Понятие соглашений в антиконк праве 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие соглашений в антиконк праве



Понятие соглашений в антиконк праве

 

оглашение участников рынка может ограничивать конкуренцию двояким образом: во-первых, отказываясь от конкуренции друг с другом, участники соглашения снижают степень конкуренции на рынке в целом; во-вторых, соглашение с достаточно большим количеством участников может приводить к тому, что в результате такого соглашения:
- общие условия обращения товара на рынке будут устанавливаться не в результате стихийного взаимодействия участников рынка, а в результате применения такого соглашения;
- на товарном рынке будут установлены непреодолимые барьеры входа (выхода), которые устранять конкуренцию с потенциальными (новыми) участниками;
- товарный рынок будет сегментирован и на каждом из его сегментов возникнет основанная на соглашении монополия одной компании;
- товарный рынок прекратит свое существование (произойдет устранение конкуренции) либо соглашение будет непреодолимым препятствием для возникновения товарного рынка (произойдет недопущение конкуренции).

Современная экономическая теория дает детальное представление о предрасположенности товарного рынка и его участников к эффективному антиконкурентному соглашению ; например, соглашение конкурентов о единой цене тем вероятнее, чем:
- меньше число конкурентов на рынке, поскольку это снижает издержки координации их деятельности по исполнению соглашения;
- однороднее товар, поскольку на рынке однородного товара затруднена (или неосуществима) конкуренция участников соглашения по качеству товара;
- менее эластичен спрос на товар по его цене, поскольку на рынках с неэластичным спросом монопольное ценообразование приводит к большей прибыли;
- выше входные барьеры на рынок для новых конкурентов, поскольку на рынках с высокими входными барьерами монопольное ценообразование также приводит к большей прибыли;
- меньше на товарном рынке распространена неценовая конкуренция, поскольку распространенность неценовой конкуренции (например, агрессивной рекламы, конкуренции по набору дополнительно предоставляемых услуг) уменьшает прибыльность монопольного ценообразования;
- ближе рынок к сокращению и стагнации, поскольку ценовая конкуренция на таком рынке особенно деструктивна, а вход на рынок новых участников маловероятен.

Антимонопольное законодательство понимает соглашение чрезвычайно широко, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 закона о защите конкуренции «соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме». Круг соглашений по российскому конкурентному праву предельно широк и включает в себя все виды хозяйственных договоров, решения объединений (союзов, ассоциаций) юридических лиц и любые иные формы фиксации договоренностей хозяйствующих субъектов.

Российская трактовка понятия соглашение совпадает с практикой, закрепленной в решения Еврокомиссии и Европейского суда. Основываясь на прошедших судебную проверку решениях Еврокомиссии, по праву ЕС к соглашениям в целях применения запрета на ограничение конкуренции относятся: «любые соглашения, независимо от того, являются ли они договорами по праву страны их заключения, намеревались ли стороны сделать такие соглашения юридически обязательными, письменные они или устные. Понятие соглашение включает в себя и так называемые «джентльменские договоренности», стандартные условия продажи, правила профессиональных ассоциаций (которые свидетельствуют о соглашении их членов придерживаться таких правил), соглашения об урегулировании споров, например, такие, как соглашение о разделе торговой марки. Соглашение существует, даже если стороны договорились только о «правилах добрососедства», «об установлении добросовестной практики и этики» или «определенных правил игры, которые нам всем выгодно соблюдать». Соглашение существует там, где есть совпадение намерений; форма соглашения не важна, главное, чтобы оно являлось достоверным выражением намерений сторон. Не важно, что за нарушение соглашения не предусмотрены санкции. Более того, соглашение, срок действия которого уже завершился, может рассматриваться [как антиконкурентное] в отношении временного периода после его завершения, если эффект от соглашения продолжает сказываться. Соглашения могут рассматриваться [как антиконкурентные], даже если они предусмотрены национальным законодательством [законодательством страны-члена Евросоюза] или заключаются после консультаций с национальными властями. Защита участника согл

 

Антиконкурентные соглашения понятия и виды

 

Правовое регулирование противодействия антиконкурентным соглашениям - ?

 

 

Правовое регулирование противодействия антиконкурентным соглашениям в США, европе - ?

