ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности банкротства градообразующих предприятий.



К градообразующим организациям относятся юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины числа населения соответствующего населенного пункта. Предусмотренные для таких организаций правила применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек. Решение об отнесении предприятия к градообразующим принимается ФСФО России и согласовывается с отраслевым органом исполнительной власти. В случаях когда рассматривается дело о банкротстве градообразующих организаций, лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления.

Внешнее управление такими организациями может быть введено судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Внешнее управление градообразующей организацией может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления и плана финансового оздоровления. Такой план может предусматривать осуществление инвестиций в ее деятельность, трудоустройство работников, создание новых рабочих мест, иные способы восстановления платежеспособности. При наличии поручительства соответствующих органов срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет. Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование в лице уполномоченных органов в любое время вправе рассчитаться с кредиторами в порядке установленной очередности. В этом случае производство по делу о банкротстве прекращается.

В ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа градообразующего предприятия по ходатайству органа государственной власти или местного самоуправления. Продажа производится путем проведения конкурса, обязательными условиями которого являются: сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи; обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.

В случае признания градообразующей организации банкротом ее имущество выставляется на продажу на первых торгах как единый имущественный комплекс. Если предприятие не будет продано на первых торгах, его продажа осуществляется в общем порядке.

В целях предупреждения банкротства, с 1 апреля 1999 г. проводится систематический анализ (мониторинг) финансового состояния и учет платежеспособности следующих хозяйствующих субъектов:

  • организаций, входящих в число двухсот крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);
  • организаций, имеющих фактическую численность работников, превышающую 5 тыс. человек, но не менее 10 крупнейших (по численности работников) промышленных организаций, действующих на территории соответствующего субъекта РФ";
  • организаций, признаваемых субъектом естественной монополии, осуществляющих свою деятельность на территории РФ;
  • организаций, у которых среднемесячная выручка за последний отчетный период превышает 100 млн руб.;
  • иных крупных, экономически или социально значимых для Российской Федерации организаций.

Порядок формирования перечня крупных, экономически и социально значимых организаций и Порядок проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности утвержден Распоряжением ФСФО от 20 декабря 2000 г. Выводы о платежеспособности организации заносятся в базу данных мониторинга.

26. Виды прав на имущество, используемое в ПД. Порядок их оформления и реализации

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности (собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом – вправе совершать в отношении своего имущества по своему усмотрению любые действия, не противоречащие закону и иным НПА и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц).

Право собственности – право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе. ГК РФ (закреплены общие положения о праве собственности, основания его приобретения и прекращения). КРФ (в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности). Только закон устанавливает особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, прав владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности и определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты частной собственности (граждане и ю/л) (собственники имущества, на базе которого они осуществляют ПрД, – ИП; коммерческие и некоммерческие организации (кроме ГУП, МУП и учреждений, финансируемых собственником)).

Используемое в ПрД имущество, принадлежащее ИП и ю/л, обособляется от имущества иных лиц (юридическая форма обособления имущества – закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или смете у некоммерческих).

Имеющееся у субъектов ПрД имущество подлежит оценке (различные способы проведения и разные виды стоимости – выбор зависит от целей проведения, вида имущества, стадии ПрД).

Имущество ИП и ю/л – основа реализации ответственности по их обязательствам (полная имущественная ответственность – ю/л, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом; гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание).

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), субъектам РФ (собственность субъектов РФ) (закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование, распоряжение).

Государственная казна, казна субъекта РФ – средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям (закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование, распоряжение).

Муниципальная казна – средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

От имени РФ и субъектов РФ права собственников осуществляют органы государственной власти (от имени муниципального образования – органы МСУ).

Разграничение государственной собственности (осуществляется в порядке, установленном законом; в отношении отдельных объектов – отдельные законы (единого закона нет)).

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 определяет группы объектов (относящиеся исключительно к федеральной собственности; объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ; объекты муниципальной собственности; иные объекты, передаваемые в государственную собственность субъектов РФ).

Реестр государственной и муниципальной собственности (документ, подтверждающий право собственности субъектов права государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты).

Порядок управления государственной собственностью (общего закона о собственности нет; отношения регулируются нормами ГК РФ – установлены только общие положения). Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Минэкономразвития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений.

