Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности

Поиск

Рынок — важнейшая экономическая категория товарного хозяй­ства. Современный экономический словарь указывает на два значе­ния понятия «рынок»:

1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;

2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и ус­луг, в результате которых формируются спрос, предложения, цена.

Современный рынок — понятие емкое и многообразное. Систе­матизировать подходы к его сущности можно на основе существую­щих оснований классификации рынков.

По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материа­лов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, инноваций, информационного и интеллектуального продукта, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д.

По масштабам охвата территорий различают мировые, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стра­не — внутренние и внешние рынки.

По уровню конкуренции рынки делят на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистиче-ские, монополистические (закрытые).

Различают также легальные (официальные) и нелегальные (тене­вые, черные) рынки.

6-


84 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 1. Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности 8}


 


Вместе с тем, рынок не следует отождествлять с торговлей. Рынок и торговля — разнопорядковые и качественно разнородные понятия. Торговля — обособившаяся отрасль экономики, специализирующаяся исключительно на реализации товаров потребителям. Она охватывает лишь часть сферы обмена1. Иными словами, там, где существует тор­говля, существует и рынок. В то же время не всегда там, где существу­ет рынок, существует торговля.

В сфере исследования коммерческого права находится непосред­ственно товарный рынок. Товарный рынок можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком значении товарный рынок — система субъектов эконо­мики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), цель которых — обеспечение обращения товаров конечного потребления и производ­ственного назначения2.

В узком значении товарный рынок представляет собой рынок от­дельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутрен­него рынка товаров и услуг (ГОСТ № 51303-99 «Торговля. Термины и определения»).

Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовите­лей к производителям3. Такие звенья подразделяются на три основ­ные группы:

изготовители — организации независимо от организационно-пра-вов"о!Гф*ормьТ, а также индивидуальные предприниматели, произво­дящие товары для реализации4;

торговые посредники — связующее звено между производителя-мй"и потребителями, продавцами и покупателями товаров, способст­вующее торговому процессу, развитию торговли;

организации-потреби тели и розничные торговые организации.

Коммерческая деятельность, как уже было отмечено, начинается со сбыта производителями своей продукции. В организации сбыта ве-

См.: Основы рыночной экономики и предпринимательства / Под ред. Е.А. Нере­тиной, С.Н. Захаровой, Г.Б. Подкопаловой. Саранск, 1996. С. 7—8.

2 См. постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 593 «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2910.

- См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 62.

4 См. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» // СЗ РФ 1996 № 3. Ст. 140.


дущее место принадлежит маркетингу. Маркетинг представляет собой обширную по спектру деятельность в сфере рынка товаров, осуществ­ляемую в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, получения прибыли.

В связи с нарастающими оборотами развития рыночного хо­зяйства исследованию маркетинга в юридической литературе начи­нает уделяться достаточно большое внимание. Интересна в этом плане позиция СВ. Алексеева, по мнению которого, реализация маркетинговой деятельности на современном этапе приводит к за­рождению в недрах российского правоведения такого феномена, как маркетинговое право1. Маркетинговое право видится данным автором как специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и по­рядок маркетинговой деятельности предпринимателей, включаю­щей маркетинговые исследования, продвижение продукции, товар­ную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения, и которыми регулируются маркетинговые взаимоотно­шения предпринимателей между собой, с государством, потребите­лями и другими участниками маркетинговых отношений. Несмот­ря на то что автор не дает убедительной аргументации о необходи­мости обособления отрасли маркетингового права в системе отрас­лей российского права, очевидно, что в настоящее время многие вопросы маркетинга требуют всестороннего и эффективного пра­вового регулирования.

В маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта можно выделить несколько направлений, в частности, товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную политику, каждое из которых имеет свои задачи, формы и методы реализации.