 

Координация экономической деятельности приводящая к антиконкурентным соглашениям

 

Статья 10. Антиконкурентные соглашения

Координация экономической деятельности – согласование действий субъектов рынка третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких субъектов рынка и не осуществляющим деятельность на том товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) осуществляется согласование действий субъектов рынка

1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе касающиеся:
1) установления и (или) поддержания согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
2) искажения итогов торгов, аукционов и конкурсов в результате нарушения установленного порядка их проведения, в том числе путем повышения, снижения или поддержания цен, а также раздела по лотам;
3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов (поставщиков) или покупателей либо по другим признакам;
4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров;
5) необоснованного отказа либо уклонения от заключения договоров с определенными продавцами (поставщиками) либо покупателями;
6) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей;
7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка;
8) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных или неимущественных прав).
2. Запрещается координация физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка, приводящая или способная привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи.

 

ПРОГРАММА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ СОДЕЙСТВУЮЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ КАРТЕЛЕЙ

 

 

Российская Федерация

КоАП РФ вводит ответственность за картельные соглашения для компаний в виде оборотных штра-фови для должностных лиц в виде штрафов или дисквалификации.Кроме того, в определенных случаях участие в кар-тельных соглашениях может повлечь для физических лиц наступление неадминистративной, а уголовной ответственности в соответствии со ст. 178 УК РФ.В отличие от Великобритании, где административным и уголовным преследованием картелей зани

-мается одно и то же ведомство − OFT, в Российской Федерации эти функции поделены между ФАС Рос

-

сии − в отношении административных правонаруше

-

ний и МВД России (Департамент экономической без

-

опасности) − в отношении преступлений.

о

Ответственности

В соответствии с ч. 1 примечания к ст. 14.32 КоАП

РФ полное освобождение возможно

только для

первого лица

, обратившегося в ФАС России с заяв

-

лением при выполнении следующих условий:

a)

на момент обращения ФАС России не располага

-

ла соответствующими сведениями и документа

-

ми о совершенном административном правона

-

рушении. При этом судебная практика несколько

расширяет буквальное толкование данного усло

-

вия, делая возможным его выполнение при обра

-

щении до момента оглашения решения комиссии

ФАС России, которой установлен факт нарушения

конкуренции

;

b)

заявитель отказался от участия или дальнейше

-

го участия в картельном соглашении; и

c)

представленные сведения и документы являют

-

ся достаточными для установления факта адми

-

нистративного правонарушения.

При этом ч. 2 указанного выше примечания делает

невозможным совместную подачу заявления о пол

-

ном освобождении от ответственности несколькими

заявителями одновременно. В качестве комментария

можно отметить, что до 22 августа 2009 г.

освобожде

-

ние было возможно для нескольких заявителей, одно

-

временно обратившихся с заявлением об освобож

-

дении от ответственности. На практике такая норма

вызывала еще один «сговор» между участниками кар

-

теля в отношении признания своей деятельности.

Для иных лиц, вовлеченных в картель и не заявив

-

ших об участии первыми, все еще существует воз

-

можность уменьшить размер штрафа, полагаясь на

разд. II методических рекомендаций ФАС России по

расчету штрафов

в следующем порядке:

a)

40% от размера базового штрафа

− если лицо,

признанное нарушившим антимонопольное

законодательство, выполнило предписание ФАС

до окончания производства по делу об админи

-

стративном правонарушении;

b)

20% от размера базового штрафа − если, несмо

-

тря на заключение картельного соглашения,

поведение лица свидетельствует, что оно не

исполняет его и его поведение можно квалифи

-

цировать как самостоятельное и конкурентное;

c)

10% от размера базового штрафа − если лицо не

является инициатором картельного соглашения

 

 

либо получило обязательное для него указание

участвовать в нем.

Исходя из текста письма, указанные величины

могут быть просуммированы и освобождение от

наказания может составлять более 40% от величи

-

ны базового штрафа.

Необходимо отметить, что данная програм

-

ма частичного уменьшения штрафа носит харак

-

тер методических рекомендаций ФАС России сво

-

им территориальным подразделениям для целей

единообразного формирования практики, офици

-

ально не опубликована и не является формально-

обязательной для применения.

