ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение финансово промышленных групп.



Правовое положение данных субъектов определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах". Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово -промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Для регистрации ФПГ, в частности, представляются: заявление; договор о создании ФПГ; копии свидетельств о регистрации, учредительных документов; согласие собственника имущества государственных или муниципальных предприятий; заключение федерального антимонопольного органа; организационный проект (пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.). Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

13. Правовое положение товарных и фондовых бирж

Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 №2383-1 (в редакции от 15.04.2006 №47-ФЗ);

ФЗ «О рынке ценных бумаг в РФ» от 22.04.1996 №39-ФЗ (в редакции от 27.07.2006 №138-ФЗ).

Товарные и фондовые биржи – организаторы торговли на товарном рынке и РЦБ (предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению сделок с биржевыми товарами и ц/б между участниками биржевой торговли).

Биржи – инструмент выявления рыночных цен и развития конкуренции (основная задача – организация и проведение гласных и публичных торгов).

Товарная биржа – организация с правами ю/л, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (специальный субъект, исключительную правоспособность которого составляет организация и регулирование оптовой торговли биржевыми товарами).

Биржевой товар – не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле; НЕ недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Биржевая сделка – биржевой договор на биржевой товар, заключенный во время биржевых торгов.

Виды биржевых сделок – сделки связанные с:

· взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

· взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

· взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

· уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

· а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли (торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности).

В учреждении биржи не могут участвовать органы государственной власти и управления, кредитные организации, страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды, ф/л, не являющиеся ИП (доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%; товарная биржа не может быть образована в форме унитарного предприятия).

Товарные биржи могут создавать объединения (ассоциации) для представления и защиты общих интересов.

Органы управления товарной биржей организуются в зависимости от организационно-правовой формы биржи (структура органов управления определяется биржей в Правилах биржевой торговли и других локальных НА).

Биржевая деятельность – лицензируемый вид деятельности.

Участники биржевой торговли – члены биржи и посетители биржевых торгов.

Члены биржи – лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество (им предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях, участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды и другие права):

1) Полные (наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях и на определенное количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи).

2) Неполные (вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции биржи и на определенное количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании членов секции биржи).

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые) (приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату; их общее число не может превышать 30% от общего числа членов биржи).

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники – члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами (их деятельность по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию).

Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет, а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет Комиссия по товарным рынкам (подчинена ФСФР; выдает лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; вправе направлять биржевым посредникам предписания о прекращении противоречащей законодательству деятельности, применять к бирже и посредникам соответствующие санкции).

Фондовая биржа – организатор торговли на РЦБ (может быть организована либо в форме АО или некоммерческого партнерства).

ФЗ «О РЦБ» предусматривает возможность осуществления ю/л деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме АО (на деятельность фондовой биржи распространяется ФЗ «Об АО») или некоммерческого партнерства (ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Одному акционеру фондовой биржи не может принадлежать 20 и более % акций каждой категории (а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства – 20 и более % голосов на общем собрании членов такой биржи).

Членами фондовой биржи некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники РЦБ (такие фондовые биржи могут быть преобразованы в АО при принятии решения большинством в 3/4 голосов всех членов этой фондовой биржи).

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только ю/л, имеющие лицензию профессионального участника РЦБ на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи (лицензирование производит ФСФР).

Фондовая биржа не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности (исключение – деятельность валютной биржи, товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ц/б инвестиционными паями ПИФов, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, деятельность по сдаче имущества в аренду).

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие (иные лица могут совершать операции исключительно при посредничестве брокеров).

Участниками торгов на фондовой бирже некоммерческом партнерстве могут быть только члены такой биржи.

Фондовая биржа АО должна иметь совет директоров, должен быть создан исполнительный орган управления, специальный комитет по аудиту (оценка кандидатов в аудиторы, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи).

Фондовая биржа должна иметь биржевой совет (при наличии нескольких секций возможно создание совета для каждой секции; совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных НА; формируется из числа должностных лиц биржи, участников торгов, эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов, независимых экспертов; на заседаниях вправе присутствовать представитель ФСФР).

Отдельное структурное подразделение – отдел по листингу (осуществляет контроль за соответствием ц/б и их эмитентов установленным требованиям).

14. Правовое положение кредитных организаций

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (в редакции от 25.07.2007).

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации (прежде всего банки) обеспечивают аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов, являются ключевыми звеньями системы безналичных расчетов.

Три основные функции банка: собирание чужих средств, оказание кредита, содействие платежному обороту.

