Защита от неправомерных действий контролирующих органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита от неправомерных действий контролирующих органов



 

Основным средством защиты предпринимателей и организаций от неправомерных действий государственных органов по управлению и контролю в торговой сфере является обращение их в арбитражный суд с заявлением о признании актов этих органов недействительными.

Сама недействительность акта управления, обязательного для исполнения и связывается с его изданием соответствующим органом вне его компетенции. Недействительным, также может быть признан акт, принятый в пределах компетенции органа управления, но с нарушением формы, порядка и сроков принятия и доведения до хозяйствующего субъекта, а также требований, предусмотренных законодательством для тех или иных случаев.

Недействительность актов управления вызывает неблагоприятные последствия для властного органа, такие как:

· признание арбитражным судом властного акта, принятого с нарушение законодательства, недействительным (полностью или в определенной части) (ст. 132 АПК РФ);

· взыскание арбитражным судом по иску предпринимателя или организации убытков, причиненных им неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.

Главным основанием для предъявления предпринимателем или организацией требований о возмещении убытков служит направление им указаний или предписаний, нарушающих их права, если эти указания носят властный характер, т. е. обязательному исполнению. К убыткам в этом случае может привести также уклонение органа управления от принятия решения (его бездействие).

В этом случае организация или предприниматель вправе требовать возмещения:

· расходов, связанных с выполнение неправомерных указаний органов власти и управления;

· убытков, вызванных утратой или повреждением имущества;

· упущенной выгоды.

 


Литература по дисциплине «Коммерческое право»

 

I. Основная учебная литература

1. Пугинский Б.Н. «Коммерческое право России». – М.: Юрайт- М, 2001 г.

2. Королев В.Б. «Коммерческое право: вопросы и ответы». / Под ред. Ершовой И.В./. – М.: Юриспруденция, 2000 г.

 

II. Дополнительная учебная литература

1. Круглова Н.Ю. «Коммерческое право». Учебник. М.: Издательство РДЛ, 2001 г.

2. Попондопуло В.Ф. «Коммерческое право». Учебник. 1 том. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997 г.

3. Попондопуло В.Ф., Яковлева В.Ф. «Коммерческое право». Учебник. 2 том. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998 г.

4. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. «Коммерческая деятельность». Учебник для высш. И сред. спец. учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998 г.

5. Горбунова В.П., Тесля Э.П. «Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству». Учебно-практическое пособие. – М.: «Экспертное бюро-М», 1998 г.

6. Рассолова М.М. «Коммерческое право». Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001 г.

7. Петров И.В. «Коммерческое право». Ученик. С-Пб. – Изд-во Михайлова В.А. 2001 год.

8. Смирнова Н.Н. «Коммерческое право». Конспект лекций

9. Синецкий Б.И. «Основы коммерческой деятельности». Учебник. – М.: Юристъ, 1998 г.

 

III. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дека­бря 1993 г. М., 1999.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г.) // ВСНД РФ. 1993. № 31. Cт. 1224.

5. Налоговый кодекс РФ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

6. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 // ВСНД. 1991. № 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977 (с изменениями от 24 июня 1992 г.; 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)

7. Об инвестиционной деятельности. Закон РСФСР от 28 июня 1991г. № 1488-1// ВСНД. 1991. № 29. Ст. 1005. (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г.)

8. О товарных биржах и биржевой торговле. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 // ВСНД. 1992. № 18. Ст. 961. (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г., от 30 ап­реля 1993 г., от 19 июня 1995 г.)

9. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения то­варов. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. // ВВС. 1992. № 42. Ст. 23, 22.

10. О таможенном тарифе. Закон РФ от 21 мая 1993 г. // ВСНД РФ. 1993. № 23. Ст. 821 (с изм. и доп. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г.).

11. О стандартизации. Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 // ВСНД. 1993. № 25. Ст. 917. Изменения от 27 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4.

12. О сертификации продукции и услуг. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 // ВСНД. 1993. № 25. Ст. 917 (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.)

13. О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 // ВСНД. 1993..№ 27. Ст. 1018.

14. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Cт. 3303.

15. О поставках продукции для федеральных государственных нужд. Федеральный за­кон от 13 декабря 1994г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540 (с изм. и доп. от 19 июня 1995, от 17 марта 1997 г., от 6 мая 1999 г.)

16. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Cт. 609.

17. Об арбитражных судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

18. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343. (с изменениями от 31 июля 1998 г.)

19. О рекламе. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

20. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

21. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ // СЗ РФ. № 42. Ст. 3923 (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., от 10 февраля 1999 г.)

22. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон or 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // СЗ РФ. 1986. № 11, Ст. 15.

23. О соглашениях о разделе продукции. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ // C3 РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

24. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ с изменениями от 26 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5857.

25. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.

26. Об оценочной деятельности в РФ. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

27. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2001 г. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

28. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

29. О конкурсах на размещение заказов на поставки, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ.

30. Об экспортном контроле. Федеральный закон от18 июля1999г. №183-ФЗ

31. Об иностранных инвестициях в РФ. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.

32. Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» // ВСНД РСФСР. 1991. № 47. Ст. 16 (с изм. и доп. от 27 октября 1992 г.).

33. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регули­рования цен (тарифов)» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859.

34. Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению корруп­ции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для госу­дарственных нужд» // СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1756.

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (ра­бот, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» // САПП РФ. 1992. № 9. Ст. 602.

36. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 1993 г. «О мерах по урегулированию торговых споров, возникающих в связи с экспортом российских товаров» // САПП. 1993. № 49. Ст. 4770.

37. Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. № 152 (с изм. от 12 марта 1996 г.) // САПП. 1994. № 10. Ст. 787.

38. Положение о Комиссии по товарным биржам при ГКАП. Утверждено Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. № 152 / /САПП. 1994. № 10. Ст. 787.

39. Положение о государственном комиссаре на товарной бирже. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. № 152 // САПП. 1994. № 10. Ст. 787:

40. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. // Российская газета. 1994. 14 апреля.

41. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 757 «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд» // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1292.

42. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельнос­ти» // СЗ РФ. 1995, № 1. Cт. 69.

43. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» // СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 997 (с изменениями от 3 февраля, 15 апреля, 31 июля 1996 г., 30 июня 1997 г., 30 июля, 28 декабря 1998 г.)

44. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2689 (с из­менениями и дополнениями от 23 апреля, 1 июля, 13 сентября 1996 г., 1 и 8 июля 1997 г., 2 и.18 февраля, 21 июля 1998 г.).

45. Федеральная программа развития экспорта. Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 фев­раля 1996 г. № 123 // СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 770.

46. Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1901.

47. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государствен­ных нужд» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2150.

48. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. «О мерах по защите потребительского рынка Российской Феде­рации от проникновения некачественных импортных товаров» // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. З655.

49. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. № 890 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и ее составе» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3546 (с изменениями от 11 октяб­ря, 1 ноября 1997 г., 25 ноября 1998 г.).

50. Положение о звании «Поставщик продукции для государственных нужд России». Ут­верждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. № 1062 // СЗ РФ. 1997. № 35. Ст. 4084.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти:

51. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Письмо Минэкономики Российской Федерации от 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982

52. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 декабря 1996 г. № 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках // БНА. 1997. № 3

 

Основные термины и определения

 

Агенты – посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, путем заключения договоров от своего имени и за счет принципала.

Антимонопольное регулирование – целенаправленная деятельность государства по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции.

Аукцион – публичные торги, на которых признается выигравшим торги лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Биржевая сделка - зарегистрированный биржевой договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого договора в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар – товар, определенного рода и качества, в том числе и контракт на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Биржевые брокеры – служащие или представители предприятий и организаций – членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры.

Биржевые посредники на товарной бирже – брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры.

Брокер - в переводе с английского - маклер, оценщик, комиссионер. Это отдельные лица или фирмы, выступающие посредником при заключении сделки между заинтересованными сторонами (заказчиками и покупателями). Это специалисты, знающие конъюнктуру рынка, специфику реализации различных видов товаров или это брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Брокеры получают вознаграждение в фирме определенного процента от суммы сделки. Сами брокеры не владеют товаром и не наделены полномочиями на получение платежей. Основная функция брокера – свести покупателей с продавцами и помочь им договориться.

Брокерская деятельность – деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами, в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии.

Вырабатываемое сторонами условие договора – это условие, включаемое в договор после выработки его индивидуальным образом сторонами и учитывающее возможности и интересы обоих сторон.

Государственное регулирование цен и тарифов – производится на продукцию естественных монополий, а также на утвержденные Правительством Российской Федерации перечни продукции производственно-технического назначения, товары и услуги народного потребления.

Дилер – в переводе с английского - торговец. Юридическое или физическое лицо, осуществляющее посреднические функции при сделках купли-продажи товаров. Действует от своего имени и за свой счет.