о

Свобождение от уголовной

Ответственности

Освобождение от уголовной ответственности

физического лица имеет свои собственные требо

-

вания и никак не связано с освобождением или смяг

-

чением административной ответственности юриди

-

ческого лица, как описано выше.

Освобождение от уголовной ответственности

возможно

для каждого участника картеля

при

выполнении совокупности следующих условий:

a)

участник картеля способствовал раскрытию дан

-

ного преступления;

b)

в отношении ущерба третьим лицам или незакон

-

ного дохода участник картеля альтернативно:

(i)

возместил причиненный ущерб гражданам,

организациям или государству, либо

(ii)

перечислил в федеральный бюджет доход,

полученный в результате преступных дей

-

ствий; и

c)

в его действиях не содержится иного состава

преступления.

Основания освобождения от уголовной ответствен

-

ности достаточно полно урегулированы уголовным

и уголовно-процессуальным законодательством

.

В том случае, если по каким-либо причинам обви

-

няемому не удается выполнить все требования для

освобождения от уголовной ответственности, тео

-

ретически существует возможность для заключения

Статья 75, примеч. 3 к ст. 178 УК РФ, и в частности ст. 28

УПК РФ.

досудебного соглашения о сотрудничестве с проку

-

рором после возбуждения уголовного дела

.

В случае выполнения всех условий досудебно

-

го соглашения о сотрудничестве

, явки с повинной,

активного способствования раскрытию и расследо

-

ванию преступления, изобличения других участников

преступления, розыска имущества и при отсутствии

отягчающих обстоятельств

размер наказания не

может превышать половины максимального сро

-

ка или размера

наиболее строгого вида наказания

за соответствующее картельное преступление

 

 

Необходимость обращения в антимонопольные органы (Федеральную антимонопольную службу (ФАС) (бывший МАП России) и его Территориальные управления), если Вы действуете на товарных рынках, может возникнуть у Вашей организации в следующих случаях:

Если Вы планируете создавать новое юридическое лицо:

 при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 000 000 МРОТ;

 при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 2 000 000 МРОТ;

 при создании, слиянии, присоединении некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) входит не менее двух коммерческих организаций.

В этом случае в течение 45 дней со дня государственной регистрации необходимо уведомить антимонопольные органы (Федеральную антимонопольную службу (бывший МАП России), либо соответствующее Территориальное управление) с приложением необходимых документов и информации.

Если Вы планируете изменить состав участников (акционеров) Ваших организаций в антимонопольный орган необходимо обратиться в следующих случаях:

• при изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) входит не менее двух коммерческих организаций — в течение 45 дней со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц необходимо уведомить антимонопольные органы (ФАС (бывший МАП России), либо соответствующее Территориальное управление ФАС) с приложением необходимых документов и информации;

• при приобретении более 20% акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества (коммерческой организации);

• в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя и хозяйственного общества превышает 30 000 000 МРОТ либо одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта, то необходимо получение предварительного согласия соответствующего антимонопольного органа (ФАС (бывший МАП России), либо Территориального управление);

• в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя и хозяйственного общества превышает 2 000 000 МРОТ, но не более 30 000 000 МРОТ, то необходимо уведомить антимонопольные органы (ФАС (бывший МАП России), либо соответствующее Территориальное управление ФАС) с приложением необходимых документов и информации.

Если Вы планируете совершать крупные сделки по приобретению в собственность, пользование или владение основными производственными средствами и нематериальными активами, принадлежавшие ранее другим хозяйствующим субъектам (Договоры купли-продажи, аренды, лизинга и т.п.):

• при условии, что балансовая стоимость активов, составляющих предмет сделки, взаимосвязанных сделок, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

• в случае, если суммарная стоимость активов участников сделки превышает 30 000 000 МРОТ либо одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта, необходимо получение предварительного согласия соответствующего антимонопольного органа (ФАС (бывший МАП России), либо Территориальное управление);

• в случае, если суммарная стоимость участников сделки превышает 2 000 000 МРОТ, но не более 30 000 000 МРОТ, то необходимо уведомить соответствующий антимонопольный орган (ФАС (бывший МАП России)МАП России, либо Территориальное управление) с приложением необходимых документов и информации.