Товарная политика занимает центральное место в маркетинговой деятельности предприятия. Задачами товарной политики являются поиск методов и путей усиления конкурентоспособности продукции, создание новых товаров, своевременное предложение улучшенных вариантов выпускаемой продукции. Она включает целый комплекс мероприятий, направленных на решение таких проблем, как плани­рование продукции и ее ассортимента, продление жизненного цикла товара, изучение потребительской оценки, управление качеством, инновации, адаптивность товара и т.д.

1 См.: Алексеев СВ. Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты // Журнал российского права. 2003. № 9.



Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 2. Виды торговли


S7


 


Сбытовая политика — один из важнейших инструментов марке­тинга, представляет собой разработку и реализацию комплекса меро­приятий по формированию оптимальной сбытовой сети для эффек­тивных продаж производимой продукции, включая создание сети оп­товых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, определение маршрутов товародвижения, организацию и эффектив­ность транспортировки и т.д. Различают простую и сложную систему сбыта. Простая система основывается на прямых каналах реализации от производителя к потребителю. Сложная система сбыта включает промежуточные звенья различного уровня (собственные сбытовые филиалы и дочерние фирмы, независимые сбытовики, оптовые и розничные организации, участвующие в товародвижении, и др.). Сбыт продукции производственного назначения в отличие от потре­бительского организуется обычно через прямые связи.

Коммуникационная политика включает в себя рекламу, средства стимулирования сбыта, сервис, фирменный стиль, товарный знак, упаковку, взаимоотношения со средствами массовой информации и др. Она должна быть направлена на стимулирование спроса и фор­мирование образа компании.

Ценовая политика — определение общего направления в ценооб­разовании с целью поддержания и обеспечения желаемого объема продаж, повышения рентабельности товара, укрепления положения фирмы на рынке.

§ 2. Виды торговли

Виды торговли можно классифицировать по нескольким призна­кам. По месту совершения торговых операций различают внутрен­нюю и внешнюю торговлю. В зависимости от вида товара и его назна­чения выделяют торговлю продовольственными и непродовольствен­ными товарами, торговлю недвижимостью и т.д. По приближению товара к потребителю различают оптовую и розничную торговлю. По средствам передвижения товаров выделяют морскую и сухопутную торговлю.

В настоящее время в торговом обороте развивается новый спо­соб торговли — электронная торговля. Под ней понимается куп­ля-продажа товаров через электронные сети, в том числе через Ин­тернет1. Электронная торговля значительно увеличивает оператив-


ность получения информации о товаре, запросах потенциальных покупателей, сокращает цикл производства и продажи, устраняет посредническое звено, что значительно снижает стоимость товара. С помощью Интернета можно создать новые каналы сбыта товаров во всем мире. Организационными формами данной торговли явля­ются открытие различных электронных магазинов («web-магази­нов»), порталов, использование электронных средств связи для об­мена данными с коммерческими партнерами, взаимодействия с за­казчиками и др. В то же время необходимым условием развития электронной торговли должна стать ее соответствующая правовая регламентации, которая находится только в стадии формирования. Так, в частности, большим шагом в данном направлении стало принятие Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об электрон­ной цифровой подписи»1, который определил порядок идентифика­ции покупателя и продавца в процессе электронной торговли. Одна­ко еще не решены такие правовые проблемы, как использование различных систем электронных платежей, защита конфиденциаль­ной коммерческой информации, передаваемой по электронным ка­налам связи,и др.

Для коммерческой деятельности необходимо четко разграничи­вать понятия «розничная» и «оптовая» купля-продажа товаров, так как данные виды торговли имеют разные правовые режимы.

Согласно ГОСТу № 51303-99 «Торговля. Термины и определе­ния», розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг по­купателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая тор­говля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Таким образом, критерием разграничения розничной и оптовой торговли является цель при­обретения товара.

Субъекты розничной торговли, принимающие наличные деньги непосредственно от покупателя, обязаны использовать контроль­но-кассовые машины, на что прямо указывает Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осу­ществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с исполь­зованием платежных карт»2.

Товародвижение в розничной торговле включает оптовые закупки товаров; доставку их в торговые организации и индивидуальным


 


См.: Коммерческое (торговое) право / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. С. 860.


