Коммерческое право как один из разделов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческое право как один из разделов



КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

2 0 0 2

Р е ц е н з е н т ы: полковник С. Б. Киржаев, кандидат философских наук, заведующий кафедрой кафедры социально-экономических дисциплин КВИ ФПС РФ,

З. Г. Зинчук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин КЮИ МВД РФ,

 

А в т о р: Н. А. Подгорный, преподаватель кафедры специальных юридических дисциплин КВИ ФПС РФ.

 

 

Подгорный Н. А. Коммерческое право: Учебное пособие. – Для студентов всех форм обучения и курсантов командного факультета специальности А.

 

Калининград: КВИ ФПС РФ, 2002. – с.

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Коммерческое право» предназначено для студентов Центра ДПО и курсантов командного факультета. В пособии излагаются основные положения учебного курса «Коммерческое право», предусмотренные учебной программой и тематическим планом. Оно подготовлено в помощь будущим специалистам-юристам для успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Содержание пособия ориентирует в коммерческом законодательстве, способствует поиску оптимальных решений в сложных ситуациях. Знание коммерческого права позволяет эффективно осуществлять как юридические услуги, так и предпринимательскую деятельность.

Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных юридических дисциплин, рекомендовано к изданию и практическому использованию по решению научно-методического совета института.

Утверждено ученым советом КВИ ФПС РФ (протокол №___ от «____» ___________ 2002 года).

 

 

© Подгорный Н. А., 2002.

© КВИ ФПС РФ, оформление, 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Коммерческое право» относится к числу специальных дисциплин, усвоение которых способствует подготовке высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции. Указанный курс изучается во многих юридических вузах России. Это связано с переходом нашей страны к рыночным отношениям. В настоящее время коммерческая деятельность играет всё большее значение для нормального функционирования рыночных механизмов. Их развитие невозможно без изучения вопросов правового обеспечения организации торгового оборота.

Данное учебное пособие составлено в форме ответов на основные вопросы, содержащиеся в курсе «Коммерческое право», что удобно для подготовки к занятиям и эффективного усвоения материала.

Пособие состоит из десяти глав, охватывающих весь курс коммерческого права.

Глава 1 и 2 являются вводными по дисциплине. В них рассматривается связь коммерческого права с другими отраслями правоведения и взаимосвязь между ними, а так же историческое развитие и становление торговли, нормативное отображение этого процесса.

Глава 3 раскрывает понятия субъектов и объектов торгового оборота. Она является одной из основных глав, раскрывающей сущность и правовые требования к товарам.

Глава 4 и 5 характеризует правовое положение современного рыночного хозяйства, формы торговых предприятий и их зависимость от товара и влияние их на развитие товарного рынка, на создание в нем здоровой конкурентной среды.

Глава 6 посвящена предприятиям по сбыту товаров, их особенностям и отличиям друг от друга.

Глава 7 и 8 раскрывают структуру договорных связей и порядок выработки существенных условий торговых договоров. Конкретизированы общие понятия о торговых сделках и договор оптовой купли-продажи. Эти главы являются основные в курсе коммерческого права и имеют большое значение для практической деятельности.

Главы 9 и 10 затрагивают очень важные вопросы качества товаров и контроля за ним, являются основополагающими для повседневной деятельности торговых организаций. Положение глав о экспертизе качества товаров и контроля за ним со стороны государственных органов необходимы для практической деятельности юристов-практиков.

Учебное пособие подготовлено в помощь будущим специалистам-юристам для успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Содержание пособия ориентирует в коммерческом законодательстве, способствует поиску оптимальных решений в сложных ситуациях, дает ответы на правовые вопросы, связанные с осуществлением торгового оборота. Знание коммерческого права позволяет эффективно осуществлять как юридические услуги, так и предпринимательскую деятельность.

Учебное пособие оказывает помощь в изучении учебного материала в соответствии с учебной программой и тематическим планом. Особое внимание необходимо обратить на изучение торгового оборота, участников коммерческих отношений, торговую деятельность государства, коммерческие предприятия, договорные связи, обеспечивающие функционирование рынка, государственный контроль за коммерческой деятельностью.

 


Содержание курса коммерческого права

 

Процесс розничной продажи товаров гражданам не включается в предмет регулирования коммерческого права. Он регулируется гражданским правом.

Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам отличается от различных сделок, и требует особого регулирования коммерческим правом.

Теоретической же и практической задачей коммерческого права является правовое содействие становлению Российского товарного рынка в современных условиях. Не построив в России рынка, не создав необходимые звенья в рыночной системе, нельзя регулировать рыночные отношения. Основной задачей настоящего периода является преодоление кризисных явлений.

