Становление правового института недобросовестной конкуренции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление правового института недобросовестной конкуренции



Следует, однако, отметить, что в экономической истории нашего государства имеется опыт законодательного регулирования недобросовестной конкуренции, но только во внешнеэкономической деятельности предприятий. Нормы о пресечении недобросовестной конкуренции на уровне внешнеэкономической деятельности содержались в некоторых нормативных актах бывшего СССР. Так, в п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций" <*> Государственной внешнеэкономической комиссии СМ СССР по представлению Министерства внешнеэкономических связей СССР предоставлялось право приостановления экспортно-импортных операций производственных кооперативов в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция. В Положении о Министерстве внешнеэкономических связей СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. N 191, в п. 7 отмечалось, что "министерство правомочно вносить в Госкомиссию СМ СССР предложения о приостановлении экспортно-импортных операций не только производственных кооперативов, но также предприятий, объединений и иных организаций, в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция" <**>.
--------------------------------
<*> Свод законов СССР. Т. 9. 1990. С. 35 - 50.
<**> Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. N 191 "Об утверждении положения о Министерстве внешнеэкономических связей СССР" // Свод законов СССР. 1990. С. 9, 62 - 67.
Нормы о недобросовестной конкуренции содержались также в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 5 Основ не допускалось использование предпринимателями гражданских прав в делах ограничения конкуренции, в том числе совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей (недобросовестная конкуренция).
В научной литературе имеется значительное количество работ, посвященных проблеме правовой конструкции недобросовестной конкуренции. Все существующие концепции и теории в понимании недобросовестной конкуренции можно сгруппировать в два направления. Первое было разработано в конце XIX - начале XX в. немецкими юристами И. Котлером и А. Гирке, которые считали недобросовестную конкуренцию посягательством на личные права предпринимателей (концепция "личных прав"). Согласно разработанной ими концепции под личными правами понимаются права предпринимателей на индивидуальность предприятия, на имя, репутацию в деловом обороте, права на секреты торговли и производства <*>. Теория личных прав была почерпнута ими из гражданского права, охраняющего имя, честь, репутацию, достоинство лица, тайну его частной жизни, и перенесена в сферу права торгового. Это было связано с тем, что в торговом праве на основе общего понятия недобросовестной конкуренции начали развиваться институты, служащие целям индивидуализации предпринимателей, охраны от смешения с другими предприятиями и промышленниками. Такими институтами стали торговое имя купца (промышленника), а также право на охрану коммерческой переписки секретной торговли и производства <**>. Таким образом, концепция "личных прав" имеет своей целью защитить проявление индивидуальных черт предпринимателей. Представляется, что отнесение права на защиту от недобросовестной конкуренции к личным правам приводит к отождествлению личности товаровладельца с самим товаром, что односторонне трактует данное явление.
--------------------------------
<*> См.: Зименкова О.Н. Указ. соч. С. 39 - 41.
<**> См.: Зименкова О.Н. Указ. соч. С. 39 - 41.
Второе направление в понимании недобросовестной конкуренции, разработанное французскими юристами, основывается на идее генерального деликта гражданского права. В соответствии со ст. 1382 Французского гражданского кодекса "какое бы то ни было действие человека, которое причиняет другому ущерб, обязывает того, по чьей вине ущерб произошел, к возмещению ущерба" <*>.
--------------------------------
<*> Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992. С. 135.
Судебная практика и доктрина выработали на основании этих статей понятие "злоупотребление правом" как чрезмерное использование конкуренции. Согласно этой теории в конкурентной борьбе должен действовать принцип недопустимости злоупотребления правом, так как сама по себе конкуренция является правомерной и соответствует естественному ходу вещей. Если предприниматель в процессе конкурентной борьбы причиняет вред другим конкурентам посредством использования достижений науки и техники, умения вести дело, т.е. путем добросовестной конкуренции, то такое причинение вреда не является противоправным, так как основывается на использовании права свободной конкуренции. Так, во Франции существует перечень прав "причинять помехи другому лицу". В частности, к ним относится право конкурировать в любой области с другим лицом даже таким способом, как переманивание клиентов или захват более удобного места. Однако это право конкурировать является законным лишь до тех пор, пока оно осуществляется добросовестно. Следовательно, согласно данной теории недобросовестная конкуренция признается правонарушением, деликтом вследствие злоупотребления правом на конкуренцию. "Сам термин "злоупотребление правом" в его буквальном понимании означает употребление права во зло, из этого вытекает, что понятие злоупотребление правом может быть использовано лишь тогда, когда управомоченный обладает определенным субъектным правом" <*> и совершает основанные на нем действия. Ранее отмечалось, что в России право предпринимателей на конкуренцию вытекает из смысла ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, из общих начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), Закона РФ "О конкуренции" и других нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
--------------------------------
<*> См.: Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Российское право, 1992. С. 331.
