Себестоимость товаров и услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Себестоимость товаров и услуг



Цель данного учебного элемента заключается в том, чтобы показать, как определяется полная себестоимость товара или услуги, затраты на работу отдела предприятия или торгового центра, а также высветить сложности, возникающие в ходе этого процесса. К концу данного элемента Вам станет известно, как может быть оценена полная стоимость товара, а также, то что полученная величина является только оценкой.

Прямые затраты


Конкурентоспособности предприятия способствует контроль затрат, при этом необходимо уметь определять суммарные затраты на производство товара или предлагаемой услуги. Очевидно, что, если желательно получить прибыль, цена на изделие или услугу должна превышать суммарные затраты. Именно поэтому необходимо знать затраты, характеризующие деятельность предприятия. Не зная затрат, контролировать их невозможно.

Если предприятие производит только один товар или предлагает только одну услугу, тогда суммарные затраты на единицу за рассматриваемый период просто равны суммарным затратам предприятия, поделенным на общий объем производства. Если для производства 4000 стандартных флаконов шампуня суммарные затраты составят 80 000 тыс. руб., то затраты на один флакон составят 20 тыс. руб. Затраты на каждый флакон изменяются с изменением объема производства, так как постоянные затраты распределяются на разный произведенный объем продукции, так же, как это происходило с затратами на эксплуатацию домик в предыдущем примере. Если предприятие производит различные товары или предлагает различные услуги, могут возникнуть некоторые проблемы.

Основными затратами являются затраты на материалы и оплату труда. Затраты на материалы обычно являются переменными затратами. Как мы уже видели, затраты на оплату труда могут быть как переменными, так и постоянными, в зависимости от принятой системы оплаты труда.

В сфере обслуживания необходимо осуществлять учет времени, потраченного на конкретную работу, отражающих только прямые затраты на оплату труда и, в некоторых случаях, накладные расходы.

Необходимо ввести очередной новый термин – СЕБЕСТОИМОСТЬ. Последняя представляет собой сумму всех прямых затрат: затраты на сырье, материалы, затраты на оплату труда и другие прямые затраты. В РФ в этом случае используется термин «ограниченная себестоимость», в отличии от полной себестоимости, определяемой «Положением о составе затрат». Термин «себестоимость» обычно используется производственными предприятиями.

Накладные расходы


Накладные, или косвенные, затраты - это те, которые не могут быть прямо отнесены на деятельность, товар или услугу. Накладные расходы обычно включают в себя налоги, износ, освещение и отопление, ремонт и модернизацию и т.д. Если прямые затраты могут быть как постоянными, так и переменными, то накладные расходы в основном являются постоянными затратами, хотя и не всегда. Рассмотрим производящее предприятие с общими постоянными затратами, т.е. то, которое выпускает товары A,B,C,D. В этом примере переменные затраты являются также прямыми затратами на каждый из товаров. Общие постоянные затраты в 450 000 руб. в месяц являются накладными расходами предприятия. В примере с предприятием “Такси-сервис” прямые затраты на эксплуатацию домиков включают в себя все постоян-ные затраты: зарплату горничных, арендную плату и аренда микроавтобуса. Они также включают в себя затраты на питание, которые являются переменными.

Способов для абсолютно точного определения доли затрат на страхование здания и аренду, относимой на конкретное изделие, не существует. Бухгалтеры отвечают в таких случаях, что нужно использовать принцип пропорционального распределения и включения затрат в себестоимость.

Задание. Классифицируйте ваши затраты на прямые и косвенные, или накладные. Сравните эту классификацию с классификацией затрат на переменные и постоянные.

Накладными являются такие затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены на товар или деятельность. Зачастую, но не всегда, накладные расходы являются постоянными затратами.
Иногда в деятельности, связанной с производством, проводится различие между производственными накладными расходами и другими накладными расходами, такими, как расходы на реализацию, распределение, административные затраты. Для производственного предприятия себестоимость является производственными затратами или затратами производства. Таким образом, суммарные затраты для производственного предприятия можно представить так, как показано на схеме ниже.



Таким образом, все затраты, присущие производственной деятельности, могут быть классифицированы различными способами.

  1. Затраты могут быть разделены на постоянные и переменные, что удобно для принятия решений.
  2. Затраты могут быть разделены на прямые и косвенные (накладные), что необходимо для определения себестоимости.