Дилерская деятельность – совершение дилерами сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи товаров, ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих бумаг лицом, осуществляющим такую деятельность по объявленным ценам.

Дистрибьютор – в переводе с английского - распределитель. Это независимый оптовый посредник, занимающийся закупкой товаров (продукции) с целью перепродажи ее различным фирмам (магазинам) предприятиям и другим.

Договор – это соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Это двухсторонняя (многосторонняя) сделка.

Договора коммерческого права – это договора, оформляющие отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд.

Единое экономическое пространство – свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств на всей территории государства, отсутствие внутренних таможенных границ.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при отсутствии конкуренции вследствие технических особенностей производства.

Закрытые торги – торги, в которых принимают участие только лица, специально приглашенные для этой цели.

Знак соответствия – зарегистрированная в установленном порядке специальная маркировка, подтверждающая соответствие изделия, на котором оно написано, установленным стандартам.

ИНКОТЕРМС–2000 – международные правила по толкованию торговых терминов (моделей), сведенные в 4 общие группы, различающиеся по мере увеличения объема обязанностей и рисков продавца.

Комиссионеры – посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими лицами.

Коммерция – в переводе с латинского - торговля.

Коммерческий представитель – посредник, выполняющий поручения предпринимателей, (принципалов) по поиску для них партнеров и действующий от их имени при заключении договоров.

Коммерческое право – это подотрасль гражданского права, являющаяся специальным частным правом торговой деятельности, отраслевая юридическая дисциплина.

Коммерческое право изучает – правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности.

Конвенция ООН по договорам международной купли-продажи – принята в Вене в 1980 г. определяет порядок и форму заключения внешнеторговых сделок.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкурс – публичные торги, на которых признается выигравшим торги лицо, предложившее в соответствии с заключением конкурсной комиссии наилучшие условия.

Коносамент – это договор на перевозку груза морским транспортом в линейном морском транспорте (между портами по расписанию). В нелинейных сообщениях договор называется чартер, а коносамент подтверждает заключение договора.

Консорциум – образованное предпринимательскими организациями контрактное объединение для решения общих хозяйственных задач (строительство дорог, зданий и т.д.)

Контракт – это договор, соглашение со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон.

Лицензирование – это вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом.

Меновая стоимость товара – это способность товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары посредством купли-продажи.

Монополистическая деятельность – действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции, повышение цен.

Наука коммерческого права – это вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях в торговой деятельности.

Недобросовестная конкуренция - это любые действия предпринимателей, направленные на приобретение преимуществ, и противоречащие положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могущие причинить или причиняющие убытки другим предпринимателям, либо наносящие ущерб их деловой репутации.

Некоммерческие организации - участники торгового оборота, участвующие в товарном обращении ограниченно, так как основной целью их деятельности не является получение прибыли.

Нормативное регулирование монополистической деятельности – установление в нормативно-правовых актах, правил ведения хозяйственной деятельности предприятиями – монополистами, а так же контроль за ее осуществлением.

Объекты торгового оборота – материальные предметы (вещи). Не объекты – авторские права, изобретения, личные права.

Онкольные сделки – биржевая сделка, связанная с последующей фиксацией цены, определяемой котировкой биржей по сделкам на срок. В момент заключения сделки цена товара сторонами не фиксируется.

Оптовая ярмарка – это специальный субъект торгового оборота. На них осуществляется оптовая продажа товара, заключаются договора поставки.

Оптово-розничные объединения – контрактное объединение, во главе которого стоит крупная оптовая фирма, закупающая товары у производителя по льготной цене и распределяющая их по розничным магазинам и объединениям

Оптовые (отпускные) цены – цены, формируемые по соглашению изготовителя с потребителем и, включающие в себя суммы НДС и акцизов.

Оптовый продовольственный рынок – это коммерческая организация, проводящая операции по купле – продаже продовольствия в определенных местах и по установленным правилам.

Опционная сделка(сделка с премиями) – биржевая сделка, связанная с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара по цене фиксированной на момент заключения сделки.

Открытые торги – публичные торги, в которых может участвовать любое лицо.

Поверенные – посредники – которые по поручению предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций путем заключения договоров от имени и за счет доверителей.

Подразумеваемые условия договора – это условия, входящие в договор из законодательных актов и судебной практики и обычаев делового оборота.

Посреднические договора – это договора на возмездное оказание услуг.

Потребительная стоимость товара – это способность товара удовлетворять потребности людей.

Правовой режим – совокупность правил, регулирующих порядок приобретения, пользования и отчуждения различных объектов.

