Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рынок — важнейшая экономическая категория товарного хозяйства. Современный экономический словарь указывает на два значения понятия «рынок»: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложения, цена. Современный рынок — понятие емкое и многообразное. Систематизировать подходы к его сущности можно на основе существующих оснований классификации рынков. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, инноваций, информационного и интеллектуального продукта, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д. По масштабам охвата территорий различают мировые, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране — внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делят на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистиче-ские, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. 6- 84 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 1. Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности 8}
Вместе с тем, рынок не следует отождествлять с торговлей. Рынок и торговля — разнопорядковые и качественно разнородные понятия. Торговля — обособившаяся отрасль экономики, специализирующаяся исключительно на реализации товаров потребителям. Она охватывает лишь часть сферы обмена1. Иными словами, там, где существует торговля, существует и рынок. В то же время не всегда там, где существует рынок, существует торговля. В сфере исследования коммерческого права находится непосредственно товарный рынок. Товарный рынок можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком значении товарный рынок — система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), цель которых — обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственного назначения2. В узком значении товарный рынок представляет собой рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг (ГОСТ № 51303-99 «Торговля. Термины и определения»). Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к производителям3. Такие звенья подразделяются на три основные группы: изготовители — организации независимо от организационно-пра-вов"о!Гф*ормьТ, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации4; торговые посредники — связующее звено между производителя-мй"и потребителями, продавцами и покупателями товаров, способствующее торговому процессу, развитию торговли; организации-потреби тели и розничные торговые организации. Коммерческая деятельность, как уже было отмечено, начинается со сбыта производителями своей продукции. В организации сбыта ве- См.: Основы рыночной экономики и предпринимательства / Под ред. Е.А. Неретиной, С.Н. Захаровой, Г.Б. Подкопаловой. Саранск, 1996. С. 7—8. 2 См. постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 593 «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2910. - См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 62. 4 См. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» // СЗ РФ 1996 № 3. Ст. 140. дущее место принадлежит маркетингу. Маркетинг представляет собой обширную по спектру деятельность в сфере рынка товаров, осуществляемую в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, получения прибыли. В связи с нарастающими оборотами развития рыночного хозяйства исследованию маркетинга в юридической литературе начинает уделяться достаточно большое внимание. Интересна в этом плане позиция СВ. Алексеева, по мнению которого, реализация маркетинговой деятельности на современном этапе приводит к зарождению в недрах российского правоведения такого феномена, как маркетинговое право1. Маркетинговое право видится данным автором как специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок маркетинговой деятельности предпринимателей, включающей маркетинговые исследования, продвижение продукции, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения, и которыми регулируются маркетинговые взаимоотношения предпринимателей между собой, с государством, потребителями и другими участниками маркетинговых отношений. Несмотря на то что автор не дает убедительной аргументации о необходимости обособления отрасли маркетингового права в системе отраслей российского права, очевидно, что в настоящее время многие вопросы маркетинга требуют всестороннего и эффективного правового регулирования. В маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта можно выделить несколько направлений, в частности, товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную политику, каждое из которых имеет свои задачи, формы и методы реализации. Товарная политика занимает центральное место в маркетинговой деятельности предприятия. Задачами товарной политики являются поиск методов и путей усиления конкурентоспособности продукции, создание новых товаров, своевременное предложение улучшенных вариантов выпускаемой продукции. Она включает целый комплекс мероприятий, направленных на решение таких проблем, как планирование продукции и ее ассортимента, продление жизненного цикла товара, изучение потребительской оценки, управление качеством, инновации, адаптивность товара и т.д. 1 См.: Алексеев СВ. Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты // Журнал российского права. 2003. № 9. Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 2. Виды торговли S7
