ТОП 10:

Основания выбора структуры связей



 

В России в современных условиях сохраняется монопольное положение изготовителей товаров. В этой обстановке возможности выбора структуры договорных связей значительно ограничены.

С развитием рыночных отношений в РФ, проблема выбора структуры связей потребителем становиться все актуальней, так как именно потребитель решает, где покупать необходимый ему товар:

1. У изготовителя;

2. У оптового посредника.

1) При покупке товара покупателем у производителя, большим преимуществом является меньшая цена товара. Но, однако, не все производители имеют развитые сбытовые сети, а также широкие возможности по продвижению товара на рынок. Во многих случаях производителю удобней и выгодней довести свой товар до потребителя через посредников, специализирующихся на этом и берущих небольшой процент за свои услуги (порядка 7 - 15 % от стоимости товара). Поэтому, не любой товар покупатель может приобрести у непосредственного изготовителя.

2) При покупке товара покупателем у оптового посредника предполагаются следующие варианты отгрузки товара:

а) Транзитная отгрузка при которой, товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя. При такой отгрузке товара потребитель не получает никаких выгод. Он платит еще наценку посреднику, хотя товар грузится в его адрес. Размеры посреднических наценок весьма ощутимы, особенно в России, и они превышают существующие за рубежом. Поэтому потребителям выгодней оказываться от такой отгрузки посредника и перейти на прямые связи с изготовителем.

б) Складская отгрузка, по которой товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и только после переотправляется потребителю. При этом потребитель должен выяснить какие преимущества дает ему участие посредника. Это могут быть следующие преимущества:

· У потребителя отпадает необходимость создавать запасы соответствующего товара;

· Не надо потребителю иметь складских помещений;

· Нет расходов у него за хранение товаров;

· По мере необходимости можно получать нужное количество товаров со склада снабженческой организации, посредника;

· Возможность получения потребителем дополнительных услуг от посредника.

Так посредник способен оказывать следующие дополнительные услуги покупателю:

1. Осуществление подборки ассортиментных групп товаров, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями.

2. По предпроизводственной подготовке материалов раскрою, изгибу, нарезке по необходимым размерам, согласно заказам покупателей.

3. По расфасовке и упаковке товара в количествах, удобных для потребителя.

4. Другие услуги:

- иногда только через посредника можно приобретать малые количества изделий из их запасов;

- получать запчасти для снятого с производства оборудования. Это выгодно для изготовителя, так как крайне нерентабельно сохранять производство деталей и старых видов машин, хотя по закону, изготовитель и обязан в течение 10 лет после снятия с производства продолжать выпуск запчастей к старым машинам.

Значительными особенностями характеризуется структура связей по поставкам для государственных нужд. Новый ГК РФ упорядочил (ст. 525-534) схему поставок для госнужд.

По общему порядку организации, определяемые Правительством РФ, а в регионах - исполнительными органами власти, получают право выступать в качестве заказчиков. Они подыскивают поставщиков соответствующих ресурсов. Предусмотрен также конкурсный порядок отбора поставщиков. Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Лишь казенные предприятия обязаны принять выданный им государственный заказ.

Уже после размещения заказа организация-заказчик разрабатывает проект государственного контракта на поставку для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик, при его согласии, подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке для госнужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар.

В случаях же, когда товар закупается для других лиц, ст. 531 ГК РФ предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке в адреса получателей, но стоимость товара оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.

Вместе с этим ст. 529 ГК РФ предусматривает более сложную - двухуровневую структуру связей. В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении, поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.

Таким образом, заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой товаров, выступает обязанной стороной по оплате их стоимости.

Имеются и более сложные структуры связей, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка товара производится в адрес третьих лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически использующих товар в хозяйственных целях. В этих случаях уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. Таким способом, осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части ФПС РФ.

Формирование структуры связей важно и для организации поставок товаров из одного региона страны в другой. Межрегиональные торговые связи чрезвычайно значимы, так как способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они закрепляют и углубляют производственную кооперацию между регионами. Весьма актуально то, что такие связи создают центростремительные силы, экономически скрепляющие государство.

В нормативных актах даются указания о необходимости развития межрегиональных связей, однако на деле такая работа не ведется. Нередко встречается информация о том, что руководитель одной области заключил с руководителем другой области или республики договор о взаимных поставках товаров. Однако такие встречи и соглашения не влекут за собой реального осуществления поставок. Причина подобного положения состоит в неразработанности порядка установления межрегиональных договорно-хозяйственных связей. Как пример можно привести соглашение Белоруссии и Калининградской области.

