Возврат товаров ненадлежащего количества, качества, ассортимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возврат товаров ненадлежащего количества, качества, ассортимента



Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 469 ГК), либо при отсутствии в дого­воре купли-продажи условий о качестве товара — товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется (п. 2. ст. 469 ГК). Если есть существенные нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат време­ни, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), покупатель вправе отказаться от исполнения договора. В случае обнаружения сущест­венного нарушения требований к качеству части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе отказаться от исполнения договора в части и возвратить лишь ту часть товара, которая не соответствует ус­ловию о качестве.

Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, в количестве, предусмотренном догово­ром купли-продажи. В соответствии со ст. 455 ГК условие о количест-, ве — существенное'условие договора купли-продажи. Если договор


не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор считается незаключенным.

В случае передачи покупателю меньшего количества товара, в со­ответствии сп. 1 ст. 466 ГК покупатель вправе отказаться от всей пар­тии товара. При передаче товара в количестве, превышающем указан­ное в договоре, покупатель обязан известить продавца о ненадлежа­щем исполнении договора (ст. 483 ГК), а продавец вправе распоря­диться соответствующей частью товара, в частности потребовать возврата указанной части товара (п. 2 ст. 466 ГК). Таким образом, на­рушение продавцом условия договора о количестве товара дает поку­пателю право на возврат всей партии товара или ее части.

Продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, со­гласованном сторонами, т.е. в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цвету или иным признакам. При передаче про­давцом товаров в ассортименте, не соответствующем договору, поку­патель вправе отказаться от их принятия и оплаты. Если лишь часть товаров не соответствует ассортименту, то покупатель вправе по сво­ему выбору отказаться от этой части товаров или от всех переданных товаров (ст. 468 ГК). В соответствии с п. 4 ст. 468 ГК товары, не соот­ветствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их по­лучения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.

Возврат товара предусмотрен ГК РФ в случаях:

нарушения условий о количестве товара (ст. 466);

нарушения условий об ассортименте товаров (ст. 468);

передачи товара ненадлежащего качества (ст. 475);

передачи некомплектного товара (ст. 480);

передачи товара без тары и (или) упаковки (ст. 482);

непредоставления покупателю информации о товаре (п. 3 ст. 495).

Согласно п. 1 ст. 466, п.1 ст. 468 и п. 2 ст. 475 ГК, покупатель мо­жет вернуть товар ненадлежащего количества и ассортимента до при­емки товара («отказаться от переданного товара и его оплаты»), а не­надлежащего качества — после его приемки и оприходования на ба­лансе («отказаться от исполнения договора купли-продажи и потре­бовать возврата уплаченной за товар денежной суммы»).

Срок приемки, от которого напрямую зависит срок возврата това­ров ненадлежащего количества и ассортимента, определяется догово­ром. Если это прямо предусмотрено договором, то применяются сро­ки, установленные Инструкциями Госарбитража СССР № П-6 и № П-7.

Для организаций торговли возможный порядок возврата товаров и его оформление изложены в Методических рекомендациях по учету


16-1837


242 Глава 15. Правовое регулирование приемки и возврата товаров


§ 3. Экспертиза товаров



 


и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в орга­низациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г, №1-794/32-51. Согласно п. 2.1.7 Рекомендаций, в случае несо­ответствия фактического наличия товаров или отклонения по качест­ву, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводи­тельных документах должен составляться «Акт об установленном рас­хождении по количеству и качеству при приемке товарно-материаль­ных ценностей», который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно состав­ление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии). Согласно Федеральному закону от «О бухгалтерском учете», оприходование товаров, т.е. документальное оформление при­емки, производится в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно, то сразу же после ее совершения.

Прием от покупателя товара ненадлежащего качества оформляет­ся накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основани­ем для возврата ему денежной суммы за сданный товар.

Экспертиза товаров

В зависимости от преследуемых целей в отношении товара воз­можно проведение различных видов экспертиз.

По организационным признакам экспертизы делятся на первич­ные, т.е. назначаемые впервые, и повторные. Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта либо наличия сомнения в его правильности. Повторная экспертиза назна­чается, как правило, по постановлению следственных и судебных ор­ганов. Она всегда поручается другому эксперту, при этом предмет и объекты исследования не меняются.

