Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль цены в системе хозяйствования. Основные функции и состав цены строительной продукции.

Поиск

Роль цены в системе хозяйствования. Основные функции и состав цены строительной продукции.

Цена как экономическая категория играет роль не просто измерителя затрат, а в значительной мере регулятора производства и потребления через обеспечение двусторонней экономической информации как о затратах так и о спросе рынка. Такое положение должно обеспечиваться хозяйственной самостоятельностью предприятий как в планировании номенклатуры производимой продукции и услуг, так и в выборе поставщика и потребителя. Цена при этом, являясь денежной формой стоимости, несет информацию о количестве общественно необходимого труда (живого и овеществленного) для производства и оказания услуг на всех этапах многоэтапного процесса расширенного воспроизводства фондов (целям которого и служит строительство). От того, насколько правильна информация зависит и формирование базисной цены на каждом этапе процесса производства и оказания услуг.

Такую информацию должен формировать рыночный механизм. Цены должны быть проводниками объективной информации о затратах в производстве с одной стороны, и потребности рынка, с другой.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели- валовой внутренний продукт, национальный доход, объем кап.вложений, так и качественные- рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального до хода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, соц.страха, занятости и др.

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.

Классификация цен.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

 


  • Оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям.

  • Закупочные цены, по которым производители продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки.

  • Цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены.

  • Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям.

  • Тарифы грузового и пассажирского транспорта.

  • Тарифы на платные услуги населению

  • Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.


В зависимости от сферы регулирования различают:

 


  • Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. Продавец и покупатель не связаны обязательствами.

  • Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

  • Регулируемые цены- цены, устанавливаемы под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое- установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок. Косвенное- воздействие на цены через изменение налогов процентных ставок.


В зависимости от территории действия различают:

 


  • единые или поясные цены.

  • Региональные цены.


Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Устанавливаются на:

 


  • газ природный (кроме реализуемого населению и жилищным кооперативам)

  • электроэнергия

  • продукция оборонного производства

  • драгоценные металлы и сплавы

  • перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы

  • перевозки пассажиров.


Региональные цены устанавливаются на:

 


  • - газ природный реализуемый населению и жилищным кооперативам

  • топливо твердое топливо печное реализуемое населению

  • оплата населением жилья и коммунальных услуг


В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

 


  • цену «франко-склад поставщика»

  • «франко-станция отправления»

  • франко-склад потребителя»


Термин «франко» показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы, они соответственно включаются в цену товара. Так цена «франко- склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действия цены подразделяются на:

 


  • Твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта.

  • Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке.

  • Сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

  • Скользящие, устанавливаемы на изделия с длительным сроком изготовления.

 

Метод целевой прибыли

При использовании метода целевой прибыли предприятие стремится установить цену, которая позволяет получать желаемую величину чистой прибыли на капитал, вложенный в производство товара:


Ц = С + Е д.н. * Куд,
где С – удельные текущие издержки, связанные с производством и реализацией товара, руб/шт; Куд – удельные инвестиции в основной и оборотный капитал, обусловленные производством и реализацией данного товара, руб/шт; Ед.н. – норма прибыли на капитал, отражающая желаемую для продавца величину прибыли до уплаты налогов, руб/год/руб.

Цена получаемая на основе метода целевой прибыли, это упрощенная модификация цены, при которой экономическая эффективность инвестиций, вкладываемых в производство фиксированного количества единиц товара равна нормативной.

Вышеуказанный метод в отличии от метода «ТИ+П» учитывает спрос на товар, хотя и в недостаточной степени.

Метод целевой прибыли имеет две модификации цена может быть определена на основе средних или предельных текущих издержек.


Пример 2. Определение цены методом целевой прибыли.


Исходные данные:

 

1.
Удельные переменные ТИ, связанные с производством и реализацией товара, тыс. руб/шт – 60

2.
Постоянные ТИ связанные с производством и реализацией товара, тыс. руб/год – 50000

3.
Инвестиции в основной капитал, необходимый для организации производства реализуемого товара, тыс. руб/год – 100000

4.
Инвестиции в оборотный капитал, необходимый для организации производства реализуемого товара, тыс. руб/год – 60000

5.
Ставка налога на прибыль, % - 24

6.
Предприятие не платит НДС

 

Определение цены:

 

1.
Желаемая норма чистой прибыли, получаемая от реализации товара, установлена равной


Ен = 0,25 руб/год/руб

 

2.
Определение абсолютной величины целевой чистой прибыли.


