ТОП 10:

Тарифные и нетарифные способы регулирования



 

На некоторые товары и услуги цены устанавливаются государственными органами. Эти вопросы регулируются постановлением Правительства РФ от 07.03.95 «О мерах но упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В нем содержится три перечня:

1) Перечень товаров и услуг, цены на которые могут регулироваться непосредственно Правительством России. Это энергоресурсы, их транспортировка, грузовые и пассажирские перевозки;

2) Перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются субъектами Федерации. Сюда входят электро- и теплоэнергия, отпускаемые для населения, городские перевозки, плата за жилье и коммунальные услуги;

3) Перечень услуг снабженческо-сбытовых и торговых предприятий, надбавки на реализацию которых могут устанавливаться субъектами Федерации. Сюда относятся надбавки при продаже товаров потребителям в районах Крайнего Севера, при продаже продуктов в учебных заведениях, на детское питание, медикаменты.

Субъекты Федерации вправе регулировать цены на продовольственные и промышленные товары, продаваемые населению, компенсируя связанные с этим затраты за счет своих бюджетов. В настоящее время регулирование цен осуществляется в основном для решения внешнеэкономических задач и учета социальных требований населения.

Различаются тарифные и нетарифные способы регулирования внешнеторговых операций. Они предусмотрены Федеральным законом от 13.10.95 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Федеральным законом от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Законы предусматривают антидемпинговые, компенсационные меры, ограничение импорта товаров, меры по защите при экспорте товаров, специальные меры.

Так, согласно ст. 13 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» одним из нетарифных способов регулирования продажи на экспорт служит лицензирование и квотирование отдельных товаров. Предусмотрено также лицензирование закупок по импорту. Конкретные процедуры оформления разрешений определяются Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) и Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.10.96

Воздействие на процесс реализации товаров может оказываться путем изменения статуса, т.е. путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ предпринимательские организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом.

Однако на деле правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться специальными способами. Инструментом регулирования правоспособности прежде всего служит лицензирование деятельности.

Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 25.09.98 № «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 26.11.98). Закон существенно сократил и изменил перечень видов лицензируемой деятельности, ранее установленный ПравительствомРФ. Закон предусматривает, в частности, лицензирование производства хлебобулочных изделий, оптовой торговли минеральной водой, ювелирными изделиями, торговли лекарствами и изделиями медицинской техники.

Лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензий считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 УК РФ. Законодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы продаж, другие условия договоров, т. е. на правовой режим товаров.

Практика свидетельствует о том, что различия в статусе субъектов существенно влияют на возможность и порядок совершения сделок. Различия в правомочиях субъектов обусловливают разные правовые режимы вещей при совершении торговых операций с ними.

Различия в правовом режиме обращения товаров могут создаваться и с другой стороны, а именно в связи с регулированием порядка розничной торговли. Правительство РФ постановлением от 19.01.98 № 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров, в которые были внесены существенные изменения постановлениями Правительства РФ от 20.10.98 № 1222 и от 02.10.99 № 1104. Издаются также правила розничной торговли отдельными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен соответствующей маркировкой, ярлыками или этикетками и т.д.

Меры по регулированию розничной торговли непосредственно влияют на установление торговых связей, на обращение товаров. Изготовители и потребители обязаны учитывать правила, действующие по всей цепочке прохождения товара, чтобы не столкнуться с затруднениями при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар для переработки или подыскивать другого покупателя.

 

Лицензирование

 

Лицензирование – это вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Правовую основу лицензирования составляют:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 49);

· Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г.;

· Акты субъектов Российской Федерации, определяющие порядок лицензирования.

Лицензирование осуществляется федеральными органами государственной власти, а также органами власти субъектов Российской Федерации, которые выдают лицензию.

Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензионного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

За лицензию платится регистрационный сбор, и она включается в реестр лицензий.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что субъекты Российской Федерации лишены права изменять перечень лицензированных видов деятельности. Например, лицензирование производства хлебобулочных изделий, торговля ювелирными изделиями и т. д.

Наличие лицензии требуется в дополнение при государственной регистрации юридических лиц.

Регулирование круга лиц влияет на правовой режим товаров.

Лицензирование - это нетарифный способ регулирования продажи на экспорт, закупки по импорту, осуществление какой-либо внешнеэкономической деятельности.

Это важный инструмент регулирования правоспособности юридических лиц.

Конкретные процедуры оформления разрешений определяются Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров и услуг.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.012 с.)