Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование цен на товарыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Влияние государства на процессы ценообразования в торговом обороте объясняется необходимостью обеспечения публичных интересов. ~_- В юридической литературе под системой государственного регулирования цен понимается совокупность органов федеральной исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, располагающих специальными полномочиями по регулированию хозяйственной деятельности, определяемыми множеством нормативных актов1. В Российской Федерации функции разработки и осуществления мер по проведению единой политики цен возложены на Правительство РФ. Ведущее место в данной сфере принадлежит Министерству экономического развития и торговли РФ, которое уполномочено разрабатывать предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), участвовать в согласовании, утверждении, регистрации цен и тарифов, а также в контроле за применением государственных регулируемых цен (тарифов). Базовыми правовыми актами по регулированию цен является Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упоря- дочению государственного регулирования цен (тарифов)»1 и принятое в его развитие одноименное постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 2392. В соответствии с данными нормативными актами вся продукция, в отношении которой применяется государственное регулирование цен, разделена на два перечня. В первый перечень входит продукция, цены на которую устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Это природный газ, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газ, нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению), продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, алмазное сырье, драгоценные камни, протезно-ортопедические изделия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ, этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ. Второй перечень включает в себя продукцию, государственное регулирование цен на которую осуществляется субъектами Российской Федерации. В данный перечень входят газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, — гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями, топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Цена — фундаментальная экономическая категория, которая представляет собой денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг.
' См.: Тен Л.Л. Государственное регулирование цен // Законодательство и экономика. 2002. № 1 (213). С. 5. J СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859. 1 СЗРФ. 1995. № 11. Ст. 997. Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ § 2. Государственное регулирование цен на товары 105
В коммерческой деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые1. Свободные (рыночные) цены — цены, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию, работы и услуги, был закреплен Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»2. Регулируемые цены — цены, в отношении которых непосредственно применяются административно-правовые рычаги воздействия: фиксированные цены, минимальные, предельные цены и тарифы, предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, предельные торгово-снабженческие надбавки, предельные надбавки к оптовым ценам3. Фиксированные цены устанавливаются государством для хозяйствующих субъектов в виде строго определенных сумм на единицу или определенный объем (массу) товара. Минимальные цены применяются в тех случаях, когда при сохранении относительно высокой нормы прибыли хозяйствующего субъекта имеется возможность снижения цены на товар, но государство не заинтересовано в расширении спроса на данный товар. Так, совместным письмом Комитета РФ по торговле, Министерства экономики РФ, ГТК России, Департамента налоговой полиции РФ, Государственной налоговой службы РФ от 28 февраля 1996 г. установлены минимальные цены на водку и ликеро-водочные изделия крепостью выше 28%, производимые на территории РФ или ввозимые на территорию РФ и реализуемые на внутреннем рынке Российской Федерации4. Минимальные цены на данную продукцию указаны в письме Минэкономики от 3 февраля 2000 г. «Об утверждении минимальных цен на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации»5. Предельные цены устанавливают ценовой предел на товар, выше которого хозяйствующий субъект не вправе изменять цену. 1 См.: Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой, 2 ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1878 (утратил силу). 3 См.: Тен А.Л. Указ. соч. С. 7-8. 4 Экономика и жизнь. 1996. № 14. 5 РГ. 2000. № 29. Предельные коэффициенты изменения цен представляют собой определенные цифровые обозначения, кратно которым может быть изменена цена или тариф. Иными словами, они определяют верхний и нижний пределы свободного усмотрения хозяйствующего субъекта по формированию цены на товар. Предельные уровни рентабельности предназначены для регулирования цены на товар с помощью ограничения нормы прибыли хозяйствующего субъекта. Предельные торгово-снабженческие надбавки — метод государственного регулирования цен, применение которого допускает увеличение стоимости приобретенного ранее для продажи товара лишь на величину, определенную государством. Воздействие здесь осуществляется не стабилизацией рентабельности, а возможностями наращивания доходов. При этом рентабельность может расти, если продавец снижает издержки своей хозяйственной деятельности при сохранении прежнего предела торговой надбавки. Наиболее часто данный метод применяется в сфере розничной торговли продовольственными товарами. Предельные надбавки к оптовым ценам — способ государственного регулирования цены, по которому продавец не вправе реализовать товар конечному потребителю по цене, превышающий цену предприятия-производителя на установленный государством предел. Сущность данного метода состоит в сокращении числа посредников между производителем и потребителем. Примером государственного регулирования цен на товар с помощью установления предельных надбавок является постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»1. Процесс ценообразования в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств складывается: 1) из государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей на данный товар; 2) из установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства. Государственное регулирование цен может применяться для поддержки наиболее важных отраслей народного хозяйства и товаропроизводителей, занятых в них. Так, в целях создания необходимых экономических условий для функционирования агропромышленного комплекса Федеральным законом от 14 июля 1997 г. «О государствен- 1 СЗ РФ. 2001. №47. Ст. 4448. 106 Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ § 3. Государственное регулирование безопасности товаров 107
ном регулировании агропромышленного комплекса»1 предусмотрено установление гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Сущность применения данных цен состоит в обеспечении сельскохозяйственным товаропроизводителям получения доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыночные цены на данную продукцию становятся ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при доплатах товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством РФ. В зависимости от назначения различают оптовые и розничные цены. Оптовая цена — цена товара, продаваемого крупными партиями. Розничная цена — цена, по которой товар реализуется населению. Она складывается из оптовой цены и торговой наценки, необходимой для покрытия издержек и получения прибыли торгующими субъектами. В связи с экономией на торговых издержках оптовая цена всегда ниже розничной. В зависимости от сферы применения различают внутренние и мировые цены. Внутренние цены — цены товаров по сделкам во внутреннем обороте. Мировые цены — свободные цены, применяемые по регулярным экспортным и импортным контрактам, которые заключаются в важнейших центрах международной торговли на товары ведущих поставщиков, оплачиваемые в свободно конвертируемой валюте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.011 с.) |