Предмет коммерческого права – правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности, как один из видов предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли в результате торговых сделок.

Предмет торгового договора – это наименование товара, его количество.

Представитель – лицо, совершающее в пределах имеющихся у него полномочий, сделки и иные юридические действия от имени другого лица.

Производительность труда - это количественное отношение объема (массы) полученного продукта к труду, затраченному на его изготовление. Выражается количеством продукции, производимой в единицу времени или затратами времени на единицу продукции.

Простое товарищество – не юридическое лицо, не имеющее собственного наименования, контрактное объединение на основе договора о совместной деятельности для ведения общих дел.

Публичные торги – торги, проводимые посредством аукциона или конкурса.

Публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые коммерческая организация должна продавать в отношении каждого, кто к ней обратится.

Реализационные договора – это коммерческие договора, оформляющие отношения по реализации товара.

Регулируемые цены – определяются уполномоченными органами государства или местного самоуправления на товары, работы и услуги по установленному перечню.

Розничные цены – определяются коммерческими организациями, осуществляющими продажу товаров населению.

Рынок – это совокупность общественных отношений покупателей и продавцов для совершения сделок купли-продажи определенных товаров.

Свободные цены – цены, устанавливаемые соглашением сторон.

Сертификация товара – подтверждение показателя качества производимой продукции соответствующим требованиям стандартов. Указывается в соответствующем документе – сертификате товара.

Сетевые графики – это графики по организации исполнения обязательств по среднему и крупному договору, совмещающие операции договора по количеству, сроку и другим параметрам.

Складская отгрузка – это отгрузка товара, при которой он доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и только после переотправляется потребителю.

Складские свидетельства – документы, выдаваемые товарными складами в подтверждение принятия товаров на хранение.

Содержание курса коммерческого права – это изучение структуры и инфраструктуры товарного рынка, договорных отношений, в торговле, в договорах оптовой купли-продажи и поставки, а так же ответственность в торговом обороте.

Сообщества неформальные – договорные объединения для рационализации процесса торговли путем создания цепи бесперебойного доведения товара от производителя к потребителю.

Спецификации - приложение к договору или часть его при большом числе ассортиментных позиций товара.

Срок исполнения обязательства – срок, в течении которого должник обязан совершить действия, составляющие содержание его обязательства.

Срок осуществления права – пределы действия права во времени.

Стокисты – это специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товаров определенного экспортера. Товар храниться на консигнационном складе и реализуется по договорам средними и мелкими партиями.

Субъекты коммерческого права - это лица, которые обладают способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из коммерческих отношений, участвующие в коммерческом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Тендер – предложение при проведении торгов, условия которого разрабатываются устроителями торгов и направляются вероятным участникам, и результаты которых определяются посредством сопоставления полученных ответов.

ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – классификатор товаров по принятой в мировой торговле системой описания и кодирования товаров.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий общественные потребности, посредством совершения сделки купли-продажи.

Товар, как экономическая категория – есть единство потребительной и ценовой стоимости.

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли.

Товарная экспертиза – проверка соответствия качества товара установленным стандартам, условиям договора, его фактической сортности, определение брака товара или снижения его качества.

Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначения, способные отличить товары одних юридических и физических лиц от однородных товаров других.

Товарораспорядительные документы – документы, используемые в торговом обороте и относятся к объектам торгового права.

Торговое право – комплексная учебная дисциплина, изучающая сам процесс торговой деятельности и его правовое обеспечение.

Торговый оборот – это деятельность по продвижению торговой массы от изготовителей к потребителям.

Транзитная отгрузка – это отгрузка товара, при котором он, по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя.

Трансакционные издержки – это расходы по сбору и обработке информации о договорных контрактах, проведению переговоров, оформлению договоров, издержки на осуществление контроля за исполнением обязательств и юридическую защиту при нарушениях.

Трейдер – специализированный посредник, который совершает сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет.

Третейский судья – физическое лицо, обладающее дееспособностью, необходимыми для рассмотрения спора знаниями и, давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи.

Форвардная сделка – биржевая сделка, связанная с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком поставки.

Франчайзинг – это организация распределения товаров нижнего розничного звена, обслуживающего конечного потребителя, по договору франшизы, позволяющему не только продавать товары и оказывать услуги, а и производить товары, аналогичным товарам франчайзера.

Фьючерсная сделка – биржевая сделка, связанная с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов (а не самого товара) на поставку биржевого товара. Цель ее страхование (хеджирование) сделок наличным товаром и получение разницы от изменения цен.

