ТОП 10:

Взаимосвязь факторов определяющих рыночную цену.



Факторы, влияющие на уровень цен через соотношение спроса и предложения можно разделить на три группы рис.


Уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара Степень монополизации предложения товара Ценовая политика продавца Научно-технический прогресс Полезность товара Финансовые возможности покупателей товара Изменение цен других товаров Степень монополизации спроса Уровень конкуренции Фаза экономического цикла Кратко-срочные колебания спроса и предложения Инфляция
Факторы, влияющие на объем предложения товара Факторы влияющие на объем спроса Факторы, внешние по отношению к взаимодействию покупателей и продавцов
Уровень цен

 

Рис. Факторы определяющие уровень цен
Факторы, влияющие на объем предложения товара

Уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара. Уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара определяет нижний предел рыночной цены. Производить и продавать товар имеет смысл только в том случае, если сумма выручки, по крайней мере, возмещает издержки производства и реализации товара.

В зависимости от ситуации в термин «Издержки» вкладывается разный смысл. Различают явные и неявные издержки, связанные с оплатой наличными и не связанные с оплатой наличными, переменные и постоянные, прямые и косвенные, средние и предельные, издержки в отечественной и иностранной валюте.

Научно-технический прогресс. Влияние НТП выражается в совершенствовании технологии производства и, следовательно, в снижении производственных издержек. Таким образом, НТП является ценопонижающим фактором.

Степень монополизации предложения товара. Монополизация предложения проявляется в контроле продавцом уровня цены товара. Продавец имеет возможность выбирать между высокой и низкой ценой. Чем выше степень монополизации предложения, тем больше влияние фирм-производителей на уровень цены, и следовательно, тем больше монопольная сверхприбыль. Выделяют три вида структуры рынка, характеризующейся существенной монополизацией предложения:

а) монополия – на рынке действует один продавец товара, не имеющего близких субститутов (товаров-заменителей);

б) олигополия – на рынке действует ограниченное количество продавцов товара с незначительной дифференциацией потребительских свойств;

в) монополистическая конкуренция – на рынке действует большое количество продавцов товаров с существенной дифференциацией потребительских свойств товара приводит к возникновению контроля каждого из продавцов над ценой его товара.

Повышение вероятности вторжения конкурентов заставляет монополистов снижать цены. Предотвратить вторжение конкурентов легче и дешевле, чем конкурировать с ними после осуществления ими вторжения на данный сегмент рынка.

4. Ценовая политика на предприятии.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

 


  • сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности

  • вытеснение конкурентов

  • обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства

  • внедрение на рынке новой продукции

  • и др.


Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию.

Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими этапами:

 


  • постановка цели (задачи) ценообразования

  • определение уровня спроса на данный вид продукции

  • оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию

  • анализ цен и товаров конкурентов

  • выбор метода ценообразования

  • расчет исходной цены изделия

  • установление окончательной цены.


5. Факторы, влияющие на объем спроса.

Полезность товара. Степень полезности товара для потребителей является ключевым ценообразующим фактором. Чем выше полезность, тем выше при прочих равных условиях цена товара рынке.

Научно-технический прогресс. Влияние НТП выражается в улучшении потребительских свойств товара и, следовательно, в увеличении его полезности. Данный фактор влияет на величину спроса следующим образом:

 


  • улучшение потребительских свойств товара при прочих равных условиях приводит к увеличению спроса;

  • улучшение потребительских свойств или появление новых товаров-субститутов при прочих равных условиях способствует моральному износу товара и, следовательно, снижению спроса на него;

  • улучшение потребительских свойств или появление новых товаров-дополнений, при прочих равных условиях, способствует увеличению спроса на товар.


Финансовые возможности покупателей товара. Характер влияния финансовых возможностей покупателей зависит от типа товара. Для одних товаров увеличение финансовых возможностей покупателей приводит к увеличению спроса на них, и соответственно уменьшение финансовых возможностей покупателей приводит к снижению спроса (нормальные товары). Для других товаров увеличение финансовых возможностей покупателей приводит к снижению спроса на них, и соответственно уменьшения финансовых возможностей покупателей приводит к увеличению спроса (товары «низкого» качества). Таким образом, при установлении цены необходимо предварительно выяснить, является ли товар нормальным или «низкого» качества. Возможна ситуация, когда для одних групп потребителей товар будет нормальным, а для других – «низкого» качества.

Изменение цен других товаров. Характер влияния данного фактора зависит от типа товара, цена которого изменяется. Увеличение цен на одни товары приводит к увеличению спроса реализуемый товар, и соответственно уменьшение цен на эти товары приводит к снижению спроса (товары-субституты или заменители). Для других товаров увеличение цены приводит к снижению спроса на реализуемый товар, и соответственно уменьшение цен приводит к увеличению спроса на реализуемый товар (товары дополнения). Таким образом, при установлении цены необходимо предварительно выяснить, какие товары являются заменителями реализуемого товара, а какие дополнениями.

Степень монополизации спроса. Нередко встречается ситуация, когда круг потребителей товара ограничен. В этом случае покупатели получают определенную власть над ценами и могут извлекать монопольную сверхприбыль за счет снижения цен на покупаемую продукцию.

Если имеется только один потребитель товара, то такая структура рынка называется монопсонией. Если имеется несколько потребителей, то такая структура рынка называется олигопсонией.

Уровень конкуренции. На различных сегментах рынка складываются неодинаковые уровни конкуренции. Обычно на сегменте с относительной низкой конкуренцией имеется возможность для установления более высокой цены, чем на рынках с меньшей конкуренцией.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.004 с.)