Сбытовая политика — один из важнейших инструментов маркетинга, представляет собой разработку и реализацию комплекса мероприятий по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, определение маршрутов товародвижения, организацию и эффективность транспортировки и т.д. Различают простую и сложную систему сбыта. Простая система основывается на прямых каналах реализации от производителя к потребителю. Сложная система сбыта включает промежуточные звенья различного уровня (собственные сбытовые филиалы и дочерние фирмы, независимые сбытовики, оптовые и розничные организации, участвующие в товародвижении, и др.). Сбыт продукции производственного назначения в отличие от потребительского организуется обычно через прямые связи. Коммуникационная политика включает в себя рекламу, средства стимулирования сбыта, сервис, фирменный стиль, товарный знак, упаковку, взаимоотношения со средствами массовой информации и др. Она должна быть направлена на стимулирование спроса и формирование образа компании. Ценовая политика — определение общего направления в ценообразовании с целью поддержания и обеспечения желаемого объема продаж, повышения рентабельности товара, укрепления положения фирмы на рынке. § 2. Виды торговли Виды торговли можно классифицировать по нескольким признакам. По месту совершения торговых операций различают внутреннюю и внешнюю торговлю. В зависимости от вида товара и его назначения выделяют торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, торговлю недвижимостью и т.д. По приближению товара к потребителю различают оптовую и розничную торговлю. По средствам передвижения товаров выделяют морскую и сухопутную торговлю. В настоящее время в торговом обороте развивается новый способ торговли — электронная торговля. Под ней понимается купля-продажа товаров через электронные сети, в том числе через Интернет1. Электронная торговля значительно увеличивает оператив- ность получения информации о товаре, запросах потенциальных покупателей, сокращает цикл производства и продажи, устраняет посредническое звено, что значительно снижает стоимость товара. С помощью Интернета можно создать новые каналы сбыта товаров во всем мире. Организационными формами данной торговли являются открытие различных электронных магазинов («web-магазинов»), порталов, использование электронных средств связи для обмена данными с коммерческими партнерами, взаимодействия с заказчиками и др. В то же время необходимым условием развития электронной торговли должна стать ее соответствующая правовая регламентации, которая находится только в стадии формирования. Так, в частности, большим шагом в данном направлении стало принятие Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи»1, который определил порядок идентификации покупателя и продавца в процессе электронной торговли. Однако еще не решены такие правовые проблемы, как использование различных систем электронных платежей, защита конфиденциальной коммерческой информации, передаваемой по электронным каналам связи,и др. Для коммерческой деятельности необходимо четко разграничивать понятия «розничная» и «оптовая» купля-продажа товаров, так как данные виды торговли имеют разные правовые режимы. Согласно ГОСТу № 51303-99 «Торговля. Термины и определения», розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая торговля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Таким образом, критерием разграничения розничной и оптовой торговли является цель приобретения товара. Субъекты розничной торговли, принимающие наличные деньги непосредственно от покупателя, обязаны использовать контрольно-кассовые машины, на что прямо указывает Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»2. Товародвижение в розничной торговле включает оптовые закупки товаров; доставку их в торговые организации и индивидуальным
См.: Коммерческое (торговое) право / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. С. 860. 1 СЗРФ. 2002. №2. Ст. 127. 2 СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957. 88 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 3. Понятие и содержание оптовой торговли 89
предпринимателям; приемку и хранение товаров; подготовку товаров к продаже с подачей их в торговый зал, на стеллажи и прилавки. В торговом обороте выделяют также мелкорозничную торговлю, под которой понимается продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную торговую сеть! К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Передвижная мелкорозничная торговая сеть — специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос. Составной частью товарооборота выступает оптовый товарооборот, который представляет собой торговую и иную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленную на товародвижение от изготовителя до розничных торговых организаций, производственных и иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для коммерческого использования. § 3. Понятие и содержание оптовой торговли Оптовая торговля призвана решать в торговом обороте следующие основные задачи: 1) исследование рынка с текущим и перспективным прогнозом состояния спроса и предложения на товары; 2) своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами; 3) формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования ими в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков; 4) внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары; 5) широкое использование методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений оптовой торговли между поставщиками, посредниками и потребителями с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого; 