Пц = 0,25*(100000+60000) = 40000 тыс.руб/год

 

3.
Анализ рынка показал, что цена на данный товар может быть установлена в диапазоне от 70000 руб до 100000 руб. Дальнейший анализ ведется для четырех значений цены, перекрывающий выявленный диапазон: 70 000 р/шт, 80 000 р/шт, 90 000 р/шт, 100 000 р/шт.

4.
Определение величины «безубыточной партии для каждого варианта цены.


а) Цр = 70 000 р/шт. В этом случае уравнение «безубыточной» программы (Nб) имеет следующий вид:

(70 * Nб – (60 * Nб + 50 000)) * (100 – 24) / 100 = Пц = 40 000, откуда Nб =

(70 * Nб - 60 * Nб - 50 000) * 0,76 = 40 000

10 * Nб = 40 000/,76 + 50 000 = 102 632, Nб = 10 263
Таким образом, если цена будет установлена на уровне 70 000 р/шт, то для получения целевой прибыли 40 000 тыс. руб/год необходимо ежегодно реализовать 10 263 единиц продукции.

б) Цр = 80 000 руб/шт, Nб = 5 132 шт/год

в) Цр = 90 000 руб/шт, Nб = 3 421 шт/год

г) Цр = 100 000 руб/шт, Nб = 2 566 шт/год

 

5.
Оценка вероятности сбыта безубыточного объема производства для каждого варианта цены.

 

Прогнозная цена реализации, руб/шт Безубыточная программа, шт/год Вероятность сбыта безубыточной программы
70 000 10 263 Низкая
80 000 5 132 Высокая
90 000 3 421 Средняя
100 000 2 566 Низкая

 

Цену на товар целесообразно установить на уровне 80 000 руб/шт.
Метод установления цены с учетом спроса

Метод установления цены с учетом спроса базируется на анализе кривой спроса на выпускаемую продукцию (товар).

В зависимости от характера ценовой политики фирмы-производителя выделяют три модификации данного метода ценообразования:

1). При установлении цены производитель (продавец) стремится максимизировать величину прибыли.

2). При установлении цены производитель (продавец) стремиться сохранить стабильность объема производства.

3). При установлении цены производитель (продавец) стремится к увеличению доли рынка.
Установление цены с учетом спроса

(целью производителя (продавца) является максимизация прибыли)
Наиболее распространенным является стремление к максимуму текущей прибыли. Более сложным вариантом является ориентация на максимум суммарной дисконтированной прибыли за ряд лет.

Последовательность определения цены:

 

1.
Прогнозирование кривой спроса нам продукцию (товар), т.е. выявление зависимости объема спроса (Q) от цены товара (P):


Q = f (P).

 

2.
Прогнозирование зависимости величины текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара, (C) от объема производства:


C = f (Q).

 

3.
Определение зависимости величины чистой прибыли (I), получаемой в результате производства и реализации товара, от уровня цены.


I = f (P)

 

4.
Определение величины цены и объема производства и реализации товара, обеспечивающих максимум прибыли.

 

С теоретической точки зрения, данный метод ценообразования в наибольшей степени соответствует постулатам рыночной экономики. Но в большинстве случаев достоверное прогнозирование кривой спроса сопряжено с большими практическими трудностями. В связи с этим при стремлении к максимуму прибыли производитель (продавец) устанавливает экспертным путем прогнозные величины цены и объема реализации, а затем корректирует их на основании анализа результатов реализации данного товара.

Решение об изменении объема производства и реализации и уровня цены принимается путем сопоставления предельного дохода и предельных текущих издержек в результате увеличения или уменьшения объема производства и реализации.

Под предельным доходом (MR) понимается прирост продаж вследствие увеличения производства и реализации. Под предельными текущими издержками (MC) понимается прирост совокупных издержек вследствие увеличения объема производства и реализации.

