Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности



В зависимости от места и роли в торговом обороте субъекты ком­мерческой деятельности можно подразделять на функциональные виды. Наиболее ярко функциональные различия прослеживаются в оптовой торговле и посреднической деятельности.

В период становления рынка в России начали создаваться орга­низации оптовой торговли негосударственного сектора.

Многолетний опыт коммерческо-посреднической деятельности передовых стран мира подтвердил в большинстве случаев нецелесо-


образность отвлечения внимания производителей от основной произ­водственной деятельности на выполнение функций закупки и сбыта собственными силами.

В зависимости от того, приобретают ли они право собственности на товар, торговых посредников подразделяют на три группы.

В первую группу включают независимых оптовых посредников, при­обретающих права собственности на товар и реализующих его от соб­ственного имени.

К их числу относят дилеров, дистрибьюторов, стокистов, торго­вые дома.

Дилер (от лат. «dealer» — торговец, агент) — лицо, осуществ­ляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Как торговый агент, он может закупать продукцию оптом и торговать ею в розницу или малыми партиями. Обычно это агенты фирм — производителей продукции, выступающие в роли участников ее дилерской сети. С принятием на себя обязан­ностей перепродажи товаров определенной фирмы посредник ста­новится ее «официальным дилером». Дилерские компании — одна из наиболее распространенных разновидностей торгово-посредни-ческих структур.

Дистрибьютор (от англ. «distribution» — распределение) — органи­зация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара на территории своей страны. Отно­шения между экспортером и дистрибьютором основываются на дист-рибьюторском договоре. Фирма может иметь собственного дистрибь­ютора по продаже своих товаров за рубежом, где он на основе заклю­ченного договора является ее единственным представителем — гене­ральным дистрибьютором.

В коммерческой практике различают два типа дистрибьюторов: имеющих (арендующих) склады и не имеющих (не арендующих) склады. Последнюю разновидность дистрибьюторов часто называют маклерами1.

Маклер (от нем. «makler») — посредник между продавцом и поку­пателем, постоянно и профессионально занятый посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи пу­тем сведения партнеров по бизнесу. Маклеры могут участвовать на биржах, входя в состав их персонала, ведут торги в товарных секциях


 


1 См.: Кашанина Т.З. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулиро­
вание внутрифирменной деятельности. М., 1995. С. 79.

2 Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 376.


См.: Осипова Л.В., Синяева ИМ. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000. С. 298.


4-1837



Глава 3. Субъекты коммерческого права


§ 3. Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности 51


 


и регистрируют устное согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки.

Дистрибьюторов «с полным набором услуг» называют дистрибью­торами «регулярного типа». Они выполняют коммерческую деятель­ность в полной мере, т.е. приобретают товары, осуществляют их скла­дирование, хранение, подготовку к конечному потреблению. Они имеют высокую степень товарной специализации. Этот тип посред­ников в основном распространен на рынке машиностроения, компь­ютеров, телевизоров, автомобилей, запасных частей.

Дистрибьюторы «нерегулярного типа» в основном лишь приобре­тают товары от постоянных производителей и их реализуют. Их назы­вают дистрибьюторами «с неполным (ограниченным) набором услуг». Эта группа дистрибьюторов наиболее многочисленна, в нее входят представители малого и среднего посреднического звена, имеющего многотоварную специализацию.

Торговый дом — крупная торговая организация, занимающаяся масштабными торговыми сделками по широкой номенклатуре това­ров. Зачастую это многофункциональные и многопрофильные орга­низации, осуществляющие наряду с торговыми и другие экономиче­ские функции, например, производственную деятельность по обра­ботке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров.

Стокист (от англ. «stock») — организация страны-импортера, осу­ществляющая экспортно-импортные операции на основе специаль­ного договора о консигнации. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет.

Ко второй группе торговых посредников относятся посредники, не приобретающие права собственности на товар, а оказывающие в каче­стве основного вида деятельности услуги по сведению продавцов и поку­пателей.

Отношения между ними и клиентами оформляются агентскими договорами, договорами комиссии и поручения.

К этой группе посредников относятся брокеры, агенты, макле­ры, комиссионеры. Они занимают наиболее прочные позиции в оп­товой торговле машинами, оборудованием и комплектующими из­делиями, чем на рынке сырья, материалов и полуфабрикатов. Во многом это обусловлено тем, что продвижение товаров, с которыми работают данные посредники, связано с высокими удельными из­держками и сопряжено с оказанием значительных объемов допол­нительных услуг1.

См.: Осипова Л.В., Синяева ИМ. Указ. соч. С. 299.


Брокер (от англ. «broker») — участник рынка, биржевой работник, выступающий в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиен­тов и за их счет, он получает комиссионное вознаграждение при за­ключении сделки. В качестве брокеров могут выступать как организа­ции, так и индивидуальные предприниматели.

Среди многочисленных видов агентов выделяют промышленных, сбытовых и торговых агентов. В числе их разновидностей выделяют также комиссионеров, консигнаторов, коммивояжеров.

Комиссионер — лицо, обязующееся выполнить комиссионную ус­лугу, агент-посредник.