Различают также основную экспертизу и дополнительную, прово­димую в случае недостаточной ясности или полноты основной экс­пертизы. Дополнительная экспертиза поручается тому же или друго­му эксперту.

По количеству привлекаемых экспертов экспертизы делятся на единоличные, комиссионные и комплексные. Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к экспертизе несколь­ких экспертов, обладающих специальными знаниями (познаниями) в одной области. Комплексная экспертиза назначается в случаях необ-


ходимости использования при экспертных исследованиях специаль­ных знаний (познаний) в различных областях.

Для коммерческой деятельности наиболее актуальна товарная экспертиза, в ходе которой могут определяться:

а) род, вид, артикул, сортность, комплектность товаров, торгового
инвентаря и оборудования, тары и упаковочного материала для них, а
также соответствие их качества и маркировки стандартам, техниче­
ским условиям, описаниям, утвержденным образцам;

б) наличие производственной марки и товарного знака на това­
рах, для которых они обязательны;

в) причины снижения первоначального качества товара;

г) вес нетто товара, тары и упаковочного материала и других не­
реализуемых компонентов в случаях, когда это предусмотрено стан­
дартами, техническими условиями и т.д.

Товарную экспертизу проводят бюро товарных экспертиз при гос-торгинспекциях, экспертные отделы при торгово-промышленных па­латах, (специализированные экспертные организации.

Информационное письмо Государственного таможенного коми­тета РФ от 1 сентября 1998 г. № 01-15/18416 «О видах экспертиз, про­водимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту» определяет виды экспертиз, которые могут осу­ществлять таможенные лаборатории в таможенных целях.

Идентификационная экспертиза — проводится с целью определе­ния принадлежности товара к однородной группе товаров или контро­лируемому перечню товаров, установления индивидуальных призна­ков товара, соответствия товара установленным качественным харак­теристикам и техническому описанию и должна отвечать на вопросы:

к какому классу или группе однородных товаров относится дан­ный товар;

определения наименования и принадлежности товара (неизвест­ного объекта), в том числе к изделиям (веществам), ввоз (вывоз) ко­торых ограничен или они запрещены к обороту;

установления соответствия товара качественным характеристи­кам и техническому описанию на него.

2. Химическая экспертиза — проводится с целью установления хи­мического состава, количественного соотношения различных хими­ческих соединений представленного на исследование объекта и долж­на отвечать на вопросы:

определения химического состава объекта;

не содержатся ли в нем элементы, указывающие на принадлеж­ность к определенным группам товаров, подлежащих особому кон­тролю (драгоценные металлы, наркотические средства и сильнодей-

16*


244 Глава 15. Правовое регулирование приемки и возврата товаров


§ 3. Экспертиза товаров 245


 


ствующие ядовитые вещества, озоноразрушающие вещества, спирт этиловый и др.);

определения содержания компонентов в объекте;

идентификации товара (вещества) по химическому составу и со­отношению компонентов в нем.

3. Сертификационная экспертиза — проводится с целью установле­
ния качественных характеристик товара и должна отвечать на вопросы:

определения марки, сорта, вида, натуральности представленного для исследования товара;

соответствует ли конкретному нормативно-техническому доку­менту исследуемый объект;

соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;

соответствует ли качество товара представленной технической до­кументации;

определения принадлежности отдельной единицы к одной группе.

4. Материаловедческая экспертиза — проводится с целью опреде­
ления принадлежности товара к конкретному классу веществ, изде­
лий или материалов и должна отвечать на вопросы:

из какого материала изготовлено представленное для исследова­ния изделие;

каковы физические, химические и механические свойства мате­риала;

определение технологических критериев, влияющих на класси­фикацию исследуемого материала.

5. Товароведческая стоимостная экспертиза — проводится с целью
определения стоимости товара на основе его качественных показате­
лей, его основных свойств и факторов и должна отвечать на вопросы:

определение таможенного наименования товара согласно ТН ВЭДСНГ;

определение качественных показателей товара, влияющих на его стоимость;

какова оптовая рыночная стоимость товара.

6. Оценочная экспертиза — проводится с целью определения по­
требительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собст­
венность, и должна отвечать на вопросы:

определение принадлежности и потребительских качеств пред­ставленного на исследование товара;

определение товарных свойств в соответствии с нормативно-тех­ническими документами;

какова оптовая рыночная цена представленного на исследование товара.


