помощи; 2) Путем осуществления закупки услуг у единственного поставщика. Заключение контракта с иностранной организацией, как с единственным поставщиком услуг, связанных с лечением пациента за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в случае когда: необходимо срочное медицинское вмешательство; запрос предложений в соответствии с законодательством Российской Федерации признан не состоявшимся.

Контракт с иностранной организацией обязательно должен содержать: ориентировочное значение цены контракта; перечень предполагаемых услуг, связанных с обследованием и/или лечением пациента и сроки их оказания (смета расходов); обязательства сторон по исполнению условий контракта; ответственность сторон за невыполнение условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством страны по месту расположения иностранной организации.

В то же время, допускается по соглашению сторон изменение существенных условий Контракта с иностранной организацией при его исполнении в случае, если возможность изменения его условий была предусмотрена документацией о закупке и Контрактом с иностранной организацией, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика - Контрактом с иностранной организацией.[327]

В настоящее время, указанный проект постановления все еще остается проектом, что носит весьма негативный характер, так как вышеуказанный документ вносит ясность в вопрос оказания медицинских услуг гражданам России за рубежом за счет средств федерального бюджета. Кроме того, вступление в силу проекта постановления урегулирует финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой всего комплекса услуг по осуществлению лечения граждан Российской Федерации за рубежом. В результате чего, не потребуется привлечения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, что способствует рационализации его использования.

М.Ю. Лобанова*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.012 с.)