Однако термин "прямые" не имеет смысла до тех пор, пока он не связан с объектом оценки, таким, как деятельность, отдел предприятия, товар или услуга. "Отнесение" является сутью процесса разделения затрат на прямые и косвенные. Это понятие связано с практическим, очевидным, физическим приложением затрат к оцениваемому продукту. Почти всегда существует некая разновидность видимой физической идентификации затрат с продуктом: использованными материалами, выполненной работой. По этой причине гораздо проще отнесение на объект прямых затрат, чем косвенных.

В производственном предприятии физическими объектами, на которые относились затраты, были четыре производимых товара. Для предприятия “Такси-сервис” затраты могут быть отнесены к одному домику, однако можно отнести затраты и на одного клиента. Можно рассчитать затраты на эксплуатацию домиков и затраты на отдых. И те и другие затраты представляют собой важную информацию, но для различных целей. Однако прямые затраты на эксплуатацию домиков не будут являться прямыми затратами на отдых. Фактически прямые затраты на отдых - это только затраты на транспортировку и пищу. Затраты на эксплуатацию домиков являются накладными расходами, которые каким-то образом относятся на клиента, купившего недельную путевку.

Подводя итог, следует отметить, что учет затрат на производство изделий или на оказание услуг - не всегда такая простая работа, как может показаться на первый взгляд. Рассчитать затраты предприятия, которое занимается производством нескольких видов продукции или услуг, еще труднее.

Если существует разделение мощностей, накладные расходы должны быть отнесены на деятельность, услугу или товар. Когда целью является только отнесение накладных расходов на производимый годовой объем, тогда наиболее правильным будет произвести это в конце года, когда уже определены результаты деятельности за год. Однако это слишком поздно для принятия оперативных решений. Уровень накладных расходов, как правило, должен быть определен перед началом производства. Этот процесс включает в себя предварительную оценку и по возможности более точное составление бюджета накладных расходов, а также распределение этих расходов на производство. Очевидно, оценки никогда не будут совершенно точными, поэтому в конце каждого отчетного периода необходимо осуществлять корректировку.

Следующей проблемой является решение о распределении оцениваемых накладных расходов по видам деятельности, услугам или товарам. Ключевым моментом здесь является выявление деятельности и причин, которые вызвали эти накладные расходы. Обычно это:

  • время работы (прямой труд);
  • прямые затраты на оплату труда;
  • количество произведенных единиц;
  • время работы машин и механизмов.

Накладные расходы распределяются тогда между товарами или услугами с использованием уровня накладных расходов (или уровня поглощения накладных расходов). Рассчитать это несложно:

Суммарные накладные затраты
 
Количество единиц "основной деятельности"


Уровень накладных расходов может быть вычислен несколькими способами, например:

  Сумма накладных расходов 100 000 руб.
  Если прямые затраты рабочего времени 20 000 час
  то уровень накладных расходов на 1 час прямого труда 5 руб.
  Если прямые затраты на оплату труда 60 тыс. руб.
  то уровень накладных расходов по оплате труда 1,66 руб. на 1 руб. затрат на оплату труда
  Если количество произведенных единиц продукции 5 000 шт.
  то уровень накладных расходов по выпуску 20 руб. на единицу
  Если количество машино-часов 10 000
  то уровень накладных расходов по машино-часам 10 руб. на 1 машино-час


Ни один из расчетных показателей не является полностью удовлетворительным и не позволяет сделать окончательный вывод, так как наилучший выбор базиса для распределения зависит от природы самих накладных расходов. На карточке работ накладные расходы определены на базе рабочих часов. Однако если эти накладные расходы являлись в основном результатом износа станков и затрат энергии, не будет ли более точным определить эти расходы на базе машино - часов, хотя и не все рабочее время расходуется на работу с машинами? Конечно, можно определять соответствующую базу для каждого вида накладных расходов. Но это потребует значительных затрат времени и средств. Поэтому неизбежно придется пойти на компромисс с точностью и затрачиваемым временем для распределения этих расходов.

Обратимся к примеру с предприятием "Такси-сервис". Как должны быть распределены накладные расходы по эксплуатации домиков? Можно сделать это на базе количества клиентов (произведенных единиц). Однако, что если спальные комнаты различны по размеру? Что если предлагаются различные удобства, например, в каких-то комнатах есть ванные? Таким образом, ясно, что базис для распределения накладных расходов по эксплуатации этих домиков трудно назвать четко определенным.

