Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональные виды субъектов коммерческой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зависимости от места и роли в торговом обороте субъекты коммерческой деятельности можно подразделять на функциональные виды. Наиболее ярко функциональные различия прослеживаются в оптовой торговле и посреднической деятельности. В период становления рынка в России начали создаваться организации оптовой торговли негосударственного сектора. Многолетний опыт коммерческо-посреднической деятельности передовых стран мира подтвердил в большинстве случаев нецелесо- образность отвлечения внимания производителей от основной производственной деятельности на выполнение функций закупки и сбыта собственными силами. В зависимости от того, приобретают ли они право собственности на товар, торговых посредников подразделяют на три группы. В первую группу включают независимых оптовых посредников, приобретающих права собственности на товар и реализующих его от собственного имени. К их числу относят дилеров, дистрибьюторов, стокистов, торговые дома. Дилер (от лат. «dealer» — торговец, агент) — лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Как торговый агент, он может закупать продукцию оптом и торговать ею в розницу или малыми партиями. Обычно это агенты фирм — производителей продукции, выступающие в роли участников ее дилерской сети. С принятием на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмы посредник становится ее «официальным дилером». Дилерские компании — одна из наиболее распространенных разновидностей торгово-посредни-ческих структур. Дистрибьютор (от англ. «distribution» — распределение) — организация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара на территории своей страны. Отношения между экспортером и дистрибьютором основываются на дист-рибьюторском договоре. Фирма может иметь собственного дистрибьютора по продаже своих товаров за рубежом, где он на основе заключенного договора является ее единственным представителем — генеральным дистрибьютором. В коммерческой практике различают два типа дистрибьюторов: имеющих (арендующих) склады и не имеющих (не арендующих) склады. Последнюю разновидность дистрибьюторов часто называют маклерами1. Маклер (от нем. «makler») — посредник между продавцом и покупателем, постоянно и профессионально занятый посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров по бизнесу. Маклеры могут участвовать на биржах, входя в состав их персонала, ведут торги в товарных секциях
1 См.: Кашанина Т.З. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулиро 2 Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 376. См.: Осипова Л.В., Синяева ИМ. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000. С. 298. 4-1837 Глава 3. Субъекты коммерческого права § 3. Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности 51
и регистрируют устное согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки. Дистрибьюторов «с полным набором услуг» называют дистрибьюторами «регулярного типа». Они выполняют коммерческую деятельность в полной мере, т.е. приобретают товары, осуществляют их складирование, хранение, подготовку к конечному потреблению. Они имеют высокую степень товарной специализации. Этот тип посредников в основном распространен на рынке машиностроения, компьютеров, телевизоров, автомобилей, запасных частей. Дистрибьюторы «нерегулярного типа» в основном лишь приобретают товары от постоянных производителей и их реализуют. Их называют дистрибьюторами «с неполным (ограниченным) набором услуг». Эта группа дистрибьюторов наиболее многочисленна, в нее входят представители малого и среднего посреднического звена, имеющего многотоварную специализацию. Торговый дом — крупная торговая организация, занимающаяся масштабными торговыми сделками по широкой номенклатуре товаров. Зачастую это многофункциональные и многопрофильные организации, осуществляющие наряду с торговыми и другие экономические функции, например, производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Стокист (от англ. «stock») — организация страны-импортера, осуществляющая экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнации. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет. Ко второй группе торговых посредников относятся посредники, не приобретающие права собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по сведению продавцов и покупателей. Отношения между ними и клиентами оформляются агентскими договорами, договорами комиссии и поручения. К этой группе посредников относятся брокеры, агенты, маклеры, комиссионеры. Они занимают наиболее прочные позиции в оптовой торговле машинами, оборудованием и комплектующими изделиями, чем на рынке сырья, материалов и полуфабрикатов. Во многом это обусловлено тем, что продвижение товаров, с которыми работают данные посредники, связано с высокими удельными издержками и сопряжено с оказанием значительных объемов дополнительных услуг1. См.: Осипова Л.В., Синяева ИМ. Указ. соч. С. 299. Брокер (от англ. «broker») — участник рынка, биржевой работник, выступающий в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиентов и за их счет, он получает комиссионное вознаграждение при заключении сделки. В качестве брокеров могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели. Среди многочисленных видов агентов выделяют промышленных, сбытовых и торговых агентов. В числе их разновидностей выделяют также комиссионеров, консигнаторов, коммивояжеров. Комиссионер — лицо, обязующееся выполнить комиссионную услугу, агент-посредник. Консигнатор — комиссионер, который по поручению владельца товара (консигнанта) продает товар со своего склада (так называемый консигнационный склад). В консигнационном договоре оговариваются не только наименование товара, но и его цена, срок продажи и т.