7. Экологическая экспертиза — проводится с целью определения
возможности ввоза (вывоза) товара или помещения товара под кон­
кретный таможенный режим и должна отвечать на вопросы:

определение экологической или эксплуатационной безопасности товара;

определение соответствия качества товара требованиям ГОСТ и медико-биологическим требованиям;

определение наличия озоноразрушающих веществ;

определение принадлежности товара (вещества) к опасным отходам.

8. Минералогическая (геммологическая) экспертиза — проводится с
целью установления природы драгоценных камней, категории их ка­
чества и стоимости и должна отвечать на вопросы: является ли товар
природным, искусственным (синтетическим), реконструированным
ограненным или неограненным, драгоценным, полудрагоценным или
поделочным камнем.

Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»1, некачественные и опасные пи­щевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветери-нарно-санитарной, товароведческой и др.), проводимой органами госу­дарственного надзора и контроля в соответствии со своей компетен­цией, в целях определения возможности утилизации или уничтоже­ния таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Экспертизы товара могут назначаться при расследовании и судеб­ном рассмотрении уголовных и гражданских дел в случае возникнове­ния необходимости в применении специальных познаний в области товароведения, т.е. в судебно-товароведческой экспертизе.

В соответствии с информационным письмом Высшего Арбитраж­ного Суда РФ от 21 июля 1994 г. № С1-7/ОП-520 «О судебно-товаро-ведческой экспертизе, проводимой ВНИНСЭ (Всероссийским науч­но-исследовательским институтом судебных экспертиз)» с помощью судебно-товароведческой экспертизы решаются вопросы по исследо­ванию и степени снижения качества (порчи) продукции. Неудовле­творительное качество продукции может быть обусловлено наруше­нием производственного процесса (например, технологии), а также несоблюдением правил сохранности изделий при их упаковке, транс­портировании, хранении и другими факторами.

Предмет судебно-товароведческой экспертизы — установление фактических данных, подтверждающих либо опровергающих соот­ветствие характеристик исследуемых объектов товарного происхож-

СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150 (с изм.).


 


246 Глава 15. Правовое регулирование приемки и возврата товаров


§ 3. Экспертиза товаров, 247


 


дения базовым (нормативным) значениям, а также дефектности изде­лий и обстоятельств, при которых снизилось их качество (фактиче­ских данных, связанных с соблюдением (несоблюдением) правил упаковки, маркировки, хранения, транспортирования, разбраковки товара, аварий и др.).

В рамках судебно-товароведческой экспертизы определяется круг задач, решение которых и составляет ее содержание:

1) установление соответствия (несоответствия) продукции по ка­честву и комплектности требованиям стандартов, технических усло­вий или другой нормативной документации, сертификату качества либо эталонам — образцам;

2) установление сущности изменения качества продукции (уста­новление наличия дефектов и их влияния на качество товара);

3) определение соответствия (несоответствия) фактических харак­теристик качества товара (артикула, размерных данных, сорта) марки­ровочным обозначениям, зафиксированным на ярлыке, этикетке;

4) определение принадлежности отдельных единиц или множест­ва товара к одной группе (артикулу, марке, типу, виду);

5) установление соответствия (несоответствия) фактических то­варных свойств товара показателям качества, содержащимся в сопро­водительных документах на их реализацию;

6) установление соответствия (несоответствия) упаковки (спосо­ба, средства) нормативным требованиям;

7) установление соответствия (несоответствия) условий транспор­тирования продукции нормативным требованиям;

8) установление соответствия (несоответствия) сроков и условий хранения нормативным требованиям;

9) установление возможности влияния конкретных факторов на изменение качества продукции;

10) установление соответствия (несоответствия) порядка приемки
и испытаний продукции по качеству и комплектности правилам, пре­
дусмотренным нормативной документацией.

Согласно приказу Минюста РФ от 14 мая 2003 г. № 114, проведе­ние товароведческой экспертизы возможно в судебно-экспертных уч­реждениях Минюста РФ1.