Для деятельности, связанный с оказанием услуг, наилучший способ распределения накладных расходов обычно базируется на измерении трудовой деятельности, например, по времени. Это происходит потому, что предприятие, связанный с обслуживанием, является деятельностью, связанной с использованием рабочей силы; именно этим фактором будет вызвано большинство накладных расходов при производстве, но им же обеспечивается и получаемый доход.

Последней проблемой, о которой следует иметь представление, является оценочный характер измерений деятельности. Так, накладные расходы в 2,5 руб. на час рабочего времени можно получить в результате следующих вычислений:

 
Полные запланированные накладные расходы
 
Полные запланированные часы прямого труда


Столкнувшись с любого рода оценками, следует относиться к понятию затрат с некоторым скептицизмом. Фактически же абсолютно точных затрат на товар или услугу, не существует. Аналогично удельным маржинальным затратам можно вести речь об удельной ставке включения накладных затрат, т. е. о накладных затратах на единицу изделий или услуг.

Проблемы распределения накладных затрат на этапе оценки входных ресурсов характерны для организаций всех типов. Это касается производственных предприятий, акционерных предприятий и архитектурных мастерских. Определение стоимости ресурсов затруднено необходимостью распределения накладных затрат. И дело не в самой процедуре распределения, а в разнообразии существующих ставок включения накладных затрат. Что получится, если будет принято решение относить накладные на каждое изделие, используя тот принцип и тот базис распределения, которые нам кажутся наиболее реалистичными, "наиболее правильными"? Можно включать накладные затраты пропорционально трудоемкости (в часах), или величине прямой заработной плате, или стоимости материалов. Каждая организация имеет широкие права в принятии решений о принципах распределения накладных затрат. В зависимости от выбранного варианта получатся те или иные величины затраты со всеми вытекающими последствиями.
До сих пор речь шла о прогнозе, касающемся предстоящей деятельности; рассматриваемые показатели были плановыми. Проблема, которой следует уделить внимание, состоит в том, что действительность редко совпадает с планами. Зададимся вопросом о том, что будет, если фактический результат будет значительно отличаться от того, что запланировано?

Задание. Проанализируйте, причины которые могли бы сломать Ваши планы и сделать напрасной всю проделанную работу по распределению затрат. Ограничьтесь четырьмя факторами.

Ниже приведен список возможных причин, вследствие которых действительность может не совпасть с планами.

  1. Некоторые или даже все прямые затраты могут измениться. Из этого следует, что плановая себестоимость единицы продукции изменится. Если цена останется той же, запланированная прибыль изменится.
  2. Некоторые или все косвенные затраты могут измениться. Тогда окажется, что на единицу изделия будет относиться либо слишком высокая (если косвенные затраты ниже плановых), либо слишком низкая (если косвенные затраты выше плановых) ставка включения накладных расходов.
  3. Может измениться объем выпуска. Если он изменится, то рассчитанная ранее ставка включения накладных расходов потеряет смысл. Если объем выпуска падает, то рассчитанная ставка включения накладных затрат (при постоянной величине самих накладных затрат) будет слишком мала. Если объем выпуска увеличивается, то ставка включения накладных затрат будет слишком высока.
  4. Могут измениться объемы продажи и/или все факторы, перечисленные в предыдущих трех пунктах; тогда планы становятся практически бессмысленными.

Разумеется, в такой ситуации может оказаться любая организация, в том числе и Ваша. Вариации уровней деятельности и затрат (а может быть, еще и цен) способны очень сильно изменить планы. Более того, удельные затраты тоже могут отличаться от плановых показателей. При наличии различных методов распределения и включения затрат может оказаться, что с виду простая задача определения себестоимости продукции на самом деле становится чрезвычайно сложной.

Учет затрат при формировании цен


Часть организаций не сталкивается со сложностями при установлении цен на свои изделия или услуги, поскольку их сегменты рынка стабильны и уровень цен определен. Однако другая часть организаций стоит перед проблемой назначения приемлемой цены. С вопросом определения стоимости выходных изделий или услуг и соответственно с проблемами ценообразования приходится сталкиваться даже тем организациям, которые не ориентируются на получение прибылей. Решение о ценах может повлиять на всю работу организации и обычно имеет первостепенную значимость. Затраты являются основным, но не единственным фактором. Затраты, разумеется, задают точку отсчета для формирования цены. Но помимо затрат следует принять во внимание другие моменты, в том числе характеристики изделий или услуг, определение своего сегмента рынка, выбор соответствующих методов продвижения и распространения товаров.