6) получение максимально возможной совокупной экономии на всех этапах реализации процесса оптовой торговли. Структура оптовой торговли в России представляет собой ее деление на оптовую торговлю готовой продукцией и оптовую торговлю сырьем и полуфабрикатами1. Товародвижение в оптовой торговле включает в себя следующие процессы: оптовые закупки и продажи товаров на основании договоров купли-продажи; завоз товаров на склады, холодильники и их приемку; образование необходимых сезонных и текущих запасов; подготовка товаров к продаже; отгрузка или централизованная доставка товаров в розничные торговые организации и покупателям. В оптовом товарообороте применяются две формы товароснабже-ния оптовых и розничных торговых организаций — транзитная и с кладская. При транзитной форме товароснабжения закупленныёлхь**" вары поступают в розничные торговые организации непосредственно от поставщиков-изготовителей с использованием прямых хозяйственных связей. Покупателями товаров могут быть и оптовая организация, и индивидуальный предприниматель, которые продают товары без завоза на свои склады. При складской форме товароснабжения товары поступают в розничные торговые организации не от изготовителя, а через склады или базы оптовых организаций с использованием опосредованных хозяйственных связей. В таких случаях продавцом товаров выступает оптовая организация или индивидуальный предприниматель, закупившие их у товаропроизводителя или другой оптовой организации. Участниками оптового товарооборота являются изготовители товаров; оптовые торговые организации и посредники, в том числе индивидуальные предприниматели, и потребители товаров: юридические лица, розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для обеспечения собственной деятельности или для продажи товаров населению по договорам розничной купли-продажи. В зависимости от организации сбыта и объема выполняемых работ субъекты оптовой торговли делятся на организации с полным циклом обслуживания (доставка товаров, сервис, широкий товарный ассортимент и т.д.) и на оптовые организации, в том числе индивидуальных предпринимателей, торгующие за наличный расчет без доставки товаров (в последнем случае покупатель сам комплектует свои заказы на складе у индивидуальных предпринимателей и закупает товары мелкими партиями), а также на оптовые организации и индиви- 1 См.: Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000. С. 344. Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 4. Участники товарного рынка
дуальных предпринимателей, торгующие со стеллажей, арендуемых у других торговых организаций. По масштабу и характеру деятельности оптовые организации делятся на общенациональные (федеральные), межрегиональные и региональные. Оптовые организации общенационального уровня призваны формировать необходимые каналы товародвижения для крупных отечественных производителей товаров и создавать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков товара. Их товарный ассортимент формируется с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры с учетом специфики развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. К оптовым организациям федерального уровня относятся и оптовые организации, работающие в исторически сложившихся центрах производства товаров (текстиль, хрусталь, керамика и т.д.). Межрегиональные оптовые организации действуют в масштабах нескольких регионов, целевое назначение некоторых из них состоит в обслуживании труднодоступных регионов России. Оптовые организации регионального уровня составляют основу российской оптовой торговой системы и включают независимые оптовые организации, оптовые организации региональных промышленных и крупных розничных организаций. Они обеспечивают товарами региональные потребительские рынки, закупая товары у оптовых организаций федерального и регионального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей по всей территории страны. По товарной специализации оптовые организации делятся на специализированные и универсальные. Специализированные оптовые организации осуществляют закупку и продажу товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например, обувь, овощи, хозяйственные товары и т.д. Универсальные оптовые организации осуществляют закупку и продажу универсального ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. Участники товарного рынка Особую группу участников оптовой торговли составляют организаторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участ- ников оптового товарооборота. К ним относятся, в первую очередь, товарные биржи, оптовые ярмарки и оптовые рынки. Товарные биржи. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которого — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Товарная биржа — наиболее развитая форма оптового рынка товаров, определяемых родовыми признаками, например, зерна, сахара, угля, металла, леса и др. Правовое положение товарных бирж в РФ определено Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»1 (далее — Закон). Данный Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, и не распространяется на деятельность бирж труда, фондовых, валютных, товарно-фондовых и универсальных бирж. Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установленным ею правилам. Товарная биржа обладает специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Товарная биржа учреждается юридическими и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 человек, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении товарной биржи не могут участвовать: высшие и местные органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Членами биржи могут быть юридические и физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо ВВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961. Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 4. Участники товарного рынка
вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Членами товарной биржи не могут быть: служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; предприятия, учреждения, организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи; высшие и местные органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами. Выделяют две категории членов биржи: полные и неполные члены. Полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи. Неполные члены биржи имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи. Учредительный документ биржи — ее устав. Высший орган управления — общее собрание ее членов, которое обеспечивает реализацию прав и обязанностей биржи и ее членов. Основной целью деятельности товарных бирж является организация биржевой торговли — одного из видов оптовой торговли. Правила организации биржевой торговли принимает общее собрание членов биржи. Биржевая торговля может осуществляться только на основе ли-цензииг-*ыда«ной._К.омиссией по товарным биржам, созданной при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, является образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по финансовым рынкам1. Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители. Биржевая торговля осуществляется через биржевых посредников путем: совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности); совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности). Биржевая торговля осуществляется посредством совершения биржевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный товарной биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевым товаром на товарной бирже является не'изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие правилам биржевых торгов, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются. Статья 8 Закона закрепляет следующие виды биржевых сделок: 1) простые биржевые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара; 2) форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
3) фьючерские сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара; 4) опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара; СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945. 94 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 4. Участники товарного рынка
5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли. Предмет простых и форвардных биржевых сделок — реальный товар, т.е. вещи, имеющиеся в наличии. По сроку исполнения обязательств простые сделки в отношении реального товара являются кассовыми (с немедленным исполнением), а форвардные сделки — срочными (с отсроченным сроком исполнения обязательств). Предмет фьючерских и опционных сделок — имущественные права. Предмет фьючерских сделок — стандартный (фьючерский) контракт, а предмет опционных сделок — права на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара или стандартного (фьючерского) контракта, которые называются опционными контрактами или опционами. Фьючерский контракт — документ, определяющий права и обязанности на получение (передачу) имущества, включая деньги, валютные ценности и ценные бумаги, или информации с указанием порядка такого получения. Обязательство по получению' (передаче) имущества или информации по фьючерскому контракту прекращается с приобретением однородного фьючерского контракта, предусматривающего соответственно передачу (получение) такого же имущества или информации, либо с их исполнением. Опционный контракт (опцион) — документ, определяющий права на получение (передачу) имущества, включая деньги, валютные ценности и ценные бумаги, или информации с условием, что держатель опционного контракта может отказаться от прав по нему в одностороннем порядке. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. В то же время биржа имеет ряд обязанностей, направленных на установление гарантий участникам биржевой торговли. Согласно ст. 28 Закона биржа в целях исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерских и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров), или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного обслуживания. Статья 29 Закона запрещает бирже устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Государственный контроль за деятельностью товарных бирж осуществляет упомянутая выше Комиссия по товарным биржам. Оптовые ярмарки. Ярмарочная торговля в России — традиционная форма торговли, имеющая достаточно древние исторические корни. Ежегодно в стране проводится до 1500 ярмарок1. Ярмарочная торговля представляет собой кратковременную и периодически повторяющуюся реализацию товаров в форме гласного публичного торга по образцам, стандартам, каталогам и описаниям. Основная задача ярмарочной торговли — усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров, воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров, их качества, внедрения в производство новых изделий, бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса2. По масштабу деятельности различают международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, отраслевые и межотраслевые оптовые ярмарки. По товарной специализации — универсальные и специализированные. К преимуществам оптовых ярмарок следует отнести быстроту заключения большого числа договоров в короткие сроки, налаживание личных деловых контактов, организацию встречных продаж, решение вопросов сбыта и снабжения, выбор товаров по образцам. К слабым местам ярмарочной торговли Б.