Полномочия ФА по управлению федеральным имуществом :

1) осуществляет в порядке и пределах, определенных ФЗ, актами Президента и Правительства, полномочия собственника в отношении имущества ФГУП, федеральных государственных учреждений, акций (долей) АО (хозяйственных обществ) и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества ю/л и ф/л, приватизации федерального имущества;

2) осуществляет учет федерального имущества, ведение его реестра и выдачу выписок из него;

3) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении ФНУП и федеральных государственных учреждений, а также переданного иным лицам;

4) проводит проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки;

5) организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов РФ, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества – специализированное учреждение при Правительстве РФ (осуществляет продажу приватизируемого федерального имущества; реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; распоряжение и реализацию конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства).

Реестр федерального имущества – федеральная информационная система (совокупность баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них) (объекты, находящиеся в федеральной собственности, учитываются в Реестре).

Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными Реестра Росимущество проводит инвентаризацию объектов федерального имущества (объекты федерального недвижимого имущества заносятся в базу инвентаризации).

Концепция управления федеральным государственным имуществом и приватизации в РФ (определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным имуществом; во исполнение задач Концепции приняты специальные НПА и созданы специальные комиссии).

Вопросы управления государственной собственностью в субъектах РФ определяются актами соответствующих государственных органов (в Москве ведется единый реестр собственности г. Москвы, который включает реестр ГУП, казенных предприятий; реестр государственных учреждений; реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций; реестр объектов недвижимости).

Право хозяйственного ведения – производное от права собственности вещное право ю/л – несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

Субъекты права хозяйственного ведения – только ГУП или МУП (унитарные предприятия – их имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (паям, долям)).

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия (служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия).

Имущество унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения формируется за счет (имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников).

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию (правомочие владения оформляется путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе; правомочие пользования осуществляется в соответствии с целями деятельности и назначением имущества).

Уставный фонд формируется собственником при создании предприятия (размер для ГУП – не менее 5000 МРОТ, для МУП – не менее 1000 МРОТ; должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации предприятия

Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (у него нет права изымать используемое не по назначению имущество).

Непременное условие контракта с руководителем ГУП (его обязанность обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за предприятием имущества; материальная ответственность за причинение предприятию ущерба в результате его виновного поведения; обязательная отчетность).

ГУП и МУП пользуются предоставленными законом собственнику правами на судебную защиту в отношении закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе в отношении собственника указанного имущества.

Реализация правомочия распоряжения (предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными НПА; недвижимым имуществом предприятие вправе распоряжаться только с согласия собственника).

Унитарные предприятия не могут без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключать договоры простого товарищества.

Согласие собственника также требуется в случаях:

1) совершения сделки, в которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия (он, его родственники являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц; владеют 20% и более акций (долей, паев) ю/л, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц; занимают в них должности управления; в иных случаях);

2) совершения крупной сделки (более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ).

Сделки по продаже федерального имущества осуществляются путем продажи его на аукционе (организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием) (если продажа имущества осуществляется на основании решения Правительства РФ – организатор аукциона РФФИ).

Средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества, и его балансовой стоимости подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий ничтожной сделки (он также вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения).

Специальная правоспособность унитарных предприятий (действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества).

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ГУП или МУП ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и сроки, определяемые Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами МСУ).

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия (данное имущество становится объектом права собственности публичного образования).

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном для прекращения права собственности (а также в случаях правомерного изъятия или перераспределения имущества собственником) (ГУП, МУП сохраняют право хозяйственного ведения на имущество при смене собственника).

Право оперативного управления – производное от права собственности вещное право (в условиях социалистической плановой экономики – все государственные предприятия, учреждения и организации; в настоящее время – только казенные предприятия и учреждения). Имущество казенного предприятия формируется за счет:

1) имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

2) доходов унитарного предприятия от его деятельности;

3) иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.

Собственником имущества казенного предприятия могут являться РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (дополнительно – собственник имеет право изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению; в случае неправомерного изъятия имущества собственником казенное предприятие имеет право обратиться за защитой в суд).

Права владения, пользования и распоряжения имуществом казенные предприятия осуществляют (в пределах, установленных законом; в соответствии с целями своей деятельности; в соответствии с заданиями собственника; в соответствии с назначением имущества).

Казенное предприятие вправе только с согласия собственника распоряжаться движимым и недвижимым имуществом (самостоятельно оно вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено ФЗ или иными НПА).

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом с согласия собственника только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены его уставом (деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия).

В уставе казенного предприятия определяются также источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за целевым использованием имущества.

Порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности его имущества.

 

27. Правовой режим отдельных видов имущества

Значения понятия «имущество»:

1) вещи, в том числе деньги и ц/б (имущество как объект гражданских прав);

2) вещи и имущественные права;

3) совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей (предприятие как имущественный комплекс).

Классификация имущества:

1) движимое и недвижимое имущество (по возможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению):

а) недвижимое имущество (объекты недвижимости, воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, космические объекты; предприятие как имущественный комплекс);

б) движимое имущество (вещи, не относящиеся к недвижимым, включая деньги и ц/б);

2) в зависимости от оборотоспособности (имущество, изъятое из оборота; имущество, ограниченное в оборотоспособности; имущество, которое может свободно отчуждаться, переходить от одних лиц к другим)

В БУ (б/у) имущество принимается к учету в качестве внеоборотных и оборотных активов (в зависимости от длительности использования в производственном процессе, особенностей перенесения стоимости на стоимость выпускаемой продукции (по частям путем включения амортизационных отчислений в состав себестоимости выпускаемой продукции в течение срока использования объекта или включения их стоимости сразу по завершении производственного цикла в состав расходов организации).

Внеоборотные активы:

1) имущество, относящееся к основным средствам, которое используется хозяйствующим субъектом в своей ПрД для производства товаров, оказания услуг (счет 01 «Основные средства»);

2) аналогичное имущество, приобретаемое лицом для предоставления его во временное пользование за плату другим хозяйствующим субъектам (счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

3) объекты незавершенного строительства (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»).

Оборотные активы (производственные запасы (сырье, материалы, готовая продукция, товары для перепродажи, денежные средства)).

Имущественные права:

1) права требования кредитора к должнику по обязательству (объектом б/у является дебиторская задолженность – право требования оплаты и обязанность заплатить за товар, поставленный (переданный) поставщиком покупателю) (счет 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

2) обязательственные права, основанные на участии в уставном, складочном капитале хозяйственных обществ и товариществ;

3) право пользования имуществом, переданным по договору аренды (забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства»);

4) исключительные права (счет 04 «Нематериальные активы»).

Правовой режим Основных Средств (ОС) установлен НК РФ, Положением по БУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина РФ, Методическими указаниями по б/у ОС, утвержденными приказом Минфина РФ, другими актами.

Для квалификации имущества в качестве ОС необходимо, чтобы оно отвечало признакам:

1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного срока времени (срока полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

3) отсутствие намерения у организации последующей перепродажи данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные фонды – совокупность ОС и нематериальных активов (НА) (внеоборотные активы).

К ОС относятся (здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты).

В составе ОС также учитываются (капитальные вложения на коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные объекты ОС; земельные участки; объекты природопользования).

По степени использования ОС подразделяются (на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации).

ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются (принадлежащие на праве собственности; находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении; полученные организацией в аренду; полученные организацией в безвозмездное пользование; полученные организацией в доверительное управление).

Операции по движению ОС (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) оформляются первичными учетными документами (могут применяться унифицированные первичные документы по учету ОС).

Единица б/у ОС – инвентарный объект (объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций) (для организации б/у и обеспечения контроля за сохранностью ОС каждому инвентарному объекту присваивается при принятии к б/у инвентарный номер).

ОС организации учитываются по первоначальной стоимости (порядок определения первоначальной стоимости определяется НПА – сумма фактических затрат организации ан приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).

Стоимость ОС, в которой они приняты к б/у, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных НПА (допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС).

Переоценка объектов ОС производится с целью определения их реальной стоимости путем приведения первоначальной стоимости объектов ОС в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (переоценка производится не чаще раза в год; стоимость ОС после переоценки – восстановительная (текущая)).

Восстановительная стоимость объектов ОС – сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены объекта ОС.

Переоценка может осуществляться:

1) методом индексации (ОС переоцениваются путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов);

2) методом прямой оценки (полная восстановительная стоимость определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на дату переоценки).

Стоимость ОС погашается путем начисления амортизации.

Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального изнашивания на производимый продукт (переносимая стоимость в денежной форме – амортизационные отчисления, аккумулирующиеся в амортизационном фонде предприятия).

ПБУ 6/01 определяются (объекты, не подлежащие амортизации; порядок начисления амортизационных отчислений; способы амортизации).

Амортизация ОС может осуществляться (линейным способом; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования).