Консигнатор — комиссионер, который по поручению владельца товара (консигнанта) продает товар со своего склада (так называемый консигнационный склад). В консигнационном договоре оговарива­ются не только наименование товара, но и его цена, срок продажи и т.п. К услугам консигнатора прибегают, как правило, во внешне­торговых операциях. В отличие от других комиссионеров консигна­тор продает товары по ценам, устанавливаемым поручателем (коми­тентом).

Коммивояжер (от франц. «commis voyageur») — сбытовой посред­ник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поруче­нию фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.

Наиболее активный тип торгового посредничества этой группы посредников — товарный брокер. Он действует на основании разовых поручений и строго в пределах инструкций своих клиентов. Клиен­том брокера может быть как покупатель, так и продавец товара. Пре­имущества товарных брокеров: детальное знание рынка, на котором они специализируются, владение широкими деловыми связями, опе­ративная возможность качественно и полно выполнить поручения

клиентов.

К третьей группе торговых посредников относятся специальные участники рынка, которые не приобретают право собственности на товар, а являются организаторами торгового оборота.

Цель их деятельности — не совершение сделок, а создание усло­вий и возможностей для торговых операций других лиц. К таким субъектам коммерческой деятельности относятся:

1) товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установ­ленным правилам;

4*


52 Глава 3. Субъекты коммерческого права


§ 3. Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности



 


2) оптовая ярмарка — крупный регулярный или разовый (ежегод­ный) рынок товаров широкого потребления, на котором сосредоточе­ны и демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по выставленным образцам;

3) оптовый рынок — рынок, на котором осуществляется оптовая торговля;

4) торговый центр — группа разнородных торговых предприятий, сосредоточенных в одном месте, функционирующих и управляемых как единый, целостный объект. Торговый центр способен обеспечить целую торговую зону всеми необходимыми видами товаров массового спроса;

5) торговые палаты — негосударственные некоммерческие обще­ственные организации, объединяющие предпринимателей с целью содействия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. Они включают предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-терри­ториальных единиц. Поскольку подобные объединения представляют интересы предпринимателей различных сфер, то часто палаты назы­ваются торгово-промышленными (ТПП).

Правовое положение ТПП в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»1. ТПП — негосударственная некоммерче­ская организация, объединяющая российские предприятия и россий­ских предпринимателей. ТПП создается в целях содействия:

развитию экономики Российской Федерации;

ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формиро­ванию современной промышленной, финансовой и торговой инфра­структуры;

созданию благоприятных условий для предпринимательской дея­тельности;

урегулированию отношений предпринимателей с их социальны­ми партнерами;

всемерному развитию всех видов предпринимательства, торго­во-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью, если это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная прибыль между членами ТПП не распределяется. ТПП не отвечает по

ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1309.


обязательствам своих членов, как и члены ТПП не отвечают по ее обязательствам.

ТПП образуются по инициативе не менее 15 учр_е^щтелей на тер­ритории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований РФ. Члена­ми ТПП могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприни­матели, зарегистрированные в установленном законом порядке, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимате­лей. Учредители ТПП созывают учредительный съезд или общее соб­рание, на котором принимается устав и образуются руководящие ор­ганы ТПП.

Торгово-промышленные палаты имеют право:

1) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпри­нимателей;

2) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

 

3) содействовать российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков об­служивания и наименований мест происхождения товаров;

4) проводить по поручению российских иностранных предпри­ятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

5) удостоверять в соответствии с международной практикой сер­тификаты происхождения товаров, а также другие документы, свя­занные с внешнеэкономической деятельностью;

6) вести негосударственный Реестр предприятий и предпринима­телей, финансовое и экономическое положение которых свидетельст­вует об их надежности как партнеров для предпринимательской дея­тельности в Российской Федерации и за рубежом;

7) организовывать международные выставки, а также обеспечи­вать подготовку и проведение выставок российских товаров за грани­цей;

 

8) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совме­стно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреж­дать смешанные торгово-промышленные палаты;

9) издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;



Глава 3. Субъекты коммерческого права


 


10) открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

11) для разрешения экономических споров в соответствии с зако­нодательством РФ образовывать третейские суды, утверждать поло­жения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

12) осуществлять иные полномочия, не противоречащие законо­дательству РФ.

Все торгово-промышленные палаты на федеральном уровне объе­диняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, кото­рая призвана осуществлять их общую координацию, а также предста­вительские функции в Российской Федерации и за границей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России (конспект лек­ций). СПб., 2003.

Горвенко М.Л. Коммерческое право. Иркутск, 2001.

Дучевич О.В. ПБОЮЛ: Предприниматель без образования юридического лица: Комментарий. М., 2003.

Зиновьева М. Холдинги, финансово-промышленные и банковские груп­пы // Право и экономика. 2003. № 4. С. 10—18.

Лобанов Г. Холдинг — юридическая форма // Юрист. 2000. № 10. С. 55-56.

Остова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб­ник. М., 2000.

Пугинсшй Б.И. Коммерческое право России. М., 2003.

Шишкина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практиче­ское пособие. М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.034 с.)