ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, формы монополистической деятельности на товарном рынке и на рынке финансовых услуг



ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ;

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948-1 (в редакции от 26.07.2006);

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

1) Объект (охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения; недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите).

2) Объективная сторона (противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении) (состав данного правонарушения формальный – для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения; необходимо учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий – соответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями).

3) Субъекты (хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц; в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем).

4) Субъективная сторона (характеризуется умышленной формой вины – законодательное определение содержит указание на направленность (цель) противоправного поведения).

Классификация монополистической деятельности:

1) в зависимости от числа участников (индивидуальная или коллективная);

2) исходя из оформления отношений договором (носящая договорный или внедоговорный характер).

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

  • индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;
  • соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

а) монопольно высокая цена (превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения; она превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли);

б) монопольно низкая цена (ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения; она ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов);

2) изъятие товара из обращения (если результатом такого изъятия явилось повышение его цены);

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (не обоснованные и не предусмотренные ФЗ, НПА);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (если на него имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства) (если он не предусмотрены ФЗ, НПА);

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (если они не предусмотрены ФЗ, НПА);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено ФЗ;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам;

10) нарушение установленного НПА порядка ценообразования.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками) (если он прямо не предусмотрен ФЗ, НПА);

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка других субъектов;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов (их результат соответствует интересам каждого из указанных субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого субъекта вызваны действиями иных субъектов и не являются следствиями обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке).

Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления

Органам исполнительной власти, органам МСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ):

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары.

Запрещается соглашение между органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов) (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ или НПА Президента РФ, НПА Правительства РФ);

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено ФЗ;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Органы исполнительной власти, органы МСУ, государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг (привлечения денежных средств ю/л во вклады; открытие и ведение банковских счетов ю/л; предоставление кредита; инкассация денежных средств; выдача банковских гарантий; услуги на РЦБ; услуги по договору лизинга; страхование имущества; личное страхование; негосударственное пенсионное страхование; страхование ответственности).

ФЗ «О защите конкуренции» регламентируется также предоставление государственной или муниципальной помощи.

 

34. Недобросовестная конкуренция на товарном рынке

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении ПрД, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

К числу нарушений российского конкурентного законодательства относится недобросовестная конкуренция. Термин "недобросовестная конкуренция" используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 году к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Последняя имеет силу и для РФ, ставшей правопреемником бывшего СССР в области заключенных им м/н договоров.

Актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (пункт 2 статьи 10 Парижской конвенции).

Законодательство России соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках – это любые направленные на приобретение преимуществ в ПД действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:

  • нормам действующего законодательства;
  • обычаям делового оборота;
  • требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, именно наличием конкурентной ситуации на рынке недобросовестная конкуренция отличается от других видов недобросовестной хозяйственной деятельности.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) могут быть субъекты предпринимательства (хозяйствующие субъекты, финансовые организации, а также группа лиц). Субъектами недобросовестной конкуренции не признаются органы государственной власти, органы МСУ и их должностные лица, поскольку последние не имеют права осуществлять конкурентные действия вообще. Для установления недобросовестной конкуренции не имеет значения и факт доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, в том числе доля рынка, ему принадлежащая. Подобные неправомерные действия могут быть совершены как индивидуальным предпринимателем, так и крупнейшей монополистической структурой.

Следует также определить субъектов защиты от рассматриваемого правонарушения. В законодательных определениях недобросовестной конкуренции таковыми признаются лишь субъекты предпринимательства – конкуренты.

Виды недобросовестной конкуренции. Наряду с общим определением недобросовестной конкуренции законодательство России содержит примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции. В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в ПД (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов. Основа классификации заложена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей минимум правовой охраны в области пресечения недобросовестной конкуренции. В частности, подлежат запрету:

· все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

· ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

· указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров (пункт 3 статья 10 Парижской конвенции).

Не допускается недобросовестная конкуренция (Статья 14 ФЗ «о защите конкуренции»):

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации ю/л, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Дела о нарушении норм законодательства, направленных против недобросовестной конкуренции, возбуждаются и рассматриваются ФАС РФ (по итогам рассмотрения принимается решение и выдается предписание, которые могут быть обжалованы в течение 3 месяцев с момента принятия (выдачи)).

Решение ФАС, связанные с нарушением приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).

 

35. Правовые средства антимонопольного регулирования ПД. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (вступил в силу с 26.10.2006)

ПП РФ «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 №331 (в редакции от 28.22.1006)

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на норма КРФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных НПА.

В КРФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка:

1) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

2) вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

3) определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ;

4) не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.

Международные договоры РФ (РФ как правопреемница СССР является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и др.).

Антимонопольное законодательство основывается на КРФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных ФЗ, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг.

ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.

Цели ФЗ «О защите конкуренции» – обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Действие ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные ю/л, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, ф/л, в том числе ИП.

Положения ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым на территории РФ соглашениям между российскими и иностранными ю/л либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

Хозяйствующий субъект – ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Положения ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на группу лиц, которой признаются:

1) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, владеющие более чем 50% голосов этих обществ (товариществ);

2) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, осуществляющие в них функции единоличного исполнительного органа;

3) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, если они на основании учредительных документов обществ (товариществ) или договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, если по их предложению назначен или избран единоличный исполнительный орган (или более 50% коллегиального исполнительного органа, или совета директоров) этих обществ (товариществ);

5) хозяйственные общества (товарищества), в которых более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же ф/л или ю/л либо составляют одни и те же ф/л или ю/л;

6) лица, являющиеся участниками одной и той же ФПГ;

7) ф/л, его близкие родственники;

8) лица, каждое из которых входит по предыдущим пунктам в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо основанию.

Определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию.

Подзаконные НПА развивают отдельные положения антимонопольного законодательства (постановления Правительства РФ и приказы ФАС РФ).

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (Глава 8 ФЗ «О защите конкуренции»)

Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы МСУ (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

ФАС осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои террит. органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.

Функции ФАС:

1) обеспечение гос. контроля за соблюдением антимоноп. законодательства органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами и организациями, гос. внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, ф/л;

2) выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению его нарушения и привлечению к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства указанными субъектами;

4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных ФЗ.

Полномочия ФАС:

1) возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний (о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений; о прекращения злоупотребления доминирующим положением; о прекращении недобросовестной конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения и др.);

3) выдача органам исполнительной власти, органам МСУ, иным осуществляющим их функции органам или организациям, государственным внебюджетным фондам обязательные для исполнения предписания (об отмене или изменении актов, о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных его нарушений; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции);

4) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц органов исполнительной власти, органов МСУ, ф/л;

5) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (о признании недействующими либо недействительными противоречащих антимонопольному законодательству НПА, договоров; о ликвидации ю/л; о взыскании в фед. бюджет дохода, полученного вследствие его нарушения; о признании торгов недействит.; о понуждении к исполнению решений и предписаний ФАС);

6) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;

7) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

8) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства.

С предварительного согласия ФАС осуществляются действия (предварительный государственный контроль за экономической концентрацией):

1) слияние, присоединение создание коммерческих организаций (если суммарная стоимость активов более 3 млрд. рублей, суммарная выручка более 6 млрд. рублей, доля на рынке более 35% (для финансовых организаций – предела, установленного Правительством РФ, а для кредитных организаций – установленного Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ));

2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций АО (долей ООО) (если суммарная стоимость активов приобретающих более 3 млрд. рублей, суммарная выручка более 6 млрд. рублей, доля на рынке более 35%; стоимость активов приобретаемого более 150 млн. рублей; если приобретающее лицо (не владевшее получает право распоряжаться более 25% акций (более 1/3 долей); владевшее не менее чем ими – более 50%, а владевшее не менее 50% – более 75% акций (2/3 долей))).

Указанные сделки осуществляются без предварительного уведомления ФАС (с его последующим уведомлением), если они осуществляются лицами, входящими в одну группу.

В целях получения предварительного согласия ФАС заинтересованные лица представляют ходатайство, по результатам рассмотрения которого ФАС в течение 30 дней принимает решение (об удовлетворении ходатайства (если сделка или действие не приведут к ограничению конкуренции); о продлении срока рассмотрения ходатайства (для получения дополнительной информации); об отказе в его удовлетворении (если сделка или действие приведут к ограничению конкуренции)).

При нарушении порядка получения предварительного разрешения (организация, созданная без предварительного согласия ФАС ликвидируется или реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску ФАС; сделки, осуществленные без предварительного согласия ФАС, признаются недействительными в судебном порядке по иску ФАС).

Антимонопольный орган должен быть уведомлен (последующий государственный контроль за экономической концентрацией):

1) коммерческими, финансовыми организациями о создании, слиянии, присоединении (суммарная стоимость активов или суммарная выручка более 200 млн. рублей – в течение 45 дней (для финансовых организаций указанная величина устанавливается Правительством РФ, для кредитных организаций – Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ));

2) лицами, приобретающими акции (доли) или имущество или активы финансовых организаций (если суммарная стоимость активов или суммарная выручка более 200 млн. рублей; для приобретаемого – 30 млн. рублей либо если для одного из них доля на рынке более 35% – в течение 45 дней).

Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов:

1) указанные субъекты обязаны обратиться в ФАС с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства (вместе с заявлением предоставляются сведения в соответствии с перечнем, утвержденным ФАС);

2) в течение 30 дней ФАС принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения указанным требованиям, срок может быть продлен ФАС не более чем на 20 дней (несоответствие – ограничение конкуренции; недостоверность сведений);

3) решение ФАС прекращает свое действие, если соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия решения;

4) ФАС вместе с решением о соответствии проекта указанным требованиям вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции;

5) ФАС вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения указанным требованиям (если были представлены недостоверные сведения; субъекты не выполняют требования предписания, выданного вместе с решением о соответствии проекта соглашения указанным требованиям);

6) финансовые организации обязаны направлять в ФАС уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами МСУ, любыми организациями (исключение:

· а) соглашения между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством РФ;

· б) соглашения, являющиеся договорами о предоставлении финансовых услуг;

в) соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности).

 

36. Правовое положение субъектов естественных монополий. Государственное регулирование их деятельности

ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ (в редакции от 29.12.2006 №258-ФЗ)

Естественная монополия – монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования (снижение издержек производства в этих сферах связано с увеличением количества производимого товара – деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной).

На территории РФ созданы и функционируют федеральные естественные монополии, естественные монополии субъектов РФ (муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов).

Правовые основы функционирования субъектов федеральных естественных монополий закреплены в ФЗ «О естественных монополиях», ГК РФ, других законодательных актах (ФЗ «О газоснабжении в РФ», ФЗ «О ж/д транспорте в РФ», ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.023 с.)