Если MR > MC, то целесообразно увеличение объема производства и реализации, т.к. это приводит к увеличению величины чистой прибыли.

Если MR < MC, то увеличение объема производства и реализации нецелесообразно, т.к. это приводит к уменьшению величины чистой прибыли.

Аналогично анализируется целесообразность уменьшения объема производства и реализации.

Таким образом, последовательные корректировки уровня цены и объема производства и реализации позволяет экспортеру без знания точного вида кривой спроса устанавливать цену, обеспечивающую максимум чистой прибыли в результате производства и реализации товара.
Установление цены с учетом спроса (производитель (продавец) стремится к обеспечению стабильности объема производства)

Этот метод часто используется небольшими фирмами, для которых существенное изменение объема производства связано с решением ряда серьезных проблем:

 


  • увольнение и наем персонала;

  • расширение производственных мощностей;

  • увеличение оборотного капитала.


Последовательность определения цены:

 

1.
Прогнозирование кривой спроса.

2.
Определение уровня цены, обеспечивающего стабильность объема производства.

3.
Проверка эффективности производства товара при выбранном уровне цены.

 

Установление цены с учетом спроса (производитель (продавец) стремится к увеличению своей доли рынка)

Основой такого подхода к ценообразованию является недоверие к рыночным индикаторам – «рынок близорук». Фирмы, использующие этот подход, верят, фирма, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, фирмы идут на максимально возможное снижение цен.

Отличительная черта данного подхода – необходимость анализа ответной реакции конкурентов. Вполне вероятна ситуация, при которой снижение цены не обеспечит увеличение доли рынка.

Последовательность определения цены:

 

1.
Прогнозирование кривой спроса.

2.
Определение минимального уровня цены, который может позволить себе продавец.

3.
Намечается несколько альтернативных вариантов цены товара, которые охватывают нижнюю часть диапазона уровней цен на конкурирующие товары.

4.
Прогнозирование реакции конкурентов на каждый из вариантов цены.

5.
Прогнозирование прироста доли рынка для каждого варианта.

6.
Выбор рационального уровня цены, исходя из соотношения цены реализуемого товара и прироста доли рынка.

 

Пример 3. Определение цены с учетом спроса на товар.


Исходные данные:

 

1.
Удельные переменные текущие издержки, связанные с производством и реализацией товара, тыс. руб/шт – 500

2.
Постоянные текущие издержки связанные с производством и реализацией товара, тыс. руб/год – 200000

3.
Инвестиции в основной капитал, необходимый для организации производства реализуемого товара, тыс. руб/год – 400000

4.
Инвестиции в оборотный капитал, необходимый для организации производства реализуемого товара, тыс. руб/год – 300000

5.
Ставка налога на прибыль, % - 24

6.
Предприятие не платит НДС

 

Определение цены:

 

1.
Прогнозирование кривой спроса на товар. Проведенное исследование конъюнктуры рынка выявило следующую зависимость объема спроса на товар от уровня его цены (таб.1).

2.
Определение величины валовой прибыли для каждого значения цены (таб.1).

3.
Максимальная величина прибыли достигается при цене, равной 900000 руб/шт. Объем реализации (спроса) при этом составит 1200 шт/год

4.
Для принятия окончательного решения об уровне цены необходимо выяснить целесообразность реализации товара при цене 900000 руб/шт. Данный уровень цены гарантирует получение максимально возможной прибыли, но не эффективность проекта в целом. Необходимо оценить уровень эффективности инвестиций, связанных с реализацией проекта:


Таблица 1.

 

Цена товара, руб/шт Объем спроса, шт/год Объем продаж, тыс.руб. в год Переменные текущие из-держки, тыс. руб/год Постоянные текущие из-держки, тыс. руб/год Совокупные текущие из-держки, тыс. руб/год Валовая прибыль тыс. руб/год
1 2 3 4 5 6 7

 

280 000 * (1- 0,24) 212800

E = = = 0,304 (руб/год)/руб

400000 +300000 700000
При желаемой нормы чистой прибыли, получаемой от производства и реализации данного товара равной Eн = 0,20 (руб/год)/руб ежегодная реализация 1200 изделий по 900000 руб за единицу считается целесообразным.