Если Вы планируете войти в состав исполнительного органа юридического лица или в состав его совета директоров, Ваша организация обязана уведомить в течение 45 дней с момента избрания соответствующий антимонопольный орган (ФАС (бывший МАП России), либо Территориальное управление):

• при условии, что стоимость ее активов превышает 2 000 000 МРОТ или юридическое лицо внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более 35 процентов.

Если Ваша организация планирует стать управляющей Компанией и исполнять функции единоличного исполнительного органа другого юридического лица, заключить иной договор, позволяющий определять условия ведения хозяйственной деятельности другого юридического лица:

• в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя и хозяйственного общества превышает 30 000 000 МРОТ либо одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта, необходимо получение предварительного согласия соответствующего антимонопольного органа (ФАС (бывший МАП России), либо Территориальное управление);

• в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя и хозяйственного общества превышает 2 000 000 МРОТ, но не более 30 000 000 МРОТ, то необходимо уведомить соответствующий антимонопольный орган с приложением необходимых документов и информации. Основание — ст. 17 и ст.18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона № 13 — ФЗ от 07.03.05 г.).

Иные требования предусматривает закон о естественных монополиях.

Необходимость обращения в ФАС (бывший МАП России), либо Территориальное управление ФАС, если Ваши сделки проводятся с участием субъектов естественных монополий либо Вы являетесь субъектом естественной монополии, может возникнуть у Вас или Ваших контрагентов в следующих случаях:

• если планируется сделка, в результате которой субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых осуществляется антимонопольное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

• если инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых осуществляется антимонопольное регулирование, которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

• если готовится сделка, в результате которой Вы приобретаете право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых осуществляется антимонопольное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения указанных сделок необходимо предварительное согласие соответствующего антимонопольного органа (ФАС (бывший МАП России), либо Территориальное управление).

В случае приобретения более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, а также изменения принадлежащего количества голосов.

В случае приобретения субъектом естественной монополии акций (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющих ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли).

В данном случае требуется уведомление о совершении сделок в течение 30 дней после совершения указанных сделок.

Несколько иной принцип заложен в законодательстве о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Необходимость обращения в ФАС (бывший МАП России), либо Территориальное управление ФАС, если Вы действуете на финансовых рынках, может возникнуть у Вашей организации в следующих случаях:

• если Вы планируете создать финансовую организацию (банк или небанковскую кредитную организацию, страховую, лизинговую или иную финансовую организацию) в результате учреждения либо в результате ее реорганизации (разделения, выделения);

• если Вы планируете изменить величину уставного капитала финансовой организации (банка или небанковской кредитной организации, страховой, лизинговой или иной финансовой организации), то есть увеличить его или уменьшить;

• если Вы планируете осуществить слияние или присоединение нескольких финансовых организаций.

Согласно п.1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в данном случае предварительное согласие требуется, если размер уставного капитала вновь образуемой в результате слияния, присоединения финансовой организации либо хотя бы один из участников слияния, присоединения превышает:

• 160 млн. рублей — для кредитной организации;

• 10 млн. рублей — для страховой организации;

• 5 млн. рублей — для иных финансовых организаций.

В случаях, если размер уставного капитала вновь образуемой в результате слияния, присоединения финансовой организации либо хотя бы один из участников слияния, присоединения не превышает указанного выше размера, финансовые организации уведомляют о совершении данных сделок федеральный антимонопольный орган в течение 30 дней после совершения указанных сделок.

• если Вы планируете приобрести в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

• если Вы планируете приобрести более 10% активов финансовой организации;

• если Вы планируете исполнять функции единоличного исполнительного органа другого юридического лица или заключить иной договор, позволяющий определять условия ведения хозяйственной деятельности финансовой организации.

При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ обратиться за получением предварительного согласия антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы, либо соответствующего Территориального управления) необходимо в том случае, если размер уставного капитала превышает:

• 160 млн. рублей — для кредитной организации;

• 10 млн. рублей — для страховой организации;

• 5 млн. рублей — для иных финансовых организаций.