Назначение цены на основе прибыли и скорости возврата капиталовложений. Наверное, самый распространенный метод установления цен - это ценообразование по принципу "затраты плюс прибыль". После определения полных затрат на производство единицы продукции при обычном объеме работ предприятия вводится надбавка, выражаемая в процентах. Размер этой надбавки определяется на основе "вроде бы достаточного" запаса по прибылям с учетом цен конкурентов.

Сложнее выглядит вариант ценообразования по скорости возврата капиталовложений; в этом случае предприятие устанавливает скорость возврата своих капиталовложений и вычисляет процент надбавки, который необходим для достижения этой скорости. Для расчета можно воспользоваться формулой:

    Инвестируемый капитал х Скорость возврата  
Надбавка в % =   ,
    Удельные затраты х Объем реализации  


где под удельными затратами понимаются суммарные затраты на единицу продукции.

Рассмотрим пример.

Предприятие ТТ, полное название которой "Торжество и тайна" и в котором начала работать Татьяна Трофимова, приняло решение не ограничиваться розничной торговлей косметикой и сформировать производственный участок для изготовления комплектов белых махровых изделий с монограммами. Приблизительные расчеты показали, что предприятию придется потратить не менее 50 тыс. руб. на новое оборудование и пр. Ожидаемый объем реализации нового товара — 500 шт. в год. Удельные затраты на комплект, определенные методом включения затрат в себестоимость, составляют 60 руб. Желательная скорость возврата инвестированного капитала составляет 15% в год.


Надбавка в этом случае вычисляется следующим образом:

50 000 тыс. руб. х 15%    
  = 25%
60 руб. х 500    

 

Цена издели, тыс. руб.
Удельные затраты  
плюс надбавка 25%  
Итого цена  

 

    руб.
Выручка от реализации 500 шт. по 75 руб. 37 500  
минус      
затраты на производство 500 шт. по 60 руб. 30 000  
Чистая прибыль   7 500  


При указанной скорости возврата капиталовложений в 15% получаем объем капиталовложений

7 500 руб.: 15% = 50 тыс. руб.

Наиболее существенная особенность такого подхода к расчету цены заключается в том, что он связан с определенным объемом производства и реализации. Если объемы производства и реализации увеличиваются, то и скорость возврата, и прибыль растут. И, наоборот, в период спада производства скорость возврата и прибыль снижаются.

Достоинства. Формирование цены на основе скорости возврата капиталовложений позволяет строить долгосрочные планы при фиксации темпов возврата используемого капитала. Это лучше всего при отсутствии конкуренции, когда цены устанавливаются по принципу, приемлемому для заказчика (например, в случае заданий от правительства), или если спрос и условия конкуренции ожидаются стабильными в течение долгого времени.

Недостатки. Представленный метод, как и любая система ценообразования по принципу "затраты плюс прибыль", имеет следующие недостатки:

  • считается, что цены зависят только от затрат;
  • нет прямого учета объемов спроса;
  • в решении о ценах настоящего времени используются затраты прошлого периода;
  • отсутствует информация, которая помогла бы при формировании решений в случае быстрого изменения рыночной конъюнктуры.

И, что важнее всего, использование такого подхода может привести к отказу от выгодного предложения. Удельные затраты могут быть восприняты, как минимально возможная отпускная цена. На предложение, которое связано с меньшей оплатой, можно ответить отказом, хотя этот заказ может на самом деле быть выгодным, что и показано в следующем примере.

Вообразим себя на месте Татьяны Трофимовой, взявшей на себя работу по этому новому для предприятия ТТ направлению. К ней обратились с предложением выполнить спецзаказ на изготовление 200 комплектов махровых изделий при цене 60 руб. Предположим, что к этому моменту предприятие уже стабилизировало выпуск на уровне 800 комплектов в год, реализуемых по цене 75 руб. Производственное отделение ТТ может изготовлять 1000 комплектов в год, но руководство предприятия не видит возможности реализации этих "потенциально возможных" 200 комплектов. До получения предложения предприятие могло, используя метод включения затрат в себестоимость, определить затраты на каждый из 800 комплектов, реально изготавливаемых предприятием, следующим образом:

 

  тыс. руб.
Удельные прямые затраты  
Удельные накладные затраты  
Удельные суммарные затраты  


