Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная градостроительная политика Российской Федерации

Поиск

Россия считается одной из самых урбанизированных стран мира: количество городов по состоянию на 2006 год – 1091, а поселков городского типа – 1922, численность городского населения – около 108,0 млн. человек (более 73% от общей численности). Города и системы расселения России концентрируют огромный производственный и социальный потенциал страны, определяют решающие условия для ее экономического развития.

В настоящее время мы наблюдаем повышение деловой, социальной и строительной активности, ресурсной обеспеченности таких долгосрочных направлений развития территорий и поселений, как совершенствование инфраструктуры, застройка и реконструкция городов, улучшение экологического состояния городской среды, обустройство сельских населенных пунктов. Хотя достижения еще не столь значительны, а в глубинных (периферийных) районах еще продолжается процесс стагнации сельских населенных пунктов, их исчезновения. Все это обусловливает повышение роли и значимости градостроительной деятельности.

Соответственно, поддержание и дальнейшее обеспечение устойчивого функционирования отдельных территорий, городов и других поселений Российской Федерации – стратегическая цель государственного развития.

Основными направлениями градостроительной политики в переходный и последующий периоды являются:

· развитие и преобразование сложившейся системы расселения и сети городских и сельских поселений с учетом новой геополитической ситуации;

· формирование федеральной транспортно-коммуникационной инфраструктуры, удовлетворяющей внешние и внутренние потребности страны;

· создание предпосылок для преодоления острых проблем развития крупных и крупнейших городов в совокупности с окружающими агломерациями;

· повышение социально-экономического уровня малых и средних городов и сельских поселений;

· сохранение и восстановление историко-культурного и природного наследия России;

· ориентация на современную теорию градостроительства, поддержка развития фундаментальных и прикладных научных исследований, расширение информационно-статистической базы градостроительной деятельности.

Конечно, в настоящее время все более говорят об окончании переходного периода и выходе России из кризиса. Но много еще проблем осталось, и на многие вопросы еще предстоит ответить. При этом весьма актуальными и приоритетными задачами становятся:

· комплексная реформа землепользования на основе правил и планов правового зонирования, с упорядочением правоотношений всех субъектов, действующих в этой сфере, развитием законодательной и методической баз, градостроительного кадастра земель и объектов недвижимости;

· реформа проектно-градостроительного дела с упорядочением полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства;

· разработка современной документации планирования градостроительного развития.

Главной целью государственной градостроительной политики на долгосрочную перспективу является последовательное преодоление кризисных явлений в градостроительстве и обеспечение перехода страны к новому типу урбанизации, опирающемуся на развитие частных имущественных комплексов в новых условиях реформирования экономики и активизации инвестиционно-строительной деятельности.

Через следование стратегическим долгосрочным ориентирам устойчивого развития и при намерениях поэтапного к ним приближения определяются критерии целесообразности, структура и состав действий реформирования градостроительства. Происходят они в новых правовых условиях жизни и хозяйствования, которые, в свою очередь, находятся под обратным воздействием градостроительства и связанной с ним инвестиционной деятельности.

Реализацию целей государственной градостроительной политики предполагается осуществлять по следующим направлениям, которые актуальны актуальны в условиях выполняемой работы.

В области пространственной организации территории Российской Федерации и расселения:

· проведение активной территориальной политики и оптимизация расселения на территории страны в разных типах поселений и их системах;

· развитие усадебных систем расселения, прежде всего в зонах крупных городских и сельских агломераций;

· восстановление достаточности и целостности федеральной транспортной системы;

· укрепление роли городов федерального и межрегионального значения и повышение роли малых городов;

· регулирование вопросов расселения беженцев, вынужденных переселенцев, северян, военнослужащих;

· определение стратегии развития районов Севера России и приграничных территорий;

· развитие крупных рекреационных зон федерального значения;

· сохранение, защита и дальнейшее формирование особо охраняемых природных, агрохозяйственных, лесных и водных территорий.