Основание — ст. 16-19 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что, начиная с 1 июля 2002 года ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с КоАП (в ред. Федерального закона № 114 — ФЗ от 20.08.2004 г.) непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 15 до 25 МРОТ;

• на должностных лиц — от 30 до 50 МРОТ;

• на юридических лиц — от 1000 до 5000 МРОТ.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, указанных выше, влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ;

• на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ;

• на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ.

 

 

ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ

Наличие согласованных действий на том или ином рынке можно выявить путем анализа фактических действий компаний на рынке, а также последствий этих действий, их влияния на конкуренцию и нарушение этими действиями прав третьих лиц. В качестве доказательств могут служить анализы рынка, результаты проверки, ценовая корреляция различных компаний. Так, было доказано наличие согласованных действий по причине корреляции изменения цен ОАО «Северсталь» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» на аналогичную продукцию на 98% без каких-либо объективных причин. Для правильной и полной квалификации антиконкурентных соглашений и согласованных действий антимонопольному органу необходимо провести полный и всесторонний анализ рынка, в действиях участников которого усматриваются элементы согласованности. Обязательным условием является определение продуктовых и географических границ конкретного рынка. Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. № 108. Анализ рынка, не полно проведенный антимонопольным органом, может послужить основанием для отмены его решения и предписания. Хотя некоторые суды принимают в качестве неоспоримых доказательств только переписку или иные зафиксированные виды информационного обмена.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа постановлением от 24 сентября 2008 г. № Ф08-5735/2008 отменил судебные акты, подтверждавшие законность решения и предписания антимонопольного органа, которыми были признаны согласованные действия ряда компаний, осуществляющих деятельность на рынке розничной реализации нефтепродуктов, исходя из результатов анализа регионального рынка. Основанием для отмены судом ненормативных актов явилась неполнота проведенного антимонопольным органом исследования региональных и локальных рынков (была проанализирована деятельность 18 АЗС, в то время как на рынке находились еще 12 АЗС, принадлежащих лицам, в отношении которых было вынесено решение).

В другом случае ФАС Северо-Западного округа постановлением от 22 декабря 2008 г. по делу № А21-7367/2007 направил материалы на новое рассмотрение в связи с тем, что суды первой и апелляционной инстанций недостаточно изучили некоторые аспекты, а именно то, что из решения антимонопольного органа и иных имеющихся в материалах дела документов невозможно однозначно определить границы конкретного рынка (географические и продуктовые) и состав его участников.

Анализ товарного рынка, на котором произошло предполагаемое правонарушение, имеет значение и для тех случаев, когда нужно определить наличие как таковой конкуренции между хозяйствующими субъектами. То есть при определенных условиях соглашения (действия) хозяйствующих субъектов хотя и могут иметь признаки злоупотребления правом либо иного нарушения норм действующего законодательства, но не будут квалифицироваться как соглашения и согласованные действия в смысле ст. 11 Закона о конкуренции.

Например, действия арендодателя по увеличению арендной платы арендатору, осуществляющему торговлю алкогольной продукцией, вместе с действиями третьего лица были признаны антимонопольным органом согласованными и направленными на вытеснение арендатора с рынка реализации алкогольной продукции. Признавая недействительными соответствующие решение и предписание антимонопольного органа, суды указали, что третье лицо не осуществляет деятельность по реализации алкогольной продукции, не имеет лицензии на осуществление такой деятельности, следовательно, не является лицом, конкурирующим с арендатором. При таких условиях действия двух обществ не могут быть квалифицированы как согласованные действия, направленные на вытеснение с товарного рынка хозяйствующего субъекта (постановление ФАС Поволжского округа от 24 июня 2008 г. по делу № А65-30938/2007).

ФАС Поволжского округа в постановлении от 19 января 2009 г. по делу № А65-3748/2008, оценивая действия крупных торговых сетей по включению в договоры поставки продовольственной продукции однотипных по содержанию ценовых и неценовых условий, невыгодных поставщикам, указал, что схожие формулировки пунктов договоров поставки не могут служить доказательством наличия согласованных действий, поскольку данные компании занимают схожее положение на рынке, поставляют одинаковые услуги покупателям, могут продавать группы товаров на схожих условиях. В связи с этим суд посчитал, что формальное сходство положений договоров розничных сетей производителями не может свидетельствовать о наличии согласованных действий хозяйствующих субъектов.