Возможно, первой реакцией Татьяны будет отказ от такого предложения. В конце концов, зачем же продавать изделия по 60 руб., если их изготовление отходится в те же 60 руб.? Но это поспешный вывод. Поступление заказа на 200 "лишних" комплектов означает, что при расчете цены нет необходимости учитывать накладные затраты, потому что они уже покрыты обычным объемом реализации (800 комплектов). Рассмотрим эту же задачу с позиций маржинального метода учета затрат:

  тыс. руб./ед. тыс. руб. за 200 комплектов
Цена   12 000
Переменные затраты   8 000
Маржинальная прибыль   4 000


Конечно, в связи с дополнительным предложением могут появиться и дополнительные постоянные затраты, например на административно-управленческий аппарат и т.п. Но если они не превысят 4 000 руб., окажется, что даже от этого предложения предприятие реально получит прибыль!
Использование маржинального метода учета затрат при установлении цены позволяет менеджерам получить ответ на вопрос: "Как изменится прибыль, если увеличить или уменьшить цены тех или иных изделий?" Кроме того, этот метод можно использовать с целью выяснения, каким образом

  • изменяются затраты по мере изменения объемов выпуска
  • влияют на прибыль изменения в затратах на продвижение товара и в объемах продаж
  • вариации цен влияют на объем продаж и прибыль
  • связаны прибыль и ассортимент продаваемой продукции.

Маржинальный метод учета затрат в наибольшей степени приемлем на этапе принятия решений о ценах на короткий период времени, когда не требуется принимать во внимание изменение ассортимента продукции. Этот метод в большей степени, чем метод включения затрат в себестоимость, приемлем для ведения управленческого учета на предприятиях, дальние перспективы которых неясны. Кроме того, он в большей степени, нежели метод включения затрат в себестоимость, приемлем для предприятий с широким ассортиментом продукции, где распределение постоянных затрат на конкретные изделия может быть только весьма приблизительным. Рассмотрите задание и примените эти идеи самостоятельно.

Задание. Предприятие "Такси-сервис", предоставляющее услуги, в том числе и для загородных прогулок, может обслужить 150 поездок в год, но в настоящее время реально осуществляет только 130 по цене 1000 руб. за поездку.

  руб. за поездку
Прямые затраты (переменные)  
Постоянные накладные затраты  
Суммарные затраты  

 

Предприятие получило специальное предложение на 10 поездок по цене 825 руб. Накладные затраты, возникшие в связи с этим заказом, составили бы 50 руб. за поездку. Предприятие отвергло это предложение, вычислив (с использованием метода включения затрат в себестоимость), что получит убыток в размере 850 + 50 - 825 = 75 руб. на каждой поездке.

Надо ли было отвергать предложение?

Подсчитав прямые затраты, получаем маржинальную прибыль 75 руб. от каждой поездки:

  руб. за поездку
Цена  
Переменные затраты:  
Прямые затраты  
Новые накладные затраты 50 в данном случае эти затраты можно считать переменными!
Суммарные затраты  


Суммарная маржинальная прибыль 75 * 10 ед. = 750 руб.
Данный дополнительный заказ на 10 поездок мог бы увеличить прибыль на 75 тыс. руб., хотя на основании расчета прибыли методом включения затрат в себестоимость его можно было бы отвергнуть. Поскольку постоянные затраты уже покрыты и дополнительный заказ не требует дополнительных постоянных затрат, вся маржинальная прибыль становится просто прибылью.


Следует отметить, что в прошлом многие организации при установлении цен стремились сосредоточить свое внимание на затратах. Но, как отмечалось ранее, имеется множество факторов, которые не только можно, но и необходимо учитывать при установлении цены. В эпоху нарастания конкуренции эти дополнительные факторы могут стать важнее анализа затрат.

Заканчивая рассмотрение вопроса о влиянии учета затрат (особенно с использованием концепции маржинальных затрат) на принятие решений, сделаем некоторые замечания.

ПОНЯТИЕ МАРЖИНАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ ОСОБЕННО ПОЛЕЗНО ПРИ ОЦЕНКЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЛЮБОГО ОДНОГО ВИДА ИЗДЕЛИЙ ИЛИ УСЛУГ И ПРИ ОЦЕНКЕ ИЛИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ.

