Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение правовой охраны товарного знака и наименования места происхождения товара

Поиск

Согласно ст. 29 Закона о товарных знаках, правовая охрана товар­ного знака прекращается:

в связи с истечением срока действия регистрации товарного зна­ка;

на основании вступившего в законную силу решения суда о дос­рочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными ка­чественными или иными едиными характеристиками;

на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;

на основании решения федерального органа исполнительной вла­сти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица — правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — правообладателя;

в случае отказа от нее правообладателя;

на основании решения, принятого по поданному в Палату по па­тентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистри­рованного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

В соответствии со ст. 421 Закона о товарных знаках правовая охра­на наименования места происхождения товара прекращается:

в связи с исчезновением характерных для данного географическо­го объекта условий и невозможностью производства товара, обладаю­щего указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров свойствами;


в связи с утратой иностранными юридическими или физически­ми лицами права на данное наименование места происхождения то­вара в стране происхождения товара.

Действие свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара прекращается:

в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Государст­венном реестре наименований мест происхождения товаров в отно­шении данного наименования места происхождения товара;

в связи с прекращением правовой охраны наименования места происхождения товара;

в случае ликвидации юридического лица — обладателя свидетель­ства;

на основании поданного в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявления обладателя свидетельства.

Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентным спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также вступившего в законную силу решения суда.

Маркирование товаров

Термин «маркировка» (от франц. «marguer» — отмечать) означает условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре1.

Товар не признается готовым к передаче, если он не Маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора (ст. 458 ГК).

Обычно на маркировке товара указываются: наименование това­ра, назначение товара, порядок использования, меры предосторож­ности при использовании, количество, качество, состав, дата изготов­ления.

Носителем маркировки могут быть:»/этикетка товара ^паспорт из­делия, прилагаемый к нему; бумажный носитель, приклеиваемый на товар; иные носители.

В международных отношениях применяется Европейский стан­дарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она пред­ставляет собой 13 черных и белых штрихов разной ширины, наноси-

См.: Современный экономический словарь. С. 399.


76 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров



 


мых на изделие типографским способом. Штрих-кодовая маркиров­ка предназначена для машинного считывания. Линии штрихов со­стоят из четырех групп. Линии первой группы несут зашифрованную информацию о ст ране-изготовит еле. Линии второй группы — о пр едприятии-изготовител е. Пять штрихов третьей линии несут в себе информацию о самом товаре. Четвертая линия — кдюч к шифру. "

Принцип штрих-кода — кодирование алфавитно-цифровых зна­ков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этих цифрах из­готовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре.

Штрих-код выполняет не только общие функции информацион­ного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций, среди которых можно выделить1:

автоматизированную идентификацию товаров с помощью маши-носчитывающих устройств;

автоматизированный учет и контроль товарных запасов; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований. Необходимость внедрения штрих-кода возникла в связи с разви­тием информационных технологий и внедрением ЭВМ в сферу про­изводства и торговли. Штрих-код обеспечивает возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки, передачи в разные кана­лы товародвижения и продажи упростить документальное оформле­ние товаров на разных этапах.

В России штриховые коды также распространены. Их присваива­ет товарам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической иден­тификации — ЮНИСКАН.

В настоящее время требования маркировки отдельных видов то­варов, правила ее осуществления предусмотрены рядом норматив­ных правовых актов РФ. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании про­изводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции»2 подлежит обязательной маркировке следующая продукция.

См.: АпельА.Л., Бабянская Н.С. Указ. соч. С. 34—35. 2 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1999. № 2. Ст. 245.


1. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%,
производимая на территории Российской Федерации, за исключением ал­
когольной продукции, поставляемой на экспорт.

Данная продукция маркируется федеральными специальными марками. С 1 июня 2003 г. Правительством РФ введены федеральные специальные марки нового образца1.

Указанные марки приобретаются организациями, выпускающи­ми такую алкогольную продукцию, в государственных органах, упол­номоченных Правительством РФ.

2. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%,
произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная
для розничной продажи.

Данная продукция маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории кото­рого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приоб­ретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном законом.

Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных спе­циальных марок определены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 723 «Об утверждении общих требований к поряд­ку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок»2.

Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок опреде­ляются субъектами Российской Федерации по согласованию с госу­дарственным органом, уполномоченным Правительством РФ. Так, 17 января 2003 г. принято постановление Правительства Республики Мордовия № 14 «Об утверждении порядка и условий выдачи разре­шений на учреждение акцизных складов на территории Республики Мордовия и порядка изготовления, приобретения и выдачи регио­нальных специальных марок Республики Мордовия»3.

3. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%,
ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской
Федерации.

1 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 212 «О маркировке
алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» // СЗ
РФ. 2003. № 16. Ст. 1528.

2 СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3934.

3 Известия Мордовии. 2003. № 80 (22, 945).


78. Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров



 


Данная продукция должна маркироваться акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, импорти­рующими алкогольную продукцию.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008 «Об акцизных марках»1 введена маркировка табака и табачных изде­лий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

На таможенную территорию РФ запрещается ввоз подакцизных товаров, не маркированных марками акцизного сбора, за исключени­ем случаев ввоза:

алкогольной продукции, табака и табачных изделий в соответст­вии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики;

алкогольной продукции, табака и табачных изделий отдельными категориями иностранных физических и юридических лиц, пользую­щихся таможенными льготами в соответствии с таможенным законо­дательством РФ;

алкогольной продукции, табака и табачных изделий физическими лицами не для производственных или иных коммерческих целей, в отношении которых применяется льготный порядок перемещения товаров в соответствии с таможенным законодательством РФ;

алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 9% (включительно) объема готовой продукции;

в качестве выставочных образцов и образцов для сертификацион­ных испытаний в количестве не более пяти единиц алкогольной про­дукции (бутылок или иной тары) и 200 штук табачных изделий каж­дого наименования.

Реализация алкогольной продукции, табака, табачных изделий, не маркированных акцизными марками установленного порядка, за­прещается. Исключение составляет реализация конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкоголь­ной и табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ.

За маркировку в установленном порядке подакцизных товаров от-вественны лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные това­ры через таможенную границу РФ.

Правила маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федера­ции, утверждены постановлением Правительства РФ от 20 апреля

СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4502; 2001. № 9. Ст: 857.


2000 г. № 355'. Согласно данным Правилам, марка должна наклеи­
ваться на упаковку подакцизного товара до ввоза его на таможенную
территорию РФ. Марка наклеивается на упаковку, в которой подак­
цизный товар представляется для розничной продажи и которая неот­
делима от него до употребления. Марка плотно наклеивается поверх
закупорочного элемента или на месте предполагаемого вскрытия упа­
ковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к повреж­
дению марки и исключало возможность ее повторного использова­
ния. Не допускается нанесение поверх марки каких-либо элементов
упаковки (за исключением прозрачной целлофановой обертки на
упаковке табака и табачных изделий), которые закрывают ее поверх­
ность и затрудняют определение ее подлинности.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации»2 с 1 августа 1999 г. введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной мар­кой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами.

Согласно п. 3 данного постановления, на территории РФ запре­щены: производство табака и табачных изделий без маркировки спе­циальными марками — с 1 ноября 1999 г. (папирос — с 1 января

2001 г.); реализация — с 1 мая 2000 г. (папирос — с 1 апреля 2001 г.).
Правомерность введения Правительством данной маркировки

подтверждена решением Верховного Суда РФ от 4 сентября 2003 г. № ГКПИ 03-786 и определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2003 г. № КАС03-473.

ОАО «Донской табак» обратилось в Верховный Суд РФ требованием о признании недействующими (незаконными) п. 1, 2, 3 и абз. 3 п. 4 постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации», считая, что Прави­тельство РФ незаконно установило ограничения по обороту табачных изделий, не имеющих специальной маркировки, и обязанности производителей по приобретению. специальных марок и нанесению маркировки. По мнению ОАО, постановление нару­шает требования антимонопольного законодательства, изменяет содержание обязанно­стей участников налоговых отношений, устанавливает федеральный сбор, что допусти­мо только на основании федерального закона.

1 СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1884.

2 СЗРФ. 1999. №25. Ст. 3126.

3 См.: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».


80 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров



 


Верховный Суд РФ нашел данное заявление не подлежащим удовлетворению. Оп­ределением Верховного Суда РФ от 20 октября 2003 г. данное решение было оставлено без изменения.