1 СЗРФ. 2002. №2. Ст. 127.

2 СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.


88 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 3. Понятие и содержание оптовой торговли 89


 


предпринимателям; приемку и хранение товаров; подготовку товаров к продаже с подачей их в торговый зал, на стеллажи и прилавки.

В торговом обороте выделяют также мелкорозничную торговлю, под которой понимается продажа продовольственных и непродоволь­ственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную торговую сеть! К стационарной мелкорозничной торго­вой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Передвижная мелкороз­ничная торговая сеть — специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос.

Составной частью товарооборота выступает оптовый товарообо­рот, который представляет собой торговую и иную деятельность юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленную на товародвижение от изготовителя до розничных торговых организа­ций, производственных и иных организаций, а также индивидуаль­ных предпринимателей, приобретающих товары для коммерческого использования.

§ 3. Понятие и содержание оптовой торговли

Оптовая торговля призвана решать в торговом обороте следую­щие основные задачи:

1) исследование рынка с текущим и перспективным прогнозом состояния спроса и предложения на товары;

2) своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потре­бителей в соответствии с полученными заказами, договорами и кон­трактами;

3) формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования ими в случае покры­тия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

4) внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, высокоэффективных видов много­оборотной тары;

5) широкое использование методов регулирования и стимулиро­вания всей системы взаимоотношений оптовой торговли между по­ставщиками, посредниками и потребителями с сохранением достой­ной доли коммерческого успеха для каждого;

6) получение максимально возможной совокупной экономии на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.


Структура оптовой торговли в России представляет собой ее деле­ние на оптовую торговлю готовой продукцией и оптовую торговлю сырьем и полуфабрикатами1.

Товародвижение в оптовой торговле включает в себя следующие процессы: оптовые закупки и продажи товаров на основании догово­ров купли-продажи; завоз товаров на склады, холодильники и их при­емку; образование необходимых сезонных и текущих запасов; подго­товка товаров к продаже; отгрузка или централизованная доставка то­варов в розничные торговые организации и покупателям.

В оптовом товарообороте применяются две формы товароснабже-ния оптовых и розничных торговых организаций — транзитная и с кладская. При транзитной форме товароснабжения закупленныёлхь**" вары поступают в розничные торговые организации непосредственно от поставщиков-изготовителей с использованием прямых хозяйст­венных связей. Покупателями товаров могут быть и оптовая органи­зация, и индивидуальный предприниматель, которые продают товары без завоза на свои склады. При складской форме товароснабжения товары поступают в розничные торговые организации не от изготови­теля, а через склады или базы оптовых организаций с использованием опосредованных хозяйственных связей. В таких случаях продавцом товаров выступает оптовая организация или индивидуальный пред­приниматель, закупившие их у товаропроизводителя или другой оп­товой организации.

Участниками оптового товарооборота являются изготовители то­варов; оптовые торговые организации и посредники, в том числе ин­дивидуальные предприниматели, и потребители товаров: юридиче­ские лица, розничные торговые организации и индивидуальные пред­приниматели, приобретающие товары для обеспечения собственной деятельности или для продажи товаров населению по договорам роз­ничной купли-продажи.

В зависимости от организации сбыта и объема выполняемых ра­бот субъекты оптовой торговли делятся на организации с полным циклом обслуживания (доставка товаров, сервис, широкий товарный ассортимент и т.д.) и на оптовые организации, в том числе индивиду­альных предпринимателей, торгующие за наличный расчет без дос­тавки товаров (в последнем случае покупатель сам комплектует свои заказы на складе у индивидуальных предпринимателей и закупает то­вары мелкими партиями), а также на оптовые организации и индиви-

1 См.: Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000. С. 344.



Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 4. Участники товарного рынка



 


дуальных предпринимателей, торгующие со стеллажей, арендуемых у других торговых организаций.

По масштабу и характеру деятельности оптовые организации де­лятся на общенациональные (федеральные), межрегиональные и ре­гиональные.