 

В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ СЛЕДУЕТ МАКСИМИЗИРОВАТЬ УДЕЛЬНУЮ МАРЖИНАЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ НА ЕДИНИЦУ ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ФАКТОРА.

 

Резюме. Для того чтобы эффективно контролировать процесс, необходимо знать полные затраты на товар, услугу, работу или эксплуатацию подразделения предприятия. Затраты могут быть прямые и косвенные. Прямые затраты могут быть прямо отнесены на товар, услугу, работу или подразделение предприятия; косвенные затраты, или накладные расходы, не могут быть прямо отнесены на товар, услугу или вид деятельности. Стоимость товара и услуги может быть только оценочной и включает в себя элемент неточности суждений. Наибольшая неточность суждений проявляется в области оценки накладных расходов. Вычисление уровня накладных расходов включает в себя как оценку всех накладных расходов, так и измерение уровня деятельности. Эти измерения также зависят от накладных расходов. По своей сути измерения должны выявлять объективную взаимосвязь между затратами и источником их возникновения. Поскольку оценки подразумевают множество допущений, важно помнить, что, как правило, не существует такого понятия, как точная стоимость товара или услуги. Тем не менее различие между прямыми и косвенными, или накладными, расходами является важным элементом при определении стоимости товара, услуги, деятельности или эксплуатации подразделения предприятия. Различия между постоянными и переменными затратами, а также результирующая маржинальная прибыль и анализ безубыточности являются важными составляющими процесса принятия решения.

Разработка бюджета

В данном блоке рассмотрены:
  • назначение и суть бюджета;
  • сопоставление бюджета и отчета;
  • основа начальной стадии бюджетирования;
  • особенности планирования для сферы торговли, производства и оказания услуг.


Первый учебный элемент – "Бюджетный процесс" посвящен перспективному планированию, которое является необходимым условием успешной деятельности предприятия или организации, в том числе составлению гибкого бюджета, позволяющему оценивать деятельность предприятия. Рассмотрены этапы бюджетного процесса и преимущества, которыми наделяет предпринимателя изучение отклонений, выявленных в результате сравнения «бюджета» и «реальности».

Во втором учебном элементе – "Прогноз объема реализации и прибыли" – подробно рассматривается составление прогнозов прибыли, а значит объема реализации. В элементе уделено большое внимание таким аспектам маркетинга, как анализ рынка, который и составляет основу для прогнозирования объема реализации и составления соответствующих бюджетов, и показано, что при планировании затратам должно быть уделено не меньше внимания, чем предполагаемым доходам.

В третьем учебном элементе – "Прогноз движения денежных средств и бухгалтерский баланс" – представлено составление соответствующих бюджетов, являющихся неотъемлемой частью бюджетного процесса в целом.
Четвертый учебный элемент – "Деятельность и сопоставление" – посвящен сопоставлению бюджетов и реальной деятельности, что позволяет подходить к бюджету как к инструменту управления.

Цели учебного Блока 4:

  • научиться более эффективно использовать свои ресурсы;
  • выявить значение распределения ответственности между своими сотрудниками;
  • понять основы мотивации персонала в достижении поставленных целей;
  • подойти к определению будущего своего предприятия стратегически.

Бюджетный процесс

Цели учебного элемента:


Целями изучения данного элемента является получение таких знаний и умений, как:

  • общее представление о процессе планирования;
  • подход к преобразованию общих целей в планы и/или бюджеты;
  • учет достижимости и реалистичности целей, планов и бюджетов на этапе их постановки;
  • выявление различий между планом, бюджетом и фактическим состоянием;
  • определение корректирующих действий.
Введение


Каждому предпринимателю необходимо уметь не только ставить цели, но и разрабатывать конкретные планы, а также предпринимать определенные корректирующие действия в случае выявления различий между планом и фактическим положением дел. В учебном элементе сделан особый акцент на необходимость корректирования целей, планов и бюджетов с учетом их достижимости и реалистичности.

Перспективное планирование, позволяющее предусмотреть возможные проблемы и перспективы, является необходимым условием успешной деятельности предприятия или организации. Планированию, управлению и оценке деятельности предприятия в настоящем и в будущем, а также работе с персоналом способствует разработка бюджетов. Инструментом, позволяющим оценивать деятельность предприятия или его подразделений, является составление гибкого бюджета. Основу разработки бюджета, как будет показано ниже, составляют данные маркетинговых исследований.