И. Пугинский относит ограниченность времени работы ярмарок, их отраслевой характер, региональную ограниченность, необходимость личного присутствия3. Разновидность ярмарочной торговли — ярмарки-выставки, цель которых состоит в демонстрации и представлении с последующей реализацией новых видов продукции. Ярмарки-выставки — целесообразная форма апробирования новейших товаров, реализация которых только начинается, которые еще не производятся массовыми партиями из-за опасения понести убытки в случае отсутствия спроса на данные товары. В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ярмарочной торговли, что существенно тормозит развитие оптовых ярмарок. В связи с этим разработкой и утверждением правил деятельности оптовых ярмарок и порядка продажи и закупки на них товаров занимаются ярмарочные комитеты, создаваемые из представителей промышленности и торговли. См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 72. 2 См.: Коммерческое (торговое) право / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. 3 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 73. 96 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 4. Участники товарного рынка
В Республике Мордовия в целях совершенствования государственной политики в области выставочно-ярмарочной деятельности, а также содействия международному и межрегиональному сотрудничеству в этой области и продвижения продукции мордовских товаропроизводителей на внешний рынок постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 мая 2003 г. № 226 при Правительстве создан Совет по выставочно-ярмарочной деятельности. Оптовые рынки. Цель создания системы оптовых рынков — стимулирование производства и сбыта товаров отечественных производителей, оптовых продавцов и потребителей, установление прямых хозяйственных связей, регулирование производства и сбыта продукции для удовлетворения покупательского спроса. Различают рынки универсальные и специализированные, ориентированные на один вид продукции или на однородную товарную группу, например, рынки мяса, рыбных продуктов, картофеля и плодоовощной продукции. По формам собственности оптовые рынки делятся на государственные, муниципальные и частные. В настоящее время основой правового регулирования торговли на оптовых рынках является совместный приказ Минсельхозпрода РФ № 292 и Роскомторга № 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» (далее — Примерные правила). Оптовые продовольственные рынки — место купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Однако сегодня оптовые продовольственные рынки превратились в оптово-розничные, на которых товары приобретаются и населением. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке распространяются на все оптовые продовольственные рынки, но конкретные правила, дополнения и изменения к ним разрабатываются администрацией каждого оптового рынка и утверждаются руководством этого рынка. Оптовыми являются торги, публично проводящиеся в торговом зале по товарам, допущенным к реализации на оптовом рынке, во < время, в месте и порядке, предусмотренных Примерными правилами. К участникам торгов на оптовом рынке относятся: продавцы — собственники товаров или лица, имеющие право ведения торговых операций на рынке; покупатели — розничные торговые и иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей в порядке, установленном администрацией оптового рынка; персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях. Право продажи оптовых партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продавцам при наличии у них лицензии на ведение торговой деятельности, в случае ее лицензирования, и документов, подтверждающих качество реализуемых товаров и состояние здоровья оптовых продавцов по установленным для торговли медицинским показателям. Оптовый рынок по формам участия должен предоставлять возможность ведения оптовых торгов на основе: долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале; краткосрочной аренды необходимых торговых площадей; разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота. Арендаторами торговых мест могут выступать собственники товаров, их агенты, комиссионеры и другие посредники. Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных соглашений между покупателем и продавцом, а в отдельных случаях — на основе аукциона или конкурса в порядке, предусмотренном ГК РФ. При частных соглашениях цена и иные условия сделки определяются на двусторонней основе путем переговоров продавца и покупателя. При аукционных торгах договор заключается с предпринимателем, предложившим наивысшую цену. При конкурсных торгах договор заключается с предпринимателем, выполнившим условия конкурса наилучшим образом. Выбор формы торгов на оптовом рынке определяется собственником товара, если иное не предусмотрено законом. Общие принципы взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются гражданским законода
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.013 с.) |