Порядок амортизации ОС в целях налогообложения установлен налоговым законодательством (амортизируемое имущество распределяется по 10 амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования).

Срок полезного использования – период, в течение которого объект ОС служит для выполнения целей деятельности организации (классификация ОС, включаемых в амортизационные группы – Постановление Правительства РФ от 01.01.2002).

Организации в целях налогообложения начисляют амортизацию (линейным методом (группы 8 – 10); линейным или нелинейным методом (группы 1 – 7)) (начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определяемой исходя из срока полезного использования).

Для некоторых видов имущества к основной норме амортизации устанавливаются специальные коэффициенты (повышающие и понижающие).

Не подлежат амортизации (земля; иные объекты природопользования; имущество, приобретенное с использованием бюджетных средств целевого финансирования; продуктивный скот; приобретенные издания; произведения искусства).

Из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения исключаются ОС (переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переданные по решению руководства на консервацию свыше 3 месяцев; находящиеся по решению руководства на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев).

Правовой режим запасов определяется Положением по БУ «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина РФ, Методическими указаниями по б/у материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ, другими НПА.

В качестве материально-производственных запасов учитываются следующие активы (используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд).

В качестве материально-производственных запасов не квалифицируются активы (используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев; характеризуемые как незавершенное производство).

Частью материальных активов являются:

1) готовая продукция (часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного цикла, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством);

2) товары (часть материально-производственных запасов, приобретенная или полученная от других ю/л и ф/л и предназначенная для продажи).

Единица б/у материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно (номенклатурный номер, партия, однородная группа).

Материально-производственные запасы учитываются по их фактической себестоимости (для приобретенных – сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; для изготовленных – сумма фактических затрат, связанных с производством).

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится (по каждой группе запасов в течение отчетного периода должен применяться один способ оценки):

1) по себестоимости каждой единицы (материально-производственные запасы, используемые в особом порядке, или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга);

2) по средней себестоимости (по каждой группе запасов путем деления общей себестоимости группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца);

3) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО) (запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца);

4) по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО) (запасы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения).

Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей (образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической стоимостью запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости).

К оборотным активам относятся также (специальный инструмент и специальные приспособления; специальное оборудование; специальная одежда).

Правовой режим нематериальных активов организации определяется Положением по БУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) и НК РФ.

К НМА относятся (исключительные права – патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных, на использование топологии интегральных микросхем; на товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товаров; патентообладателя на селекционные достижения).

НК РФ признает также в качестве НМА (право на фирменное наименование организации и владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта).

Условия принятия к учету объектов в качестве НМА:

1) отсутствие материально-вещественной структуры;

2) возможность идентификации организацией от другого имущества;

3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг;

4) использование в течение длительного времени (срок полезного использования свыше 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев);

5) организацией не предполагается последующая перепродажа данного НМА;

6) способность приносить организации экономические выгоды в будущем;

7) наличие документов, подтверждающих существование НМА и исключительного права.

Основания возникновения прав на НМА (возникают у правообладателя в результате создания указанных объектов интеллектуальной собственности и их государственной регистрации на имя правообладателя в установленном порядке; могут быть приобретены у других лиц за плату, получены в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы, получены безвозмездно).

НМА принимаются к б/у по первоначальной стоимости (складывается из сумм, уплаченных правообладателю за уступку исключительного права; уплаченных консультантам, посредникам; регистрационных сборов, таможенных пошлин, патентных пошлин).

Амортизируемыми являются НМА со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, имеющие первоначальную стоимость не менее 10 тыс. рублей (НМА с первоначальной стоимостью ниже этой суммы в целях налогообложения включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере практического использования в производстве).

Методы амортизации НМА (по ПБУ 14/2000 (линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции); по НК (линейный; нелинейный)).

Срок полезного использования НМА устанавливается самой организацией при принятии НМА к б/у (за основу берутся сроки действия патентов, свидетельств; по НМА, по которым срок полезного использования определить невозможно, амортизация рассчитывается исходя из срока в 20 лет (НК РФ – 10 лет), но не более срока деятельности организации).

Правовой режим денежных средств

Деньги как экономическая категория представляют собой особый товар, служащий всеобщим эквивалентом при обмене на товары, работы, услуги.

Функции денег (мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги).

Отличительные свойства денег (ограниченность массы денег в обращении; единообразность и идентифицируемость; делимость; трансферабельность; долговечность; приемлемость).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.024 с.)