 

Метод средних цен


При использовании данного метода основой цены товара является сложившийся уровень цен. Цена устанавливается равной средней по региону на реализуемый товар или корректируется в сторону повышения (понижения) в зависимости от престижа фирмы и уровня технико - экономических параметров товара.
9. Методы определения сметной стоимости строительства в соответствии МДС-81. Нормативная база для составления сметной документации. Система сметных нормативов.

Одним из этапов в формировании ЦПП принятие контрактных цен. Цена строительной продукции фиксируются в контрактах в зависимости от базисных условий на рынке строительной продукции, которые оговариваются в предмете договора. Существуют несколько способов фиксации цен в контрактах:

твердые цены- не подлежат изменению в ходе выполнения контракта;

подвижные цены- могут быть пересмотрены в ходе выполнения контракта;

скользящие цены- в контрактах с длительными сроками выполнения в условиях возможных изменений экономических условий. Скользящие и подвижные еще называют открытыми.

В условиях нестабильности ситуации на рынках строительного комплекса наиболее целесообразно использовать в контрактах скользящие цены. Суть которых состоит в том, что в контрактах фиксируется базисная цена и там же приводится согласованная с заинтересованными сторонами методика расчета скользящей цены.

В строительстве могут применяться следующие методы определения стоимости продукции, работ и услуг:

ресурсный;

ресурсно-индексный;

базисно-индексный;

базисно-компенсационный;

на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов;

Ресурсный метод- это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на приобъектный склад, расхода энергоносителей, времени на эксплуатацию машин и их состав, затрат труда рабочих. Ресурсный метод в рыночных условиях приобретает первостепенное значение.

Ресурсно- индексный метод- это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно- индексный метод основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном периоде или в текущем уровне предшествующего периода.

Базисно- компенсационный метод- это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы, с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов- это использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемому в данный момент.

Ресурсный метод в рыночных условиях приобретает приобретенное значение.

Базисную цену рекомендуется определять на основе ресурсного метода. На момент заключения контракта производится согласование расхода трудовых и материально- технических ресурсов в натуральных показателях на реализацию проекта, и оговариваются цены на эти ресурсы. Согласовываются источники информации норм и цен на ресурсы, а также даты пересмотра цены на строительную продукцию. Расходы ресурсов в натуральных показателях считаются постоянными на период реализации проекта. Окончательная цена устанавливается на момент сдачи объекта в эксплуатацию.

Договорная цена предопределяется проектными решениями объекта, которые формируют потребность в ресурсах (труд, машины, материалы) на реализацию проекта.

Сметные нормативы, подразделяются на следующие виды:

 

1.
государственные федеральные сметные нормативы-ГФСН-81;

2.
территориальные сметные нормативы- ТСН-81.


Сметные нормативы делятся на элементные и укрупненные. Элементные сметные нормативы включают в себя:

 

1.
Элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов, в том числе:


а) сборник сметных цен и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-82);

б) сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-82);

в) сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-82).

 

2.
Элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том числе:


а) сборники сметных норм и расценок на строительные работы

(СНиП 4.05-82 и СНиП 4.02-82);

б) сборники ресурсных сметных норм на монтаж оборудования и

специальные строительные работы;

в) сборники сметных норм и расценок на ремонтно- строительные

работы (СНиР- 84р).

Укрупненные сметные нормы включают в себя:

 

1.
Сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:


а) нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также по основным видам строительства;

б) общеотраслевой норматив сметной прибыли;

в) сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07-82);

г) сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-82).

2) Укрупненные сметные нормативы и показатели в том числе:

а) укрупненные показатели базисной стоимости строительства;

б) укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ;

в) сборники показателей стоимости на виды работ;

г) укрупненные ресурсные нормативы и укрупненные показатели ресурсов по отдельным видам строительства;

д) укрупненные показатели стоимости строительства;

е) укрупненные сметные нормы на здания, сооружения, конструкции

и виды работ;

ж) прейскуранты на строительство зданий и сооружений и укрупненные расценки;

з) сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных

и административных зданий;

и) сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий.