Оптовые организации общенационального уровня призваны фор­мировать необходимые каналы товародвижения для крупных оте­чественных производителей товаров и создавать благоприятные ус­ловия для выхода на российский потребительский рынок зарубеж­ных поставщиков товара. Их товарный ассортимент формируется с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снаб­жения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенк­латуры с учетом специфики развития отдельных регионов и труд­нодоступных территорий. К оптовым организациям федерального уровня относятся и оптовые организации, работающие в историче­ски сложившихся центрах производства товаров (текстиль, хру­сталь, керамика и т.д.).

Межрегиональные оптовые организации действуют в масштабах не­скольких регионов, целевое назначение некоторых из них состоит в обслуживании труднодоступных регионов России.

Оптовые организации регионального уровня составляют основу рос­сийской оптовой торговой системы и включают независимые опто­вые организации, оптовые организации региональных промышлен­ных и крупных розничных организаций. Они обеспечивают товарами региональные потребительские рынки, закупая товары у оптовых ор­ганизаций федерального и регионального масштаба и непосредствен­но у товаропроизводителей по всей территории страны.

По товарной специализации оптовые организации делятся на специализированные и универсальные. Специализированные оптовые организации осуществляют закупку и продажу товаров одной или не­скольких товарных групп, объединенных однородными потребитель­скими свойствами и назначением, например, обувь, овощи, хозяйст­венные товары и т.д. Универсальные оптовые организации осуществля­ют закупку и продажу универсального ассортимента продовольствен­ных и непродовольственных товаров.

Участники товарного рынка

Особую группу участников оптовой торговли составляют органи­заторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой дея­тельностью, а создают условия для торговых операций других участ-


ников оптового товарооборота. К ним относятся, в первую очередь, товарные биржи, оптовые ярмарки и оптовые рынки.

Товарные биржи. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которо­го — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и пред­ложения. Товарная биржа — наиболее развитая форма оптового рын­ка товаров, определяемых родовыми признаками, например, зерна, сахара, угля, металла, леса и др.

Правовое положение товарных бирж в РФ определено Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»1 (далее — Закон). Данный Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, и не распро­страняется на деятельность бирж труда, фондовых, валютных, товар­но-фондовых и универсальных бирж.

Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установ­ленным ею правилам.

Товарная биржа обладает специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять только деятельность, непосредственно свя­занную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Товарная биржа учреждается юридическими и (или) индивиду­альными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 человек, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном ка­питале не может превышать 10%. В учреждении товарной биржи не могут участвовать:

высшие и местные органы государственной власти и управления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном по­рядке лицензию на банковские операции;

страховые и инвестиционные компании и фонды;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членами биржи могут быть юридические и физические лица, ко­торые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо

ВВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.



Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 4. Участники товарного рынка



 


вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и ста­ли членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Членами товарной биржи не могут быть:

служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

предприятия, учреждения, организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

высшие и местные органы государственной власти и управления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном по­рядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестицион­ные компании и фонды;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в ра­боте других органов управления биржей; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами.

Выделяют две категории членов биржи: полные и неполные чле­ны. Полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собра­нии членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, от­делений) биржи. Неполные члены биржи имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учре­дительными документами биржи количество голосов на общем соб­рании членов биржи и на общем собрании членов секции (отдела, от­деления) биржи.

Учредительный документ биржи — ее устав. Высший орган управ­ления — общее собрание ее членов, которое обеспечивает реализа­цию прав и обязанностей биржи и ее членов.

Основной целью деятельности товарных бирж является организа­ция биржевой торговли — одного из видов оптовой торговли. Правила организации биржевой торговли принимает общее собрание членов биржи. Биржевая торговля может осуществляться только на основе ли-цензииг-*ыда«ной._К.омиссией по товарным биржам, созданной при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуще­ствляющей функции по контролю и надзору за деятельностью товар­ных бирж. В настоящее время уполномоченным федеральным органом


исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, является образованная в со­ответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О систе­ме и структуре федеральных органов исполнительной власти» Феде­ральная служба по финансовым рынкам1.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, посто­янные и разовые посетители. Биржевая торговля осуществляется че­рез биржевых посредников путем:

совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности);

совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности).