В области развития и застройки городских и сельских поселений:

· модернизация планировочной структуры, функциональных зон, основных фондов (включая жилой, нежилой и техническую инфрастуктуру всех назначений);

· обеспечение возможностей взаимоувязанного развития и функционирования территорий соседствующих местных сообществ - городов и прилегающих территорий;

· активное развитие инвестиционно-градостроительной деятельности, создание информационно-правовой базы оборота, развития и управления недвижимостью через механизмы правового градостроительного регламентирования, проектирования и формирования объектов для регистрации прав на недвижимость;

· совершенствование системы градостроительного кадастра и его информационно-правовых функций во взаимодействии с кадастром объектов недвижимости;

· проведение активной политики по реконструкции центров городов и эффективному использованию исторического наследия;

· структурная реорганизация градообразующей базы городов и других поселений;

· развитие разнообразных типов жилища и застройки;

· модернизация и развитие систем инженерного оснащения и транспорта городских и сельских поселений;

· комплексное оздоровление городской среды, защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· использование и приумножение культурного достояния.

Говоря о государственной градостроительной политике не возможно не отметить существование Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.

В условиях иерархической системы разработки градостроительной документации роль Генеральной схемы расселения была весьма высока. На ее базе, или с учетом ее данных разрабатывались все региональные схемы и документы градостроительного развития, а все местные предложения всегда должны были быть скоординированы с Генеральной схемой. Да и в настоящее время значение актуализированной Генеральной схемы было бы велико, да и разработка документации территориального планирования более низкого уровня проходила бы намного легче. Но к сожалению, практическая ситуация в иерархичности градостроительной документации значительно изменилась. До сих пор так и не имеем современной градостроительной документации федерального уровня.

Разработанная в свое время Госстроем России и одобренная в 1994 году Правительством Российской Федерации “Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации” и сейчас представляет собой уникальную по широте и охвату проблем разработку, не имеющую аналогов, как в нашей стране, так и за рубежом. Ее содержанием является анализ сложившейся обстановки и разработка долгосрочной стратегии территориальной организации жизненной среды населения России с учетом новой геополитической ситуации в стране.

В частности, Генеральная схема расселения содержит предложения по градостроительному развитию территорий и увеличению численности населения зоны Транссибирской магистрали и Тихоокеанского побережья на Дальнем Востоке, совершенствованию расселения на Ближнем и Крайнем Севере, а также решению проблем переселения жителей из зон экологического бедствия, районов Чернобыля, Южного Урала и ряда других, обеспечения рабочими местами семей военнослужащих, передислоцированных из Германии, и беженцев из стран ближнего зарубежья.

Основные положения Генеральной схемы расселения реализовались в системной разработке консолидированных проектов развития регионов, обеспечивающих координацию и взаимодействие отраслевых и целевых федеральных программ и интересов конкретных субъектов Федерации. Примерами могут служить выполненные проекты развития Дальневосточного и Северо-Западного регионов, Юга России, приграничных территорий России и Финляндии, а также ряд федеральных программ – “Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России”, “Золотое кольцо России”, “Возрождение Волги” и других, в составе которых решаются проблемы градостроительной организации территорий и их социально-экономического развития.

Но, необходимо учитывать, что для реальной работы Генеральная схема расселения должна быть регулярно обновляемым информационно-аналитическим документом, научно обосновывающим приоритеты Федеральной градостроительной политики. В последние же годы не велось ее постоянного научно-проектного сопровождения. Актуальность Генеральной схемы значительно снижается.

В настоящее время весьма актуален вопрос принятия Национальной градостроительной доктрины России.

Градостроительство как область деятельности призвано заниматься вопросами территорий во множестве аспектов. Термин «градостроительство» стал в России обозначать всю практику территориального планирования, развития и обустройства всех типов территорий.

После выхода в 2004 году нового Градостроительного Кодекса Российской Федерации за градостроительством закрепляются правовые вопросы регламентирования проектирования, строительства, реконструкции и оно становится одним из ключевых механизмов в сфере оборота и развития недвижимости.

Градостроительство - это крупнейший сектор реальной экономики страны, гигантский потенциальный рынок природных ресурсов и недвижимости, концентрирующий огромные материальные средства в виде территорий и отдельных земельных участков, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурой; жилых, общественных, промышленных и коммерческих зданий и сооружений; памятников истории и культуры; информационных систем и других объектов, побуждающие движение колоссальных финансовых потоков.