Проведение судебно-экспертной деятельности для содействия су­дам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, сле­дователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, регулируется Федеральным зако­ном от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной дея­тельности в Российской Федерации»1.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляет­ся в процессе судопроизводства государственными судебно-эксперт­ными учреждениями и государственными судебными экспертами.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являют­ся специализированные учреждения федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, соз­данные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, орга­нов дознания, лиц, проводящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осущест­вляться также экспертными подразделениями, созданными федераль­ными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Если производство судебной экспертизы поруча­ется указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответствен­ность как государственные судебно-экспертные учреждения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лек­ций. СПб., 2003.

Горвенко М.Л. Коммерческое право. Иркутск., 2001.

Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие; Практикум; Учебная программа / Под ред. НА. Баринова. М., 2002.

Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004.

Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 1998.

Патров В.В., Пятое М.Л. Документальное оформление движения товаров в торговле // Бухгалтерский учет. 2003. № 8.

Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2003.


 


См. приказ Минюста РФ от 14 мая 2003 г. № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специально­стей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экс­пертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».


СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.


Краткий терминологический словарь 249


Краткий терминологический словарь

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по како­му-либо одному или совокупности признаков.

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непре­рывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Брокер (от англ. «broker») — участник рынка, биржевой работник, выступающий в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиен­тов и за их счет, получает комиссионное вознаграждение при заклю­чении сделки. В качестве таковых могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Валовая прибыль торгового предприятия — показатель, характери­зующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализа­ционных операций.

Валовой доход торговли — показатель, характеризующий финансо­вый результат торговой деятельности и определяемый как превыше­ние выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приоб­ретению за определенный период времени.

Вид товаров — совокупность товаров определенной группы, объе­диненных общим названием и назначением. Примеры конкретного вида товаров — костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодиль­ник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информаци­ей и интеллектуальной собственностью.

Группа товаров — совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показате­лей. Примеры конкретной группы товаров — верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.


Дилер (от лат. «dealer» — торговец, агент) — лицо, осуществляю­щее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени.

Дистрибьютор (от англ. «distribution» — распределение) — органи­зация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара на территории своей страны.

Картель — договорная форма объединения хозяйствующих субъ­ектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, фи­нансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках.

Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными то­варами, культтоварами и т.п.

Качество товара — совокупность потребительских свойств товара.

Комиссионер — лицо, обязующееся выполнить комиссионную ус­лугу, агент-посредник.

Коммивояжер (от франц. «commis voyageur») — сбытовой посред­ник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поруче­нию фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.

Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможно­сти каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

Консорциум - временное договорное объединение партнеров, яв­ляющихся субъектами предпринимательской деятельности, сохра­няющих юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо крупномасштабного финансового или промышленного проекта, программ, выполнения заказа по контракту с третьим лицом, когда по производственным, финансовым, техниче­ским или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и (или) кредитно-фи­нансовых.

Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг по­купателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административ­но-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хра­нения и подготовки товаров к продаже.



Краткий терминологический словарь


Краткий терминологический словарь



 


Маклер (от нем. «makler») — посредник между продавцом и поку­пателем, постоянно и профессионально занятый посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи пу­тем сведения партнеров по бизнесу. Биржевые маклеры входят в со­став персонала биржи, ведут торги в товарных секциях и регистриру­ют устное согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки.

Маркировка — условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимоно­польному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устране­ние конкуренции.

Мелкорозничная (торговая) сеть — торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также пе­редвижные средства развозной и разносной торговли.

Наименование места происхождения товара — обозначение, пред­ставляющее собой или содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении то­вара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческим фактором (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).

Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приоб­ретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям дейст­вующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конку­рентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Оптовая торговля — торговля товарами с последующей перепро­дажей или профессиональным использованием.

Оптовая (торговая) сеть — торговая сеть, представленная пред­приятиями оптовой торговли.

Оптовый товарооборот — объем продажи товаров производителя­ми и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

Оптовая ярмарка — крупный регулярный или разовый (ежегод­ный) рынок товаров широкого потребления, на котором соередоточе-


ны и демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по выставленным образцам.

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Потребительское свойство товара — свойство товара, проявляю­щееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворе­ния потребностей.

Предприятие розничной торговли — торговое предприятие, осуще­ствляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание ус­луг покупателям для их личного, семейного, домашнего использова­ния.

Прибыль от реализации товаров — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей над издержками за определенный период времени.