Для преодоления затяжного кризиса и нормального развития экономики необходимо:

· формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка

· налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей.

Эти проблемы являются наиболее актуальными и включаются в предмет:

· науки коммерческого права,

· сферу регулирования торгового законодательства.

На основании изложенного можно определить, что содержанием курса коммерческого права является:

· изучение структуры и инфраструктуры товарного рынка,

· договорные отношения в торговле,

· ответственность в торговом обороте.

 

Содержание Торговых кодексов

Торговая революция 60-х годов сопровождалась бурным развитием торгового права. Остановимся на основных узловых ее моментах.

1. Уточнение и изменение торговых кодексов, изданных много десятилетий назад, внесение в них изменений идет в соответствии с требованиями торгового оборота. Происходит процесс унификации национального торгового законодательства. В 1994 году страны Европейского Союза (ЕС) приняли общеевропейский кодекс Частного права, в котором I часть его - фактически Торговый кодекс ЕС.

2. Законодательные меры в странах общей системы права:

· США в 60-е годы 20 века принят Единообразный Торговый кодекс, на основании которого в каждом штате приняты свои Торговые кодексы;

· Англия - в 70-80-е годы принимаются законы Торгового права;

3. Заключение большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности:

· Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена 1980 г). По ней:

заключаются все внешнеторговые сделки;

· Комиссии ООН:

ЮНКТАД - конференция ООН по торговле и развитию;

ЮНСИТРАЛ - комиссия ООН по праву международной торговли;

· Международные соглашения:

унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров;

закрепляют общие правила перевозки грузов;

· Выделение внутри международного частного права раздела «Международное торговое право»;

4. Заключение региональных соглашений:

а). Римский договор 1957 года «Об учреждении европейского экономического сообщества» создал «Общий рынок» стран-участниц.

По этому и последующим договорам:

· Сняты количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров;

· Отменены таможенные сборы;

б). Маастридский договор 1991 год «О создании Европейского Союза» добавил следующее:

· закрепил «единый внутренний рынок», стран-участниц;

· признал приоритет «европейского права» над нормами национального права.

Рассматривая содержание торговых кодексов, действующих в других странах, можно отметить, что цель их и предметом кодексов является регулирование торговых оборотов, то есть установление правил коммерческой деятельности. Важным явлением в этом является эклектика кодексов, которая выражается в следующем:

- отсутствие предметного единства кодекса;

- не соблюдена чистота очерчивания своего предмета;

- помимо коммерческой деятельности кодексы регулируют иные вопросы, не относящиеся к торговле.

Торговое законодательство же должно регулировать торговлю и операции ее обслуживающие.

Остановимся на конкретных торговых кодексах различных стран:

· Торговый кодекс Франции содержит следующие разделы:

- о несостоятельности организаций, причем не только торговых;

- нормы о торговых судах.

· Германское торговое уложение регулирует вместе с торговлей и перевозку грузов и пассажиров, экспедиционную деятельность;

· Единый торговый кодекс США много места уделяет:

- обращению ценных бумаг;

- регулированию банковских операций;

- договору аренды.

Различие в торговых кодексах различных стран состоит в том, что их «неторговые разделы» различны. Законодатели этих стран для попутного решения различных вопросов включают правовые нормы, не относящиеся к торговле.

 

Торговой деятельности

 

Некоммерческие организации, являясь участниками торгового оборота, участвуют в товарном обращении ограниченно, так как основной целью их деятельности не является получение прибыли, потому некоммерческие организации имеют право:

- приобретать необходимые материальные ресурсы;

- продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей.

Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи.

Существенные ограничения создаются для некоммерческих организаций при:

- лицензировании;

- выдаче экспортных разрешений;

- заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.

Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковыми являются товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др. Все эти организации - коммерческие по своей принадлежности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами.

 

Правовой режим товаров

 

В современной рыночной экономике господствует принцип экономической свободы в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Отсюда свободное обращение товаров является правилом, а ограничение оборотоспособности – исключением из этого правила.

Правовой режим товаров создается через требования, которые касаются:

· определения полномочий, статуса продавца и покупателя товара;

· порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

· порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие различные правовые реалии.

Режим товаров может создаваться путем издания законодательных и административно-исполнительных актов, касающихся действий с товаром; заключения международных договоров.

Основные режимные требования диктуются следующими нормативными актами:

1. Для целей государственного контроля за движением определенных объектов - Указом Президента РФ от 22.02.92г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». На основании данного Указа Президента, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 10.12.1992 г. № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изменениями от 16.12.95 г.) утвердило перечни продукции, свободная реализация которых запрещена, и поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации, а также перечень продукции, поставки которой осуществляются на основе квот.