Родовым понятием недобросовестной конкуренции является гражданско-правовой институт злоупотребления правом. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют гражданские права, но в пределах, установленных в ст. 10 ГК РФ. Пункт 1 этой статьи устанавливает, что при осуществлении любых прав запрещены: действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу (шикана); злоупотребление правом в других формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции; злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В связи с тем что понятие "злоупотребление правом" не раскрыто ни в законе, ни в разъяснениях высших судебных органов, вопросы, касающиеся юридической природы злоупотребления правом, достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе на доктринальном уровне. Как отмечал В.П. Грибанов, "злоупотребление правом есть особый тип гражданского правонарушения, совершенного управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанный с использованием незаконных конкретных форм в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Грибанов В.П. Указ. соч. С. 33.
Злоупотребление правом тесно связано с понятием пределов осуществления субъективных гражданских прав. Автором уже была рассмотрена выше сущность субъективного права, которое является мерой поведения и соответственно имеет свои пределы. Такие пределы устанавливаются законом. При превышении границ дозволенного поведения лицо, которому принадлежит субъективное право, действует не как его носитель, а как лицо, которому оно вообще не принадлежит, т.е. за пределами права. Такие действия и называются злоупотребление правом. Представляется, что из всех изложенных выше концепций наиболее приемлемой является точка зрения, рассматривающая недобросовестную конкуренцию как злоупотребление правом на конкуренцию. Это также следует из смысла абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ, устанавливающего недопустимость "использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции". В связи с этим возникает необходимость определения критериев злоупотребления правом свободной конкуренции (или критериев, определяющих пределы осуществления этого права), которые, в свою очередь, выступают в качестве критериев между добросовестной и недобросовестной конкуренцией.
В современной отечественной и зарубежной правовой доктрине имеются различные позиции в отношении определения критериев злоупотребления правом. Одни авторы связывают данные критерии с различными формами вины. Другие в качестве критерия злоупотребления правом называют несоответствие осуществления прав моральным принципам "доброй совести" <*>, добрых нравов, честности, справедливости. Так, ст. 2 Швейцарского Гражданского уложения предусматривает, что "при осуществлении прав и исполнении обязанностей каждый должен поступать по доброй совести". Аналогичное положение содержится в § 826 Гражданского кодекса Германии: "Кто умышленно причинит вред другому способом, противным добрым нравам, тот обязан возместить ему этот вред" <**>. Профессор И.Б. Новицкий, исследуя понятие "добрая совесть", отмечал, что ее смысл заключается в соблюдении принципа верности договору, уважения договорного соглашения, соблюдения данного слова. Однако принцип доброй совести необходимо отличать от принципа добрых нравов, так как добрая совесть - это предел (граница) поведения одного лица. Добрые нравы - "это вылившиеся вовне, объективизировавшиеся в практике данного общества представления этого общества о благе, порядочности, а также условные правила общественного благоприличия" <***>. Эти принципы в праве многих государств заложены в правовую конструкцию акта недобросовестной конкуренции.
--------------------------------
<*> См.: Зименкова О.Н. Указ. соч. С. 39 - 41.
<**> См.: Зименкова О.Н. Указ. соч. С. 39 - 41.
<***> См.: Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права. СПб., 1996. С. 63 - 68.
Главная особенность, отличающая недобросовестную конкуренцию от всех других приемов злоупотребления правом, состоит в том, что ее целью является не причинение вреда другим лицам, а обогащение самого злоупотребляющего, быть может, даже чисто законным с внешней стороны путем. Обогащение это, однако, достигается за меньшее время, чем то, что потребовалось бы без использования приемов недобросовестной конкуренции, быть может, в большем размере, причем не обязательно за счет нарушений каких-либо прав частных лиц. Если же нарушения и имеют место, то средствами их защиты вполне могут выступать традиционный гражданско-правовой институт возмещения убытков, который, конечно, не может предупредить дальнейшую недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестная конкуренция сформировалась под влиянием предпосылок экономического и юридического характера, которые обусловили в конечном счете ее сущность. Проанализировав предпосылки возникновения недобросовестной конкуренции, можно будет выявить причины ее широкого распространения в хозяйственных отношениях и эффективные меры преодоления.