Прием товаров по количеству — прием товаров в установленные сроки по массе нетто и количеству единиц, поставленных без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей, по­ставленных в таре, с последующей проверкой массы нетто и количе­ства единиц в каждом месте.

Прием товаров по качеству — проверка в установленные сроки со­хранности качества и наличия комплектности ценностей, соответст­вия требованиям технических регламентов, стандартам и техниче­ским условиям, образцам и другим условиям, предусмотренным дого­вором поставки.

Промышленный ассортимент товаров — ассортимент товаров, вы­рабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

Пул - добровольная договорная форма объединения предприни­мателей, распространенная чаще всего в сфере услуг: торговых, бир­жевых, патентных, страховых, транспортных и проч.

Разновидность товаров — совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.

Розничная (торговая) сеть — торговая сеть, представленная пред­приятиями розничной торговли.

Розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупа­телям для личного, семейного, домашнего использования, не связан­ного с предпринимательской деятельностью.



Краткий терминологический словарь


Краткий терминологический словарь 253


 


Розничный товарооборот — объем продажи товаров и оказания ус­луг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Рынок — организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.

Рынок товаров; потребительский рынок — сфера обмена товарами или группами товаров между товаровладельцами, исполнителями ус­луг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Синдикат — предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары и зачастую приобре­тают сырье через единую торговую сеть.

Складское помещение — специально оборудованное изолирован­ное помещение основного производственного, подсобного и вспомо­гательного назначения предприятия оптовой торговли.

Складская форма товародвижения — форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или не­сколько складских звеньев посредников.

Стокист (от англ. «stock») — организация страны-импортера, осу­ществляющая экспортно-импортные операции на основе специаль­ного договора о консигнации. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет.

Субъект торговли — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

Технология торговли — совокупность параллельно или последова­тельно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и ор­ганизации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

Товарное обращение — процесс обращения объектов собственно­сти посредством возмездных договоров.

Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуж­даемая и переходящая от одного лица к другому по договору куп­ли-продажи.

Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Товарная структура товарооборота — соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в про­центах.

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.


Товарооборот — объем продажи товаров и оказания услуг в денеж­ном выражении за определенный период времени.

Товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего исполь­зования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим липам и индивидуальным предпринима­телям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Товарный знак — это обозначение, способное отличать товары и услуги одной организации или физических лиц от товаров и услуг других организаций или физических лиц.

Товарный рынок — рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и яв­ляющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Товарный склад — организация, обеспечивающая и (или) осущест­вляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.

Товародвижение — процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Товароснабжение — система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления.

Торговая информация — сведения о товаре или услуге, изготовите­ле, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя, с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.

Торговая реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услу­гах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствую­щая реализации товаров.

Торговая сеть — совокупность торговых предприятий, располо­женных в пределах конкретной территории или находящихся под об­щим управлением.

Торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Торговое объединение — добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою само­стоятельность и права юридического лица, для координации пред­принимательской деятельности, представления и защиты общих иму­щественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

Торговое предприятие — имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.



Краткий терминологический словарь


Краткий терминологический словарь 255


 


Торговые палаты — негосударственные некоммерческие общест­венные организации, объединяющие предпринимателей с целью со­действия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Торговый дом — многопрофильное торговое предприятие, интег­рированное в производственную, финансовую и внешнеэкономиче­скую сферы.

Торговый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представ­ленный в торговой сети.

Торговый комплекс — совокупность торговых предприятий, реали­зующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широ­кий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Торговый центр — совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассор­тимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и пре­доставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Транзитная форма товародвижения — форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

Трейдер (от англ. «trade» — торговать) — любое юридическое или физическое лицо, обладающее правом заключать сделки на бирже.-

Цена — денежное выражение стоимости товара.

Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полно­стью или частично объединивших материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направ­ленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, соз­дания новых рабочих мест.

Форма продажи товаров — организационный прием доведения то­варов до покупателей. Различают магазинные и внемагазинные фор­мы продажи товаров.

Форма товародвижения — организационный прием, представляю­щий собой разновидность способов продвижения товаров от произ­водителя в места продажи или потребления.

Холдинг — разновидность группы лиц, основанная на экономиче­ской субординации и зависимости между основным (преобладаю­щим) и дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами.


Чистая прибыль торгового предприятия — часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после упла­ты в бюджет налога на прибыль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.119 с.)