2. Для защиты экономических интересов государства - Федеральный закон от 13.10.95г. № 157 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» - регулирующий порядок осуществления торговли с иностранными государствами и фирмами.

3. Требования регулирования порядка розничной торговли - Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.98г., утвердившим Правила продажи отдельных видов товаров.

4. Другие нормативные акты, устанавливающие порядок совершения сделок с различными товарами и ограничения по ним (с драгоценными металлами, вино-водочной и другой продукцией).

Таким образом, в результате комплексного и всестороннего регулирования создается множество правовых режимов товаров. Свободное владение всем этим комплексом требований, регулирующих продвижение товаров на рынке, - залог успешного бизнеса в области продажи товаров.

 

Классификация товаров

 

На ряду с разнообразными правовыми режимами в коммерческой деятельности приходится учитывать и применять классификации товаров для их различения, разработанные для различных целей.

Без их использования классификации товаров в современных условиях невозможно осуществление торгово-предпринимательской деятельности. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По направлению использования товары подразделяют на:

· товары потребительского назначения. Их именуют также товарами широкого потребления;

· товары производственного назначения. Товары данного рода нередко называют продукцией производственно-технического назначения или просто продукцией.

Товары потребительского назначения подразделяют на:

-продовольственные и промышленные;

-краткосрочного, или разового, пользования и товары длительного пользования (по периоду их использования).

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы:

- основное оборудование;

- вспомогательное оборудование;

- узлы и агрегаты;

- основные материалы;

- вспомогательные материалы и сырье.

 

Коммерческой деятельности

Организация сбыта товара

 

Для производственных организаций основной целью деятельности сейчас стало не просто изготовление товаров, а и успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров - новая задача для российских предприятий. Каждое предприятие обязано совмещать функции изготовителя и продавца.

Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных отделов, выставочных павильонов и демонстрационных залов.

В развитых странах распространена практика переложения производителями функции сбыта товара на посреднические организации. В России пока отсутствуют мощные посреднические фирмы. В большинстве случаев оптовые торговые и посреднические организации закупают у изготовителей лишь часть созданного товара, реализация всего остального осуществляется силами изготовителя.

Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта без участия независимых посредников. Подобная практика называется созданием горизонтальных маркетинговых систем. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка. Возможно образование несколькими изготовителями дочерней (зависимой) организации, на которую учредители возлагают сбыт своих товаров.

Развивая сбытовую сеть фирмы создают собственные системы баз и магазинов. В результате они становятся производственно-сбытовыми фирмами.

Совершенствование структуры сбыта имеет огромное значение. Прежде чем начинать производство товара, надо организовать его сбыт.

Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посреднических организаций. Эти организации специализируются на соответствующих видах деятельности и закреплении определенных функциональных видов организаций.

Среди оптовых торговых и посреднических организаций различают такие, которые:

1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет;

2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей, действуя за счет принципала; (хозяина товара)

3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок.

Наряду с процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых торговых и посреднических организаций наблюдаются иные структурные изменения. Это стремление крупных торговых фирм иметь собственные промышленные предприятия в целях диверсификации бизнеса, повышения экономической устойчивости.

В целом, развитие оптовых организаций в нашей стране отстает от Запада. Большинство их незначительно по размерам оборотов. Дело упирается в необходимость создания в регионах множества точек, обеспечивающих продвижение товара по стране.

Требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо - что несколько сложнее - в виде дочерних фирм.

Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых партнеров, подыскивать помещения, оборудовать их.

 

Понятие и роль конкуренции

 

В законе Российской Федерации о конкуренции дано определение конкуренции. Это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики.

Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно:

Конкуренция представляет собой объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства.

Антипод монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию. Если монополистическую деятельность не ограничивать законом, то это ведет к сворачиванию конкуренции, свободы предпринимательства и рыночной экономики в целом.

В целом, борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в рыночном производстве. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях.

При этом необходимо учитывать, что стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрение научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Важным явление является недопущение недобросовестной конкуренции, т.е. любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действий хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиями добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации.

Конкуренция правит рыночной экономикой. Однако она действует не сама по себе. Она поддерживаться и направляться государством.

Основными направлениями развития конкуренции являются следующие:

1. Стимулирующие меры по созданию и развитию конкуренции. Они должны быть предусмотрены в законах о ценообразовании, инвестиционной деятельности, регулирующих экспорт и импорт, а также в других областях.

