Соглашение о разделе продукции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соглашение о разделе продукции



ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы – граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа "двух ключей".

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции - п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

  • обычный – (индонезийская модель – по стране происхождения) – из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;
  • "прямой" – исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государствомкак путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки - п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или "дедушкиной" оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

52. Государственное (бюджетное) финансирование и кредитование ПД

Обеспечение ПД необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах:

  • Финансирование;
  • Кредитование;
  • Самофинансирование (основной ее источник – чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль с валовой прибыли организации, и направляемая на различные цели);
  • Использование добровольных взносов от иных субъектов;

Система бюджетного финансирования – использование бюджетных средств осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, с/х, транспорта и т.д.бюджетное финансирование ПД необходимо субъектам на начальном этапе развития, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

Финансирование – безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций, учреждений для осуществления их уставной деятельности.

Финансирование ПД – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления ПД.

Отличия финансирования от инвестирования:

  • Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает.
  • Целью инвестиционной деятельности является получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта ПД.
  • В качестве инвестиций могут выступать материальны и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота. Финансирование осуществляется только денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования:

  • Государственное финансирование – за счет средств федерального бюджета;
  • Муниципальное финансирование – за счет средств муниципального бюджета;
  • Самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;
  • Благотворительное финансирование – за счет взносов частных собственников;

Бюджетное финансирование ПД носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:

  • Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическим лицами по государственными и муниципальным контрактам;
  • Предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 19.12.2006):

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается (статья 78 БК РФ):

  • из федерального бюджета – в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и ФЗ;
  • из бюджетов субъектов РФ – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, ФЗ, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
  • из местных бюджетов – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, ФЗ, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов МСУ.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетное кредитование ПД – предоставление бюджетных средств в собственность ю/л н возмездной и возвратной основе.

Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента РФ от 08.07.1994 №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета», согласно которому Правительству РФ поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям.

Отличительными признаками бюджетного кредитования являются:

  • льготный характер (например, возможность продления в некоторых случаях срока возврата бюджетных средств);
  • целевое предоставление средств (при утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов);
  • порядок его осуществления (государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов);

Кредиты, предоставляемые ю/л за счет средств бюджетов, можно подразделить на два вида:

1. бюджетные кредиты, предоставляемые ю/л, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);

2. бюджетные кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ);

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредитамогут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, предоставляемых в размере не менее 100 % кредита (статья 76 БК РФ).

Возмездность договора бюджетного кредитованиязаключается в уплате заемщиком процентов за пользование бюджетными средствами. Не допускается предоставление бюджетных кредитов ю/л, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, на условиях безвозмездности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.160.86 (0.017 с.)