ФАС Уральского округа своим постановлением от 13 января 2009 г. № Ф09-10137/08-С1, оставляя в силе принятые по делу судебные акты, которыми отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, посчитал наличие переписки между хозяйствующими субъектами доказательством совершения ими согласованных действий, направленных на вытеснение компании-конкурента с рынка оказания услуг по установке газовых счетчиков. Лица, осуществившие согласованные действия, не отрицая факт направления соответствующих писем, ссылались в суде на то, что их потенциальный конкурент в силу требований подзаконных актов не имеет права действовать на рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков. Однако суды с такой позицией не согласились, установив, что лицо, обратившееся за защитой своих прав в антимонопольный орган, имеет данное право. Следует обратить внимание, что, если бы в этом случае при рассмотрении дела в суде было установлено, что организация действительно не имеет права действовать на том или ином товарном рынке в силу прямых указаний закона (подзаконного акта), действия хозяйствующих субъектов даже при их согласованности не могли бы быть квалифицированы как согласованные и нарушающие требования антимонопольного законодательства.

 

ВИДЫ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Смешанные согласованные действия составляют заключения субъектами хозяйствования сделок в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, будь-какая другая согласована конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования, создания субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, когда часть субъектов хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном рынка товаров и при этом находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель), а другая часть не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом не находятся и не могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель).

В конкурентном праве различают понятия задействованного рынке товара, смежного рынка товара и равноценных согласованных действий. Задействован рынок товара - это соответствующий рынок товара, на котором имеют или могут иметь место согласованные действия или их последствия, а также рынки, смежные с ним. Смежный рынок товара - рынок товара, отличного от товара, который вращается на соответствующем рынке, для субъектов которого реализация произведенных товаров или использования товаров других субъектов хозяйствования не возможны без использования товаров, обращающихся на соответствующем рынке товара.

Равноценные согласованные действия - согласованные действия, которые имеют одинаковую цель, совершаются одинаковым способом, в одинаковых условиях, и с высокой вероятностью будут иметь одинаковые последствия для конкуренции, но в которых принимают участие различные субъекты хозяйствования.

Например, предприятия X, Y, Z и К - участники одного товарного рынка - розничной торговли моторными бензинами и дизельным топливом заключили с компанией L, которая является владельцем НПЗ, и осуществляет оптовую торговлю нефтепродуктами, договоры комиссии на реализацию нефтепродуктов в розницу через сеть автозаправочных станций этих предприятий (по договорам - Комиссионеры).

Условия договоров, по которым компания L выступает Комитентом, за исключением различных субъектов хозяйствования, что есть по ним комиссионерами (X, Y, Z и К), одинаковые и их реализация на практике в части установления Комитентом единых цен реализации нефтепродуктов на АЗС Комиссионеров ограничивает конкуренцию между Комиссионерами как участниками одного рынка, поскольку они лишаются права свободно формировать цену на собственных АЗС. Однако такие согласованные действия имеют и положительный эффект, поскольку, с одной стороны направлены на минимизацию расходов Комиссионеров, связанных с необходимостью привлечения дополнительных денежных средств на закупку нефтепродуктов, поскольку в соответствии с соглашением реализация нефтепродуктов осуществляется за счет Комитента и за это Комиссионеры получают комиссионное вознаграждение. С другой стороны, у Комитента появляется возможность углубленного изучения рыночной конъюн "Альтернативная медицинская клиника"ктуры с целью своевременного удовлетворения потребностей потребителей в качественном топливе и в достижении планомерности, ритмичности и бесперебойности поставок нефтепродуктов (одним из условий договора является предоставление Комиссионерами Комитенту суточных отчетов о реализации комиссионного топлива).

 

 

 
 
20 ДОПУСТИМОСТЬ СОГЛАСОванных действий Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий 1. В соответствии с нормами комментируемой статьи определяется допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, в Законе 1991 г. о конкуренции определялось лишь то, что любые виды злоупотребления доминирующим положением, а также отдельные виды соглашений и согласованных действий, ограничивающ




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.211.110 (0.011 с.)