2. Ограничительные меры по ограничению доминирующего положения на товарном рынке, монополизма. В России они сводятся в основном к антимонопольным мерам. А они должны носит вспомогательный придаточный характер по отношению к задаче развития конкуренции.

3. Защитные меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, предусматривающие ответственность за эти нарушения.

Стремление же людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, их продвижению. Это должно быть функцией общества и государства.

 

Правовая защита конкуренции

 

На защиту конкуренции направлено антимонопольное законодательство, которое в нашей стране представлено как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов.

Прежде всего, обращает на себя внимание ст. 8 Конституции РФ, из которой следует, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Государство, его органы и их должностные лица обязаны создать и поддерживать такое единство экономического пространства, создавать и поддерживать конкуренцию.

Несколько важных антимонопольных норм содержится в ГК РФ (п.1 ст. 10). Так, в соответствии с ГК законодатель, с одной стороны, определяет что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а, с другой, - устанавливает необходимые ограничения этой свободы, в частности, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление на рынке.

В развитии норм приняты несколько специальных законов Российской Федерации:

· 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

· 18 июня 1995 года «О рекламе»;

· 19 июля 1995 года «О естественных монополиях»;

· 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».

Первые три закона направлены на создание условий для реализации Закона «О защите прав потребителей», так как обеспечение прав потребителей возможно только в условиях конкурентной рыночной среды.

Таким образом, разумное ограничение свободы предпринимательства необходимо не только в целях обеспечения конкуренции, но и в целях обеспечения прав потребителей.

Основополагающим антимонопольным законом является Закон о конкуренции, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка.

Можно выделить основные группы мер по защите конкуренции:

1 группа – Объявление запрещенными или недействительными достигнутых соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Законом о конкуренции запрещается и признается недопустимым достижение соглашения потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, направленных на установление цен, наценок; раздел рынка по территориальному принципу по объему продаж, ассортименту или по кругу продавцов и покупателей ограничение доступа на рынок либо отказ от заключения договоров с определенным продавцом или покупателем.

2 группа - Запрет принятия актов к совершению органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Требуются сейчас меры по защите конкуренции на самом низовом уровне производства и торговли.

Уголовным кодексом Российской Федерации введена уголовная ответственность за незаконное повышение или поддержание цен (ст.178 УК РФ). Однако по этой статье пока еще не был привлечен к ответственности ни один человек (а это с 1993 года)

3 группа – Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Они названы в Законе «О конкуренции…». Это такие меры, как:

· введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств;

· некорректное сравнение товара в рекламе;

· копирование из них товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара

· распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

4 группа – Демонополизация экономики. В соответствии с Законом о конкуренции создан федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы на местах, которые могут давать предприятиям предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. При неисполнении их, на виновных могут налагаться административные меры в виде штрафов:

· на юридических лиц – от 1000 до 2500 МРОТ;

· на руководителей и должностных лиц – от 80 до 200 МРОТ

 

4.6. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией

 

По Закону «О конкуренции…» ст.4, недобросовестная конкуренция – это любые действия предпринимателей, направленные на приобретение преимуществ, и противоречащие положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могущие причинить или причиняющие убытки другим предпринимателям, либо наносящие ущерб их деловой репутации.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений ее различными органами и соглашениями необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основными способами недобросовестного ведения конкуренции являются следующие (по ст.10 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»):

· введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, изготовителя;

· некорректное сравнение товаров в рекламе;

· копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара;

· использование коммерческой информации без согласия ее владельца;

· распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Важной мерой по развитию конкуренции является демонополизация экономики. Закон «О конкуренции…» во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурентных механизмов. В результате этого закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с законом о конкуренции был образован федеративный антимонопольный орган. Федеративный антимонопольный орган вправе прекращать нарушения антимонопольного законодательства.

Этот орган состоит из Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике, поддержке предпринимательства и его территориальных органов. Задачи этих органов:

· первентивная, состоящая в предварительном и текущем контроле деятельности предприятий и организаций

· репрессивная, состоящая в привлечении к ответственности, применения санкций к виновным в нарушении антимонопольного законодательства

· созидательная, состоящая в содействии малого бизнеса.

Также в ведение антимонопольных органов переданы вопросы контроля за добросовестностью рекламы и защиты прав потребителей. На антимонопольные органы возложены следующие полномочия:

· выдача предписаний предприятиям и предпринимателям, органам власти и управления о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

· наложение административных взысканий в виде штрафа;

· обращение в суд или в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

Но деятельность федеративного антимонопольного органа и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции.