Биржевая торговля осуществляется посредством совершения бир­жевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный товар­ной биржей договор (соглашение), заключаемый участниками бирже­вой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевым товаром на товарной бирже является не'изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандарт­ный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в уста­новленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавли­вается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствую­щие правилам биржевых торгов, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются.

Статья 8 Закона закрепляет следующие виды биржевых сделок:

1) простые биржевые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

 

3) фьючерские сделки, связанные с взаимной передачей прав и обя­занностей в отношении стандартных контрактов на поставку бирже­вого товара;

4) опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую пере­дачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или кон­тракта на поставку биржевого товара;

СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945.


94 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 4. Участники товарного рынка



 


5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Предмет простых и форвардных биржевых сделок — реальный то­вар, т.е. вещи, имеющиеся в наличии. По сроку исполнения обяза­тельств простые сделки в отношении реального товара являются кас­совыми (с немедленным исполнением), а форвардные сделки — сроч­ными (с отсроченным сроком исполнения обязательств).

Предмет фьючерских и опционных сделок — имущественные права. Предмет фьючерских сделок — стандартный (фьючерский) контракт, а предмет опционных сделок — права на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара или стандартного (фью­черского) контракта, которые называются опционными контрактами или опционами.

Фьючерский контракт — документ, определяющий права и обя­занности на получение (передачу) имущества, включая деньги, ва­лютные ценности и ценные бумаги, или информации с указанием по­рядка такого получения. Обязательство по получению' (передаче) имущества или информации по фьючерскому контракту прекращает­ся с приобретением однородного фьючерского контракта, предусмат­ривающего соответственно передачу (получение) такого же имущест­ва или информации, либо с их исполнением.

Опционный контракт (опцион) — документ, определяющий права на получение (передачу) имущества, включая деньги, валютные цен­ности и ценные бумаги, или информации с условием, что держатель опционного контракта может отказаться от прав по нему в односто­роннем порядке.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обя­зательств по биржевым сделкам. В то же время биржа имеет ряд обя­занностей, направленных на установление гарантий участникам бир­жевой торговли. Согласно ст. 28 Закона биржа в целях исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерских и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания рас­четных учреждений (клиринговых центров), или заключения догово­ра с банком или кредитным учреждением об организации расчетного обслуживания. Статья 29 Закона запрещает бирже устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками.

Государственный контроль за деятельностью товарных бирж осу­ществляет упомянутая выше Комиссия по товарным биржам.


Оптовые ярмарки. Ярмарочная торговля в России — традиционная форма торговли, имеющая достаточно древние исторические корни. Ежегодно в стране проводится до 1500 ярмарок1.

Ярмарочная торговля представляет собой кратковременную и пе­риодически повторяющуюся реализацию товаров в форме гласного публичного торга по образцам, стандартам, каталогам и описаниям.

Основная задача ярмарочной торговли — усиление влияния тор­говли на формирование планов производства товаров, воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимен­та товаров, их качества, внедрения в производство новых изделий, бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответ­ствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса2.

По масштабу деятельности различают международные, общерос­сийские, межрегиональные, региональные, местные, отраслевые и меж­отраслевые оптовые ярмарки. По товарной специализации — универ­сальные и специализированные.

К преимуществам оптовых ярмарок следует отнести быстроту за­ключения большого числа договоров в короткие сроки, налаживание личных деловых контактов, организацию встречных продаж, решение вопросов сбыта и снабжения, выбор товаров по образцам. К слабым местам ярмарочной торговли Б.И. Пугинский относит ограничен­ность времени работы ярмарок, их отраслевой характер, региональ­ную ограниченность, необходимость личного присутствия3.