В последнее десятилетие процессы в сфере градостроительства происходят во многом стихийно, отличаются нескоординированностью действий ее участников, отсутствием упорядоченной системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них, отсюда препятствия более активного вовлечения земли и другой недвижимости в хозяйственный оборот, недополучение значительных объемов финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней.

Ослаблено государственное влияние на градостроительную деятельность, в результате чего снизилось влияние градостроительства на фундаментальные направления развития общества - социальную сферу, экономику, экологию, земельно-имущественные отношения и другие социально-экономические процессы.

Национальная градостроительная доктрина должна сформировать целостную, четко выраженную градостроительную политику общества и государства по пространственной организации территории Российской Федерации, развитию систем расселения, городских и сельских поселений, управлению процессами урбанизации и миграции. Также, необходимо определить характер воздействия на динамику процессов урбанизации и жизнеустройства, которые обеспечивали бы приумножение и сохранение российского народа в условиях глобализации экономики.

Подготовленные материалы Градостроительной доктрины Российской Федерации направлены на:

· определение характера и показателей жизнеустройства Российского народа, непосредственно связанных с параметрами его градостроительного обустройства;

· выработку государственной градостроительной политики, определяющей стратегию расселения, технических, инвестиционных, экологических возможностей и перспектив развития отдельных территорий, городов и сел России;

· определение принципов реформирования градостроительной деятельности;

· оптимизацию инвестиционно-строительной и правовой политики в сферах оборота и управления недвижимостью;

· прогрессивное техническое и технологическое обеспечение градостроительной деятельности;

· определение приоритетных мер по реализации Национальной градостроительной доктрины.

Градостроительная доктрина направлена на повышение эффективности государственного управления в области градостроительства за счет взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, профессиональных институтов и общественных объединений, средств массовой информации, граждан.

В материалах Градостроительной доктрины предложена система конкретных интеллектуально и ресурсно обеспеченных мер по ее реализации. Перечислим основные, наиболее актуальные для выполняемой работы:

· разработка и проведение государственной градостроительной политики с учетом геоконтинентальной специфики территории страны, особенностей размещения городов, крупнейших агломераций и систем расселения, портов, выходов к мировому океану, трансконтинентальных связей и коммуникаций;

· введение новых подходов к разработке градостроительной документации всех уровней, застройке поселений различной величины и их роли в формировании систем расселения; внедрение методов инвестиционно - градостроительного проектирования;

· обеспечение средствами градостроительного планирования, предупреждения и снижения негативных воздействий природных и техногенных процессов на урбанизированные территории и природно - ландшафтные комплексы;

· использование и приумножение культурного достояния как фактора развития и укрепления региональной самобытности и повышения привлекательности территорий для жизни;

· обеспечение национального качества жизни и типа урбанизации: микрорайонный (городской), слободской (субурбанистический), сельский, с учетом создания разумной и экологически благоприятной жилой среды;

· сохранение исторического наследия, развития национальных и этнических культурных традиций и особенностей местных практик градостроительства;

· структурную реорганизацию градообразующей базы поселений, прежде всего, крупнейших, а также монопрофильных и малых городов, адекватную их социальному, демографическому и экономическому потенциалу с учетом профессионального состава населения, повышения уровня самоопределения и самодеятельности населения, локального хозяйствования;

· совершенствование планировочной структуры поселений, перемежевание их жилых, производственных территорий в связи с введением различных форм собственности на землю и иные объекты недвижимости;

· внедрение правового градостроительного регламентирования и зонирования территорий;

· упрощение порядка оформления инвестиционных предложений и продвижения инвестиционных проектов развития недвижимости;

· создание информационно-кадастровых и регистрационных систем правового обеспечения инвестиционной деятельности;

· обеспечение взаимосогласованных решений пространственной организации территорий, представляющих межгосударственных интерес (приграничные территории, прибрежные зоны, трансконтинентальные транспортно-коммуникационные коридоры и др.).


Часть 2. Материалы обоснования Схемы территориального планирования Ижморского района Кемеровской области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.011 с.)