 

Подразделения предприятий

6.1. Товарные биржи

Правовое положение товарных бирж определяется:

· Законом РФ от 20 февраля 1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изм. от 19.06. 1995 г.) и

· Постановлением Правительства РФ 1994 года «Об утверждении Положения о Комиссии по товарным биржам»

В соответствии с Законом «О товарных биржах…»:

Товарная биржа – это организация с правами юридического лица, организующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

По закону запрещено: на бирже осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно, не связанную с организацией биржевой торговли.

Основной целью деятельностью товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли.

Существуют следующие виды товарных бирж:

· коммерческие;

· некоммерческие организации.

Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок – представляющих реализацию спроса и предложения товара:

Виды сделок на товарной бирже:

1. Сделки с реальным товаром (произведенным, имеющимся в наличии). Они делятся на следующие сделки:

· Кассовые (наличные) – имеющие целью действительное приобретение или отчуждение товара, подлежащие немедленному исполнению;

· Форвардные – с поставкой товара через более длительное время, чем при кассовых сделках. Это сделки на товар, который передается продавцом в собственность покупателя в установленный договором определенный срок в будущем.

2. Сделки на срок без реального товара, заключаемые в тех случаях, когда товара в распоряжении продавца еще нет или он еще не изготовлен. Продавец действует в расчете на условия, которые сложатся к моменту исполнения договора. В зависимости от того, имеют ли стороны в виду реальную поставку товара или нет, все срочные сделки подразделяются на:

· Твердые – по которым продавец обязан сдать, а покупатель принять товары в обусловленный срок по цене, зафиксированной сторонами при заключении сделки;

· Онкольные – с последующей фиксацией цены, в основе определения которой при совершении таких сделок лежит котировка соответствующей биржи по сделкам на срок. В момент заключения сделки цена товара сторонами не фиксируется.

· Опционы (сделки с премиями) – которые представляют собой приобретение права на продажу или куплю биржевого товара или контракта по цене, фиксированной в момент заключения сделки. Противоположная сторона за предоставление такого права получает определенную премию.

3. Фьючерские сделки, которые заключаются, как правило не с целью покупки или продажи товара, а с целью страхования (хеджирования) сделок с наличным товаром или получения в ходе перепродажи или после прекращения сделки разницы от возможного изменения цен. Эти сделки прекращаются не поставкой товаров, а обратным откупом (выкупом) контракта и их целью является получение дохода от разницы в ценах или снижения рисков и уменьшения потерь от неблагоприятного изменения цен.

Оптовые ярмарки

 

Оптовые ярмарки - это организации, которые являются специальными субъектами в сфере торгового оборота.

В стране проводится ежегодно до 1500 ярмарок на различном уровне - от всероссийских до районных. Нормативная база их деятельности отсутствует. Имеются устаревшие Временные положения об организации и проведении ярмарок по оптовой продаже, утвержденные Минторгом СССР и Госснабом СССР в марте 1989 года.

Достоинство ярмарок - заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, налаживание встречных продаж, одновременное решение вопросов сбыта и снабжения.

Обеспечивают установление как прямых связей, так и отношений с участием посредников. Ярмарки являются пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, в сжатые сроки.

Слабые места ярмарочной торговли:

· ограниченность во времени работы ярмарок;

· отраслевой характер ярмарок, продажа на них товаров лишь отдельных отраслей хозяйства;

· региональная ограниченность, участие в них предприятий определенных регионов;

· необходимость личного присутствия при заключении договоров.

Сегодня необходимо развивать ярмарочную торговлю - требуется налаживание сезонных и постоянно действующих ярмарок на всех уровнях; следует правильно определить правовую форму ярмарки, установить общий порядок их организации и проведения, построения взаимоотношений между центром (руководящими органами) ярмарки и участниками, посещающими ярмарки для совершения сделок.

 

Дилерские сети

 

Дилер - юридическое или физическое лицо, осуществляющее посреднические функции при сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты.

Дилеры:

· действуют от своего имени и за свой счет;

· не являются служащими брокерских фирм, инвестиционных банков, страховых компаний;

· проходят специальную подготовку, сдают экзамены, получают лицензию на работу;

Дилеры заключают сделки:

· между собой;

· с брокерами;

· непосредственно с клиентами.

Дилерские сети - сеть дилеров и дилерских фирм организованная с целью купли-продажи товаров, для продвижения их на рынке от производителя к потребителю.

Сети образуют на местах свои агентства. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагента. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы.

 

Виды договорных связей

В коммерческой деятельности договорные связи складываются в ходе товарооборота в торговых отношениях. Торговый оборот - это деятельность по продвижению торговой массы от изготовителей к потребителям.

Он регулируется:

· законодательством РФ;

· заключаемыми договорами

В организацию договорных связей вход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.153 с.)