Бюджетный процесс и бюджетный контроль представляют собой полезные управленческие инструменты, обладающие, тем не менее, рядом существенных недостатков, к которым в числе прочих относятся затраты времени и средств, необходимых для составления бюджета и организации бюджетного контроля. Как преимущества, так и недостатки, присущие бюджетному процессу, будут проанализированы в последующих учебных элементах.

Осознав неизбежность затрат времени и денежных средств, связанных с внедрением практики бюджетирования, предприниматель вправе задаться вопросом: способствует ли составление бюджетов получению прибыли? Бюджет как таковой, даже составленный в высшей степени корректно, является не более чем планом. Если же реализации бюджета уделяется постоянное внимание, он действительно становится инструментом, способствующим рациональной организации деятельности и, следовательно, повышению прибыли.

Бюджетный процесс начинается с определения целей и планирования этапов деятельности предприятия. Можно определить бюджет как финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, которые необходимо реализовать для достижения целей. Иными словами, бюджет представляет собой план на определенный период времени, представленный в денежном выражении, где указана прибыль, которую желательно получить, оценены затраты, которые потребуется для этого понести, и капитальные инвестиции, которые необходимо осуществить.

Бюджетный процесс можно представить в виде ряда последовательных этапов: составление и согласование бюджета, в котором сформулирован желательный результат; его реализация и сопоставление фактических результатов с запланированными. Таким образом, бюджет является тем инструментом, который позволяет оценить качество хозяйственной деятельности. В то же время, названное сопоставление позволяет оценить и качество планирования, то есть по сути уровень квалификации персонала.



Бюджетный процесс


Следующим аспектом является изучение различий, выявленных в результате сравнения «бюджета» и «реальности», которые часто называют отклонениями. Различия, или отклонения, могут оказаться как благоприятными для предприятия (например, меньшие издержки или большая, чем ожидалось, прибыль), так и неблагоприятными (в том случае, когда издержки большие, а прибыль меньшие, чем ожидалось). Изучение отклонений может стать отправной точкой для уменьшения неблагоприятных отклонений или увеличения благоприятных, что и явится завершающим этапом бюджетного процесса.

Вопрос. Сопоставляете ли Вы результаты деятельности своего предприятия с бюджетом?

ДА/НЕТ


Если ДА, то пытались ли Вы изучать существующие между ними различия?

Деятельность и ее цели


Довольно часто люди приступают к той или иной деятельности, не имея четкого представления о том, чего именно они собираются добиться. Не редко бывает и так, что кто-то пытается организовать предприятие, имея только общее представление о том, чем же он собирается заниматься. Разумеется, и в этом случае могут быть получены определенные положительные результаты, которые, скорее всего, окажутся следствием удачного стечения обстоятельств. Несомненно, удача имеет большое значение в деятельности предпринимателя, однако более реалистический подход предполагает использование предварительного планирования как средства, позволяющего сократить количество возможных проблем.

Как правило, результат деятельности сопоставляется с намеченными целями. Поэтому исходной точкой процесса планирования является самоопределение предпринимателя, его четкое представление о целях в бизнесе и своей деятельности, при этом последние могут соответствовать его личным целям. Вообразим, что личная цель предпринимателя заключается в том, чтобы стать в следующем году владельцем собственного дома. В этом случае его личные цели совпадают с целями предпринимательской деятельности, которые заключаются в получении большей прибыли, что, в конечном счете, позволит предпринимателю приобрести или построить дом. Если у предпринимателя есть партнеры по бизнесу то его личные цели должны совпадать с общими целями. В наиболее благоприятном случае цели предприятия будут, в большей или меньшей степени отражать цели каждого из работников, что явится основой их мотивации.

Поставленные цели должны быть реальными, количественно определенными и иметь конкретный срок осуществления. Постановка неясных целей, подобных такой, как "получение большей прибыли", может стать причиной ряда проблем. По сути цели должны давать ответ на следующие вопросы

  • чего именно необходимо добиться?
  • как можно узнать, что поставленные цели достигнуты?
  • когда поставленные цели будут достигнуты?

Итак, цели предприятия должны быть реальными, количественно определенными и, по возможности, ограниченными во времени. Вполне вероятно, что они будут отражать такие аспекты, как ликвидность предприятия, его прибыльность, увеличение активов, возможность роста и т.п.

Вопрос. Попытайтесь понять, соотносятся ли Ваши личные цели с целями Вашего предприятия?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.055 с.)