До настоящего времени для определения стоимости строительства применяются сборники элементных сметных норм (ЭСН) и сборники единых районных единичных расценок (ЕРЕР) на строительные работы и конструкции. На их основе были разработаны укрупненные сметные нормативы.

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений

- это сумма определяемых сметными документами денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для планирования капитальных вложений, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные работы, за приобретение оборудования и доставку его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сметой.
10. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001)

ГЭСН-2001 введены в действие с первого мая 2002 года постановлением Госстроя России от 26 апреля 2000 года №36. Они предназначены для определения состава ресурсов и потребности в них при выполнении строительных работ и составления смет ресурсным методом. ГЭСН являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок). ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию в зависимости от видов работ. ГЭСН обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер. Таблицы ГЭСН содержат следующие показатели:

 

1.
затраты труда рабочих-строителей, в человеко-часах;

2.
средний разряд работы;

3.
затраты труда машинистов, в человеко-часах;

4.
состав и время эксплуатации строительных машин, в машино-часах;

5.
расход материалов, изделий и конструкций в физических единицах измерения;

6.
расход энергоносителей (топливо, электрическая и тепловая энергия, сжатый воздух), в физических единицах измерения.

 

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ ЖИЛОГО ДОМА

(наименование стройки)

 

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ ЖИЛОГО ДОМА

наименование (объекта) стройки

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ ЖИЛОГО ДОМА

наименование (объекта) стройки

 

Приложение 6

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ ЖИЛОГО ДОМА

Роль цены в системе хозяйствования. Основные функции и состав цены строительной продукции.

Цена как экономическая категория играет роль не просто измерителя затрат, а в значительной мере регулятора производства и потребления через обеспечение двусторонней экономической информации как о затратах так и о спросе рынка. Такое положение должно обеспечиваться хозяйственной самостоятельностью предприятий как в планировании номенклатуры производимой продукции и услуг, так и в выборе поставщика и потребителя. Цена при этом, являясь денежной формой стоимости, несет информацию о количестве общественно необходимого труда (живого и овеществленного) для производства и оказания услуг на всех этапах многоэтапного процесса расширенного воспроизводства фондов (целям которого и служит строительство). От того, насколько правильна информация зависит и формирование базисной цены на каждом этапе процесса производства и оказания услуг.

Такую информацию должен формировать рыночный механизм. Цены должны быть проводниками объективной информации о затратах в производстве с одной стороны, и потребности рынка, с другой.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели- валовой внутренний продукт, национальный доход, объем кап.вложений, так и качественные- рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального до хода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, соц.страха, занятости и др.

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.

Классификация цен.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

 


  • Оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям.

  • Закупочные цены, по которым производители продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки.

  • Цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены.

  • Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям.

  • Тарифы грузового и пассажирского транспорта.

  • Тарифы на платные услуги населению

  • Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.


В зависимости от сферы регулирования различают:

 


  • Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. Продавец и покупатель не связаны обязательствами.

  • Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

  • Регулируемые цены- цены, устанавливаемы под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое- установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок. Косвенное- воздействие на цены через изменение налогов процентных ставок.


В зависимости от территории действия различают:

 


  • единые или поясные цены.

  • Региональные цены.


Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Устанавливаются на:

 


  • газ природный (кроме реализуемого населению и жилищным кооперативам)

  • электроэнергия

  • продукция оборонного производства

  • драгоценные металлы и сплавы

  • перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы

  • перевозки пассажиров.


Региональные цены устанавливаются на:

 


  • - газ природный реализуемый населению и жилищным кооперативам

  • топливо твердое топливо печное реализуемое населению

  • оплата населением жилья и коммунальных услуг


В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

 


  • цену «франко-склад поставщика»

  • «франко-станция отправления»

  • франко-склад потребителя»


Термин «франко» показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы, они соответственно включаются в цену товара. Так цена «франко- склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действия цены подразделяются на:

 


  • Твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта.

  • Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке.

  • Сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

  • Скользящие, устанавливаемы на изделия с длительным сроком изготовления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.191.227 (0.012 с.)