Разновидность ярмарочной торговли — ярмарки-выставки, цель которых состоит в демонстрации и представлении с последующей реализацией новых видов продукции. Ярмарки-выставки — целесо­образная форма апробирования новейших товаров, реализация кото­рых только начинается, которые еще не производятся массовыми партиями из-за опасения понести убытки в случае отсутствия спроса на данные товары.

В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, ре­гулирующие деятельность ярмарочной торговли, что существенно тормозит развитие оптовых ярмарок. В связи с этим разработкой и ут­верждением правил деятельности оптовых ярмарок и порядка прода­жи и закупки на них товаров занимаются ярмарочные комитеты, соз­даваемые из представителей промышленности и торговли.

См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 72.

2 См.: Коммерческое (торговое) право / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева.
С. 160.

3 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 73.


96 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 4. Участники товарного рынка



 


В Республике Мордовия в целях совершенствования государст­венной политики в области выставочно-ярмарочной деятельности, а также содействия международному и межрегиональному сотрудниче­ству в этой области и продвижения продукции мордовских товаро­производителей на внешний рынок постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 мая 2003 г. № 226 при Правительстве создан Совет по выставочно-ярмарочной деятельности.

Оптовые рынки. Цель создания системы оптовых рынков — сти­мулирование производства и сбыта товаров отечественных произво­дителей, оптовых продавцов и потребителей, установление прямых хозяйственных связей, регулирование производства и сбыта продук­ции для удовлетворения покупательского спроса.

Различают рынки универсальные и специализированные, ориенти­рованные на один вид продукции или на однородную товарную груп­пу, например, рынки мяса, рыбных продуктов, картофеля и плодо­овощной продукции.

По формам собственности оптовые рынки делятся на государст­венные, муниципальные и частные.

В настоящее время основой правового регулирования торговли на оптовых рынках является совместный приказ Минсельхозпрода РФ № 292 и Роскомторга № 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» (далее — Примерные правила).

Оптовые продовольственные рынки — место купли-продажи кон­курентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Однако сегодня оптовые продовольственные рынки превратились в оптово-розничные, на которых товары приобретаются и населением.

Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке распространяются на все оптовые продовольственные рынки, но конкретные правила, дополнения и изменения к ним разрабатыва­ются администрацией каждого оптового рынка и утверждаются руко­водством этого рынка.

Оптовыми являются торги, публично проводящиеся в торговом зале по товарам, допущенным к реализации на оптовом рынке, во < время, в месте и порядке, предусмотренных Примерными правилами. К участникам торгов на оптовом рынке относятся:

продавцы — собственники товаров или лица, имеющие право ве­дения торговых операций на рынке;

покупатели — розничные торговые и иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупате­лей в порядке, установленном администрацией оптового рынка;


персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.

Право продажи оптовых партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продав­цам при наличии у них лицензии на ведение торговой деятельности, в случае ее лицензирования, и документов, подтверждающих качество реализуемых товаров и состояние здоровья оптовых продавцов по ус­тановленным для торговли медицинским показателям.

Оптовый рынок по формам участия должен предоставлять воз­можность ведения оптовых торгов на основе:

долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале;

краткосрочной аренды необходимых торговых площадей;

разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимо­сти торгового места или специальной рыночной пошлины, диффе­ренцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота.

Арендаторами торговых мест могут выступать собственники това­ров, их агенты, комиссионеры и другие посредники.

Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных со­глашений между покупателем и продавцом, а в отдельных случаях — на основе аукциона или конкурса в порядке, предусмотренном ГК РФ.

При частных соглашениях цена и иные условия сделки определя­ются на двусторонней основе путем переговоров продавца и покупа­теля. При аукционных торгах договор заключается с предпринимате­лем, предложившим наивысшую цену. При конкурсных торгах дого­вор заключается с предпринимателем, выполнившим условия кон­курса наилучшим образом.

Выбор формы торгов на оптовом рынке определяется собствен­ником товара, если иное не предусмотрено законом. Общие принци­пы взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются гражданским законода



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.013 с.)