При принятии данных судебных решений Верховный Суд РФ исходил из следую­щих позиций.

Во-первых, введение обязательной маркировки табака и табачных изделий спе­циальной маркой, подтверждающей легальность их производства, связано с увеличе­нием объема нелегально произведенной на территории России табачной продукции, которая по качеству не соответствует предъявляемым требованиям, и направлено на защиту интересов легальных производителей этой продукции и на охрану здоровья граждан. Кроме того, нелегальная продукция табачных изделий не может быть учтена при ее налогообложении. Постановление направлено на усиление контроля за свое­временным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сбо­ров и контроля за легальностью производства и реализацией табака и табачных изде­лий на территории РФ.

Во-вторых, каких-либо льгот или преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов постановление Правительства РФ не предоставляет. Введенная им обяза­тельная маркировка специальными марками табака и табачных изделий в равной мере распространяется на всех без исключения субъектов предпринимательской деятельно­сти, занимающихся производством и реализацией табачной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, в связи с чем доводы заявителя о нарушении Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» не соответствуют действительности.

В-третьих, ссылка заявителя на незаконное изменение содержания обязанностей участников налоговых отношений несостоятельна. Плата за маркировку табачных из­делий не является федеральным сбором, в связи с чем отношения, связанные с приоб­ретением специальных марок и нанесением их на табачные изделия, находятся за пре­делами регулирования налогового законодательства. Кроме того, оспариваемое поста­новление Правительства РФ не предусматривает зачисление в бюджет средств от реа­лизации специальных марок, эти средства предназначены для возмещения расходов, связанных с производством марок.

Правила маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, утверждены приказом МНС РФ и Минфином РФ от 29 июля 1999 г. № 951. Марка должна на­клеиваться таким образом, чтобы она повреждалась при несанкцио­нированном вскрытии потребительской тары (пачки, коробки, па­кета).

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регули­ровании»2 в целях подтверждения соответствия товара определенным требованиям предусматривает маркировку товаров знаком обращения на рынке и знаком соответствия. Маркировка товара знаком обраще­ния на рынке применяется для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям тех-

1 Финансовая Россия. 1999. № 29.

2 СЗ РФ. 2002. № 52 (Часть I). Ст. 5140.


нических регламентов. Маркировка знаком обращения на рынке осу­ществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Маркировка товара знаком соответствия осуществляется для информирования приобретателей о соответствии объекта серти­фикации требованиям системы добровольной сертификации или на­циональному стандарту.

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках об­служивания и наименованиях мест происхождения товаров» преду­сматривает применение предупредительной маркировки. Правообла­датель товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или ла­тинской буквы «R» в окружности (R) либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указы­вающую на то, что применяемое обозначение является товарным зна­ком, зарегистрированным в РФ.

Обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара может проставлять рядом с наименова­нием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», ука­зывающую на то, что применяемое обозначение является наименова­нием места происхождения товара, зарегистрированным в Россий­ской Федерации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Агеева Л.В. Пиратство в области товарных знаков // Юрист. 2001. № 4.

Апель -АЛ., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лек­ций. СПб., 2003.

Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регули­рования. М., 2004.

Борисов В.Ю. Информационный век и защита прав на товарные знаки / Юрист. 2001. № 4.

Гусева Т.А., Васинев С.А. Товары и продукция без маркировки: админи­стративная и уголовная ответственность // Право и экономика. 2003. № 5.

Как не ошибиться в обращении с товарными знаками // Библиотечка «Российской газеты». 2003. Выпуск № 24.

Орлова В. Фирменное наименование и товарный знак: соотношение прав // Закон. 2000. № 4.

Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004.

Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001.

Рабец А.П. О некоторых аспектах правовой охраны общественных товар­ных знаков // Правоведение. 2001. № 2.


6-1837


82 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров

Рогожин НА. Усовершенствование изделия или его производство: прак­тика рассмотрения споров по защите товарных знаков // Право и экономика 2003. № 1.

Шпак Е.С. Передача прав на использование товарных знаков: лицензион­ный договор // Юрист. 2004. № 1.


Глава 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности.

§ 2. Виды торговли. § 3. Понятие и содержание оптовой

торговли; § 4. Участники товарного рынка. § 5. Правовое

обеспечение инфрастуктуры товарного рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.013 с.)