Недобросовестные по своей сущности методы экономического соперничества появились еще задолго до капиталистического способа производства и были известны рабовладельческому и феодальному обществу. "Несправедливо рассматривать эту новизну как доказательство большей порчи нравов, падения добросовестности... Недобросовестные приемы, стремление надуть проявлялось в торговле во все времена и притом в доброе старое время в формах, несравненно более бесцеремонных, нежели проявляется теперь... в течение средних веков мы отнюдь не наблюдаем в области торговли особой щепетильности, особой добросовестности, которую мы могли бы поставить в пример современному купцу. Зло по существу не новое, новы только формы его проявления. Средневековая организация торговли стремилась не столько к тому, чтобы урегулировать, сколько к тому, чтобы исключить всякую конкуренцию... Мы находим здесь мероприятия, направленные к гарантии против таковой вообще... далеко идущая специализация в разрешенной каждому деятельности и устранение таким образом возможности новых конкурентов, запрещение взятия на себя окончания работы, начатой другим, и т.д." <*>. Некоторые методы недобросовестной конкуренции с использованием различных форм обмана и мошенничества также имели место в условиях капитализма. Но в эти периоды развития мировой экономики недобросовестная конкуренция не сформировалась как целостное явление; недобросовестные методы не получили широкого распространения и не могли оказать дестабилизирующего влияния на экономику в целом. В период свободной конкуренции методы соперничества вообще не подразделялись на добросовестные и недобросовестные. Законными и добросовестными признавались любые методы конкурентной борьбы, не противоречащие нормам гражданских и уголовных законов. Кроме того, свободная конкуренция с присущими ей специфическими условиями (большим количеством покупателей и продавцов, наличием однородной продукции, отсутствием барьеров к доступу на рынок и др.) могла нейтрализовать недобросовестные методы конкуренции и их негативные последствия <**>.
--------------------------------
<*> См.: Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 265 - 266.
<**> См.: Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 40.
Причины существования и распространения недобросовестной конкуренции вытекают из самой сути конкурентной борьбы - стремления к получению прибыли, обусловленного необходимостью завоевания господствующих позиций на рынке и привлечения потребительского спроса. Для того чтобы недобросовестная конкуренция смогла проявиться вовне и получить широкое распространение, необходима совокупность определенных предпосылок.
К числу таких предпосылок существования и распространения недобросовестной конкуренции относится наличие особой экономической ситуации на рынке. Такая ситуация стала возможна тогда, когда концентрация производства и централизация капиталов привели к образованию крупных монополистических объединений. Особенностью конкуренции является то, что она сама порождает ситуации и объективные возможности для использования предпринимателями недобросовестных методов соперничества. Как отмечают К.Р. Макконнел и С.Л. Брю, "конкуренция... досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью... предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, все это способствует ослаблению конкуренции..." <*>. По мнению Г.Ф. Шершеневича, "в жестокой борьбе за потребителя успех обеспечивается предприятию экономически наиболее сильному... Чувствуя неизбежность своего поражения и сознавая свое экономическое неравенство, слабые предприятия решаются использовать такие способы борьбы, которые уравнивали бы шансы конкуренции... Эти средства борьбы не отличаются моральной чистотой, почему основанная на них конкуренция получает название недобросовестной" <**>. На это также указывает тот факт, что деятельность мелких фирм объективно основана на использовании различных имитаций. К числу важнейших предпосылок существования и распространения недобросовестной конкуренции относятся так называемые барьеры и препятствия, устанавливаемые предпринимателями-монополистами с целью ограничения доступа на рынок других конкурентов. Стремление соперников к получению прибыли толкает их к разрушению барьеров препятствий к вступлению на рынок, в результате чего ими используются методы конкуренции, выходящие за пределы установленных "правил игры", - методы недобросовестной конкуренции <***>.
--------------------------------
<*> См.: Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1993.
<**> См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 103 - 104.
<***> См.: Паращук С.А. Указ. соч. С. 47.
На основе вышесказанного полагаем, что недобросовестная конкуренция как экономико-правовое явление сформировалось при наличии факторов (предпосылок) объективного и субъективного характера.
Объективными предпосылками существования и распространения недобросовестной конкуренции являются: ускоренный рост монополизации экономики, высокая степень интенсивности соперничества, развитие научно-технического прогресса.
К субъективным предпосылкам существования и распространения недобросовестной конкуренции относится создание, а также использование конкурентами различных препятствий к доступу на рынок и других конкурентов и привлечению потребительского спроса. Данные "барьеры" повышают степень интенсивности соперничества и толкают предпринимателей на использование недобросовестных методов конкуренции с целью преодоления этих "барьеров" и привлечения к себе потребительского спроса. Полагаем, что полностью устранить совокупность предпосылок существования недобросовестной конкуренции невозможно, так как они вытекают из ее сущности. Поэтому можно лишь ослабить их действие и в основном с помощью государственного вмешательства, так как сам конкурентный механизм с этими функциями не справляется, ярким примером чему служит массовое распространение недобросовестной конкуренции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.029 с.)