ТОП 10:

Пути создания структуры рынка



 

Организация коммерческого оборота является объективным требованием рыночной экономики, условием развития общественного хозяйства. Поэтому и рынок – это неотъемлемый атрибут торгового оборота.

Общим определением рынка является следующее – рынок – это совокупность общественных отношений покупателей и продавцов, для совершения сделок купли-продажи определенных товаров.

Исторически коммерческий оборот развивался от караванной купеческой торговли и концентрированию в одном месте и в одно время спорса и предложения.

Само формирование организационной структуры рынка, установление обширных правил торгового оборота, обеспечение защиты национального рынка, стимулирование конкуренции в настоящее время становятся задачами государства.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителя к потребителю.

Такие звенья подразделяются на:

1. Изготовителей товаров, для которых основной целью является не только изготовление товаров, но и их реализация с целью получения прибыли. В этих целях предприятия создают собственные сбытовые службы, маркетинговые подразделения, организуют различные дилерские сети. Иногда объединяются несколько мелких производителей для создания специализированных сбытовых организаций.

2. Специализированные оптовые торговые и иные посреднические организации, которые составляют основу структуры товарного рынка. Они обеспечивают наиболее эффективное продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара.

3. Субъекты, содействующие организации торгового оборота, формирующие инфраструктуру торгового рынка. К ним относятся подсистемы складского хозяйства, транспорта, тароупаковочная индустрия, информационное обеспечение и другие.

4. Организации – потребители и розничные торговые организации, которые реализуют товар потребителю или потребляют их для своих нужд.

Правовой основой для создания структуры рынка являются следующие законодательные акты:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.97 г. № 360 «Программа «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годы»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.97 г. № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций».

Кроме этого, меры по созданию структуры рынка и его инфраструктуры осуществляют также органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления.

 

Организация сбыта товара

 

Для производственных организаций основной целью деятельности сейчас стало не просто изготовление товаров, а и успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров - новая задача для российских предприятий. Каждое предприятие обязано совмещать функции изготовителя и продавца.

Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных отделов, выставочных павильонов и демонстрационных залов.

В развитых странах распространена практика переложения производителями функции сбыта товара на посреднические организации. В России пока отсутствуют мощные посреднические фирмы. В большинстве случаев оптовые торговые и посреднические организации закупают у изготовителей лишь часть созданного товара, реализация всего остального осуществляется силами изготовителя.

Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта без участия независимых посредников. Подобная практика называется созданием горизонтальных маркетинговых систем. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка. Возможно образование несколькими изготовителями дочерней (зависимой) организации, на которую учредители возлагают сбыт своих товаров.

Развивая сбытовую сеть фирмы создают собственные системы баз и магазинов. В результате они становятся производственно-сбытовыми фирмами.

Совершенствование структуры сбыта имеет огромное значение. Прежде чем начинать производство товара, надо организовать его сбыт.

Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посреднических организаций. Эти организации специализируются на соответствующих видах деятельности и закреплении определенных функциональных видов организаций.

Среди оптовых торговых и посреднических организаций различают такие, которые:

1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет;

2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей, действуя за счет принципала; (хозяина товара)

3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок.

Наряду с процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых торговых и посреднических организаций наблюдаются иные структурные изменения. Это стремление крупных торговых фирм иметь собственные промышленные предприятия в целях диверсификации бизнеса, повышения экономической устойчивости.

В целом, развитие оптовых организаций в нашей стране отстает от Запада. Большинство их незначительно по размерам оборотов. Дело упирается в необходимость создания в регионах множества точек, обеспечивающих продвижение товара по стране.

Требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо - что несколько сложнее - в виде дочерних фирм.

Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых партнеров, подыскивать помещения, оборудовать их.

 

Понятие и роль конкуренции

 

В законе Российской Федерации о конкуренции дано определение конкуренции. Это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики.

Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно:

Конкуренция представляет собой объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства.

Антипод монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию. Если монополистическую деятельность не ограничивать законом, то это ведет к сворачиванию конкуренции, свободы предпринимательства и рыночной экономики в целом.

В целом, борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в рыночном производстве. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях.

При этом необходимо учитывать, что стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрение научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Важным явление является недопущение недобросовестной конкуренции, т.е. любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действий хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиями добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации.

Конкуренция правит рыночной экономикой. Однако она действует не сама по себе. Она поддерживаться и направляться государством.

Основными направлениями развития конкуренции являются следующие:

1. Стимулирующие меры по созданию и развитию конкуренции. Они должны быть предусмотрены в законах о ценообразовании, инвестиционной деятельности, регулирующих экспорт и импорт, а также в других областях.

2. Ограничительные меры по ограничению доминирующего положения на товарном рынке, монополизма. В России они сводятся в основном к антимонопольным мерам. А они должны носит вспомогательный придаточный характер по отношению к задаче развития конкуренции.

3. Защитные меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, предусматривающие ответственность за эти нарушения.

Стремление же людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, их продвижению. Это должно быть функцией общества и государства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.005 с.)