Основные функции кредитных организаций: осуществление операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг, с драгоценными металлами и драгоценными камнями; выполнение ряда публично-правовых функций, являясь налоговыми агентами и агентами валютного контроля.

Кредитная организация (т.к. цель – извлечение прибыли) – коммерческая организация (пункт 1 статьи 50 ГК РФ).

Кредитные организации могут создаваться в форме АО (закрытого или открытого), ООО, ОДО (пункт 3 статьи 66 ГК РФ).

Поскольку собственником имущества хозяйственного общества является само общество (пункт 1 статьи 66 ГК РФ), то это значит, что у кредитных организаций есть возможность внесения в уставный капитал как государственного муниципального, так и частного имущества.

Виды кредитных организаций:

· Банки – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

· Небанковские кредитные организации (НКО) – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Виды НКО:

· НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции;

· Расчетные НКО;

· Организации инкассации;

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с ФЗ, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с ФЗ.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, Банка России. Государство, Банк России не отвечают по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство, Банк России сами приняли на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы МСУ не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных ФЗ.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро (статья 11).

Кредитные организации обладают исключительно хозяйственной правоспособностью. Она состоит в запрете заниматься производственно, торговой и страховой деятельностью (часть 6 статьи 5). Данный запрет распространяется только на кредитные организации, поэтому данными видами деятельности может заниматься, например, дочернее или зависимое от банка ю/л.

Законодательством установлены дополнительные требования к фирменному наименованию кредитной организации – должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слов «банк» или «НКО», а также указание на ОПФ.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России. Он же ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО):

· Банк России направляет документы + решение в УФНС;

· УФНС в срок не более пяти рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и направляет в Банк России с датой и государственным регистрационным номером;

· на основании этой информации Банк России выдает Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации;

· учредители должны оплатить 100% объявленного уставного капитала кредитной организации в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации;

· подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

К кредитным организациям предъявляются обширные публично-правовые требования. Они являются объектами регулирования и надзора со стороны Банка России:

· обязаны соблюдать экономические нормативы и обязательные резервные требования в целях обеспечения своей финансовой устойчивости;

· осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги;

· организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций;

· осуществлять контроль операций своих клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кредитные организации подлежат обязательному ежегодному аудиту, обязаны ежегодно публиковать в открытой печати годовой отчет и ежеквартально – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Отзыв банковской лицензии влечет принудительную ликвидацию кредитной организации(основания: установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией).

15. Правовое положение субъектов МП (МП)

ФЗ от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке МП" (редакции от 02.02.2006).

Малые предприятия – коммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие ПД в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством.

Под субъектами МП понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Государственная регистрация субъектов МП:субъект МП с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Субъекты РФ и органы МСУ не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов МП по сравнению с условиями, установленными законами и иными НПА РФ.

Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Государственная поддержка МП осуществляется по следующим направлениям:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития МП;

· создание льготных условий использования субъектами МП государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов МП, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МП, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Кредитование субъектов МП осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки МП. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов МП на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Фонды поддержки МП вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов МП на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки МП.

Общества взаимного кредитования субъектов МП создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Такие общества:

· вправе не размещать обязательные резервы в ЦБ РФ;

· могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации;

· определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;

· не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

Страхование субъектов МП осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов МП, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки МП вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов МП. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки МП.

Информационное обслуживание субъектов МП осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам МП, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки МП вправе компенсировать субъектам МП полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом МП и соответствующим фондом поддержки МП.

Производственно-технологическая поддержка субъектов МП – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов МП современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов МП. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов МП, содействуют в создании и организации деятельности субъектов МП, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов МП, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Производственно-технологическая поддержка субъектов МП может осуществляться на льготных условиях. При этом предприятия, учреждения и организации, осуществляющие производственно-технологическую поддержку субъектов МП, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов МП осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организационных или публичных мероприятий, привлечения представителей союзов (ассоциаций) субъектов МП к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития субъектов РФ, предоставления возможностей для использования средств массовой информации в целях популяризации идей МП.

В целях совершенствования системы государственной поддержки МП, координации деятельности союзов (ассоциаций) субъектов МП из числа представителей органов государственной власти, союзов (ассоциаций) субъектов МП, общественных объединений предпринимателей при органах исполнительной власти РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах МСУ могут создаваться советы по развитию МП, функции и полномочия которых определяются соответствующими органами исполнительной власти и органами МСУ.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.029 с.)