п. К услугам консигнатора прибегают, как правило, во внешнеторговых операциях. В отличие от других комиссионеров консигнатор продает товары по ценам, устанавливаемым поручателем (комитентом). Коммивояжер (от франц. «commis voyageur») — сбытовой посредник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поручению фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров. Наиболее активный тип торгового посредничества этой группы посредников — товарный брокер. Он действует на основании разовых поручений и строго в пределах инструкций своих клиентов. Клиентом брокера может быть как покупатель, так и продавец товара. Преимущества товарных брокеров: детальное знание рынка, на котором они специализируются, владение широкими деловыми связями, оперативная возможность качественно и полно выполнить поручения клиентов. К третьей группе торговых посредников относятся специальные участники рынка, которые не приобретают право собственности на товар, а являются организаторами торгового оборота. Цель их деятельности — не совершение сделок, а создание условий и возможностей для торговых операций других лиц. К таким субъектам коммерческой деятельности относятся: 1) товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установленным правилам; 4* 52 Глава 3. Субъекты коммерческого права § 3. Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности
2) оптовая ярмарка — крупный регулярный или разовый (ежегодный) рынок товаров широкого потребления, на котором сосредоточены и демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по выставленным образцам; 3) оптовый рынок — рынок, на котором осуществляется оптовая торговля; 4) торговый центр — группа разнородных торговых предприятий, сосредоточенных в одном месте, функционирующих и управляемых как единый, целостный объект. Торговый центр способен обеспечить целую торговую зону всеми необходимыми видами товаров массового спроса; 5) торговые палаты — негосударственные некоммерческие общественные организации, объединяющие предпринимателей с целью содействия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. Они включают предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц. Поскольку подобные объединения представляют интересы предпринимателей различных сфер, то часто палаты называются торгово-промышленными (ТПП). Правовое положение ТПП в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»1. ТПП — негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП создается в целях содействия: развитию экономики Российской Федерации; ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры; созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности; урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами; всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран. ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью, если это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная прибыль между членами ТПП не распределяется. ТПП не отвечает по ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1309. обязательствам своих членов, как и члены ТПП не отвечают по ее обязательствам. ТПП образуются по инициативе не менее 15 учр_е^щтелей на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований РФ. Членами ТПП могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в установленном законом порядке, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Учредители ТПП созывают учредительный съезд или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы ТПП. Торгово-промышленные палаты имеют право: 1) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей; 2) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
3) содействовать российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; 4) проводить по поручению российских иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров; 5) удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; 6) вести негосударственный Реестр предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; 7) организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей;
8) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты; 9) издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности; Глава 3. Субъекты коммерческого права
10) открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей; 11) для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством РФ образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами; 12) осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству РФ. Все торгово-промышленные палаты на федеральном уровне объединяет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, которая призвана осуществлять их общую координацию, а также представительские функции в Российской Федерации и за границей. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России (конспект лекций). СПб., 2003. Горвенко М.Л. Коммерческое право. Иркутск, 2001. Дучевич О.В. ПБОЮЛ: Предприниматель без образования юридического лица: Комментарий. М., 2003. Зиновьева М. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы // Право и экономика. 2003. № 4. С. 10—18. Лобанов Г. Холдинг — юридическая форма // Юрист. 2000. № 10. С. 55-56. Остова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000. Пугинсшй Б.И. Коммерческое право России. М., 2003. Шишкина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М., 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.009 с.) |