Понятие и правовая охрана знака обслуживания и наименования места происхождения товара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовая охрана знака обслуживания и наименования места происхождения товара



Знаком обслуживания признается обозначение, служащее для ин­дивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юриди­ческих или физических лиц. Закон о товарных знаках предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, как к товарным знакам.

Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по правовому режиму. Различаются лишь объекты маркиров­ки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначе­ны для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Однако на практике указанное различие нередко стирается, посколь-


 


РГ. 2003. № 63.


БНА. 2000. № 23. С. 14.


70 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 3. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара 71


 


ку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретно­го владельца и по классу товаров, и по классу услуг1.

Для регистрации в качестве знака обслуживания обозначение мо­жет быть заявлено для одного или нескольких классов услуг: класс 35 — «Реклама», 36 — «Страхование и финансирование», 37 — «Строи­тельство и ремонт», 38 — «Связь», 39 — «Транспортирование и хране­ние», 40 — «Обработка материалов», 42 — «Разное». Знаки обслужива­ния, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.

Наименование места происхождения товара — обозначение, пред­ставляющее собой или содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении то­вара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).

Природные условия места происхождения товара могут быть обу­словлены особенностями почвы, климата, составом воды, определен­ной влажностью воздуха и т.д. В качестве примера можно назвать цейлонский чай, вологодское масло, минеральную воду, добытую в Боржоми, и т.д.

Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные, профессиональные и производственные традиции, на­пример, тульские самовары, уральские самоцветы, оренбургский пла­ток, хохломская роспись, вологодские кружева и др.

Наименование места происхождения товара весьма сходно с то­варным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают по выпол­няемым функциям и нередко практически неразличимы по внешней форме, поскольку в качестве товарных знаков часто используются на­звания географических объектов. Их основное различие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования места происхож­дения товара, призван связывать свойства и качества товара с кон­кретным его производителем, а не с особыми свойствами географиче­ской среды или места производства товара.

Если в качестве товарного знака заявляется географическое назва­ние или иное обозначение, которое способно создать у потребителей ложное впечатление о месте производства товара, в регистрации такого

См.: Апелъ А.Л., Бабянская Н.С. Указ. соч. С. 44—45.


товарного знака должно быть отказано. Исключение составляют слу­чаи, когда наименование места происхождения товара включается в качестве неохраняемого элемента в товарный знак, который регистри­руется на имя лица, имеющего право на использование такого наиме­нования.

Правовая охрана наименования места происхождения товара воз­никает на основе регистрации в Федеральной службе по интеллекту­альной собственности, патентам и товарным знакам или в силу меж­дународных договоров.

Наименование места происхождения товара может быть зарегист­рировано одним или несколькими юридическими и физическими ли­цами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхожде­ния товара, получает право пользования им, если производимый дан­ным лицом товар отвечает предъявляемым к нему требованиям.

Право пользования этим же наименованием места происхожде­ния товара может быть предоставлено любому юридическому или фи­зическому лицу, которое в границах того же географического объекта выпускает товар, обладающий теми же основными свойствами.

Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Свидетельство на право пользования наименованием места действует только в течение 10 лет. По истечении этого срока возможно продление срока действия свидетельства каждый раз на 10 лет при ус­ловии получения заключения компетентного органа, подтверждающе­го, что обладатель свидетельства производит в границах соответствую­щего географического объекта товар, сохраняющий свойства, на осно­вании которых им было получено свидетельство на право пользования.

§ 3. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара

Использованием товарного знака считается применение его на то­варах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упа­ковке правообладателем или лицом, которому такое право предостав­лено на основе лицензионного договора.

Использованием может быть признано также применение товар­ного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредниче­скую деятельность, могут на основе договора использовать свой то-


72 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 3. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара 73


 


варный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего. Таким образом фирма-посредник рекламирует свой товарный знак качеством товара фирмы-произво­дителя, закрепляя в сознании потребителя солидность своей фирмы и качество продаваемого товара.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках правовая ох­рана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявле­ние о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака мо­жет быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по ис­течении указанных трех лет при условии, что товарный знак не ис­пользуется до подачи такого заявления.

Правообладатель товарного знака может распорядиться исключи­тельным правом на товарный знак.

Во-первых, согласно ст. 25 Закона о товарных знаках, исключи­тельное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правооблада­телем другому юридическому лицу или осуществляющему предпри­нимательскую деятельность физическому лицу по договору о переда­че исключительного права на товарный знак (договору об уступке то­варного знака).

Уступка товарного знака не допускается, если может ввести в за­блуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Во-вторых, ст. 26 Закона о товарных знаках закрепляет возмож­ность предоставления правообладателем (лицензиаром) права поль­зования товарным знаком другому юридическому лицу или осуществ­ляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (ли­цензиату) по ли цензионномуу договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата бу­дет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет контро­лировать выполнение этого условия.

Договор о передаче исключительного права на товарный знак (до­говор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистри­руются в федеральном органе исполнительной власти по интеллекту­альной собственности. Без регистрации указанные договоры счита­ются недействительными.

Закон о товарных знаках закрепляет отдельное правило использо­вания коллективного товарного знака. Согласно ст. 20 Закона, кол­лективный знак и право его использования не могут быть переданы другим лицам.


Использованием наименования места происхождения товара счита­ется применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, про­спектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введени­ем товара в гражданский оборот.

Не допускаются использование зарегистрированного наименова­ния места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельст­ва, даже если указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с таки­ми выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т.п., а также ис­пользование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхожде­ния и особых свойств товара.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обо­значения, сходные с ними до степени смешения, являются контра­фактными.

Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим ли­цам.

Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Согласно ст. 46 Закона о товарных знаках, использование товарного знака и наименования места происхождения товара в нарушение требований законодатель­ства влечет за собой гражданскую, административную, уголовную от­ветственность.

Защита гражданских прав от незаконного использования товар­ного знака, кроме требований о прекращении нарушения или взы­скания причиненных убытков, осуществляется также путем:

публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

удаления с товара или его упаковки незаконно используемого то­варного знака или обозначения, сходного с ним до степени смеше­ния, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименова­ние места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, об­щественной организации или прокурора выполнить следующие дей­ствия:

прекратить его использование, возместить всем потерпевшим причиненные убытки, а также внести в доход местного бюджета полу-


74 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров 75


 


ченную при незаконном использовании наименования места проис­хождения товара прибыль, превышающую возмещенные убытки;

опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

удалить с товара или его упаковки незаконно используемое на­именование места происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения, или уничтожить изготовленные изображе­ния наименования места происхождения товара или обозначения, сходного с ним до степени смешения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.013 с.)