Хозяйственный спор – разногласие, возникшее между участниками хозяйственного (экономического) правоотношения.

Холдинг – контрактное объединение предусматривающее участие капиталов сторон в уставных фондах друг друга.

Цена – денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг.

Цена как экономическая категория – выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар.

Цена как юридическая категория – является условием возмездного договора, базой для формирования налога на НДС и акцизов, для применения надбавок и торговых наценок.

Ценовое регулирование естественных монополий – осуществляется посредством установления цен и тарифов или их предельного уровня.

ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развития. Создана в 1964 г. для содействия развитию международной торговли.

ЮНСИТРАЛ – Комиссия ООН по праву международной торговли.

Ярмарка – периодически организуемые в установленных местах торги, рынки товаров.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..……………………………………………………………….. ………………………….3

1. Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина Предмет изучения коммерческого права............................ 5

1.1. Понятие коммерции и коммерческого права.................................................................. 5

1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина......................................... 6

Принципы коммерческого права............................................................................................. 6

1.3. Предмет регулирования коммерческого права............................................................... 7

1.4. Содержание курса коммерческого права........................................................................ 8

2. Роль коммерческой деятельности в обеспечении жизненных интересов общества, нормальном функционирования хозяйственного механизма 9

2.1. Источники коммерческого права..................................................................................... 9

2.2. Этапы развития торгового права.................................................................................... 10

2.3. Содержание Торговых кодексов..................................................................................... 12

2.4. Торговое законодательство России............................................................................... 14

2.5. Перспективы развития коммерческого права............................................................... 16

2.6.Роль коммерческой деятельности в обеспечении интересов общества и хозяйственного механизма 16

3. Субъекты коммерческой деятельности Понятие объектов торгового оборота.................................................................................................................................. 18

3.1. Понятие участников торговой деятельности................................................................ 18

3.2. Предпринимательские организации как участники торговой деятельности. Виды торговых посредников.............................................................................................................................. 19

3.3. Некоммерческие организации как участники торговой деятельности..................... 22

3.4. Виды субъектов коммерческой деятельности............................................................... 22

3.5. Виды коммерческих организаций и фирм..................................................................... 24

3.6. Понятие объектов торгового оборота............................................................................ 26

3.7. Правовой режим товаров................................................................................................. 27

3.8. Товарораспорядительные документы............................................................................ 28

3.9. Особые правовые режимы коммерческой деятельности.............................................. 30

3.10. Классификация товаров................................................................................................ 32

3.11. Классификаторы продукции и товаров....................................................................... 33

4. Правовое обеспечение развития рынка Создание конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности................................................................... 35

4.1. Пути создания структуры рынка..................................................................................... 35

4.2. Организация сбыта товара.............................................................................................. 36

4.3. Понятие и роль конкуренции........................................................................................... 38

4.4. Способы создания конкурентной среды........................................................................ 39

4.5. Правовая защита конкуренции....................................................................................... 40

4.6. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией...................................................... 42

5. Выбор формы предприятия в зависимости от функций в процессе создания и реализации товаров............................................................................ 44

5.1. Основания выбора видов организаций......................................................................... 44

5.2. Налоговые льготы при создании и реализации товара............................................... 46

5.3. Производительность труда и прибыль при создании товара....................................... 48

5.4. Выбор формы предприятия в зависимости от потребителя товаров........................... 50

5.5. Функциональные виды организаций............................................................................. 51

6. Товарные биржи, оптовые ярмарки, дилерские сети. Сбытовые и снабженческие подразделения предприятий.............................................. 53

6.1. Товарные биржи................................................................................................................. 53

6.2. Оптовые ярмарки............................................................................................................... 55

6.3. Дилерские сети................................................................................................................... 56

6.4. Инфраструктура товарного рынка.................................................................................. 57

7. Торговые сделки и контракты. Выбор структу договорных связей. Выработка условий торговых договоров....................................................... 58

7.1. Сущность договоров, сделок и контрактов................................................................... 58

7.2. Классификация договоров коммерческого права....................................................... 59

7.3. Виды договорных связей.................................................................................................. 60

7.4. Посреднические организации......................................................................................... 62

7.5. Основания выбора структуры связей............................................................................. 66

7.6. Порядок определения условий торговых договоров.................................................... 70

7.7. Предмет торгового договора и сроки поставки............................................................ 72

7.8. Определение качества товаров........................................................................................ 74

7.9. Цена и формы расчетов в торговых договорах............................................................. 76



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.125 с.)