В настоящее время и производственные, и торговые организации в основном находятся в руках частных владельцев. Поэтому для налаживания связей органы исполнительной власти каждого региона должны найти потенциальных продавцов, выяснить объемы продаж, условиться о согласии поставлять товар в определенные регионы. А администрация потребляющего региона обязана выяснить, какие организации желают закупить определенные товары, в каких количествах. Только после этого могут заключаться межрегиональные соглашения. К которым должны прилагаться протоколы, содержащие сведения о конкретных продавцах и покупателях товаров, объемах продаж. Только после этого должен быть установлен контроль за заключением договоров поставки между продавцами и покупателями, оказано необходимое содействие в этом. Также должен осуществляться контроль за реальным выполнением поставок по межрегиональным соглашениям.

Только при таком порядке становиться возможным установление товаропотоков из разных регионов. Налаживание межрегиональных поставок – это совершенно новое дело для администраторов. Указанные проблемы пока не разработаны правовой наукой и не урегулированы в законодательстве.

 

7.6. Порядок определения условий торговых договоров

 

Одним из основных вопросов коммерческой деятельности является - выработка условий торговых договоров: оптовой купли-продажи и поставки. В литературе можно найти пояснение положений закона об условиях договоров, различные классификации этих условий.

Для ведения договорной работы следует определить соотношение нормативных актов и усмотрения сторон в определении содержания договоров.

В любом договоре можно выделить два вида условий:

- подразумеваемые;

- вырабатываемые сторонами.

Подразумеваемыеусловия входят в договор из закона, иных нормативных актов, а также из судебной практики и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия обычно не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договоров императивные положения нормативных актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны не выработали свою формулировку соответствующего условия. Сторонам приходится учитывать также обычаи делового оборота и судебную практику, касающуюся определения отдельных условий обязательств.

Вырабатываемые сторонами условия - оказывают влияние на создание сторон, но это влияние уже иного рода. Способами воздействия закона на вырабатываемые сторонами условия и содержания договоров являются следующие:

Во-первых, закон содержит общедозволительные положения, которые позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные в нормативных актах; разрешают включать в договоры условия, о которых ничего не говорится в нормах права, определяют иные правовые возможности контрагентов. Общедозволительные положения содержатся в ГК РФ. Такие положения значимее диспозитивных. Методом коммерческого права является дозволительность.

Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания. Это может выглядеть как требование о наличии в договоре условия о предмете и других существенных условий. Имеется немало указаний, нормативных актов о необходимости решения соответствующих вопросов в договоре. Такие нормы уполномочивают субъектов на самостоятельную выработку содержания договорных пунктов. Эти нормы можно назвать управомочивающими.

Закон иногда предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, однако если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.

Многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания, поэтому в законе даются предельно общие правила, которые с неизбежностью должны развертываться сторонами под конкретные условия их деятельности.

Имеются и другие способы воздействия правовых норм на определение субъектами содержания заключаемых договоров.

Важным является вопрос о соотношении стандартизированных - (типовых) текстов и индивидуально вырабатываемых договоров. Считается, что на западе работают в основном по стандартизированным проформам договоров, существует множество таких проформ договоров, разработанных промышленными и торговыми ассоциациями.

Когда купля-продажа или поставка осуществляются в типовом режиме, то приходится использовать стандартизированные тексты. Применение шаблонных текстов договоров вполне допустимо, и когда речь идет о продаже незначительных количеств товара, и в отношениях сторон нет существенных особенностей.

Однако в российской договорной практике дело обстоит иначе. Если на Западе используют договорные проформы, которые разработаны для реализации определенных видов товаров, то российские фирмы по имеющемуся у них общему образцу договора реализуют любые товары.

Если при составлении договора, руководствоваться только текстом закона, комментариями либо взять за основу общий образец, то в таком договоре всегда будет отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности и возможностями исполнителей, интересами участников договора.

Поэтому необходимо использовать другой способ работы. Каждое включаемое в договор условие должно вырабатываться индивидуальным образом, с учетом возможности и интересов субъектов, обеспечивать достижение необходимого им результата. В этом основной смысл договорной работы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.007 с.)