Порядок создания субъектов предпринимателского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок создания субъектов предпринимателского права.



Индивидуальные предприниматели (далее ИП) и юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Регистрацию ИП и коммерческих организаций, а также многих некоммерческих организаций, осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Уклонение от регистрации, а также отказ в регистрации могут быть обжалованы в суд. Данные государственной регистрации включаются в единые государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), открытые для всеобщего ознакомления. Субъект предпринимательства считается созданным со дня внесения соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей бессрочного свидетельства.

Легализация индивидуальной предпринимательской деятельности. Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а также несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (далее — ИП) с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 Закона о регистрации ). Закон не определяет возраст таких лиц. Однако необходимо отметить, что у индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплаты законно установленных налогов (налога на доходы физических лиц, единого социального налога в случае использовании наемного труда). Кроме того, существует ряд административных и уголовных правонарушений (см. гл. 14—15 Кодекса об административных правонарушениях , гл. 22 УК РФ ), где индивидуальные предприниматели определены в качестве специального субъекта, несущего юридическую ответственность. Российское законодательство устанавливает возможность гражданина самостоятельно отвечать за налоговые, административные, уголовные правонарушения с 16 лет. Именно этот возраст, по нашему мнению, должен быть определен как минимальный для начала самостоятельной предпринимательской деятельности.

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (например, для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ ).

Для легализации в качестве ИП физическое лицо обязано предоставить в налоговую инспекцию по месту своего жительства или пребывания документы, определенные ст. 22.1 Закона о регистрации . После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию физического лица в качестве ИП путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 . Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП является бессрочным.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

· не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по вступившему в законную силу приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью в качестве наказания за виновно совершенное правонарушение.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. В зависимости от причиненного ущерба физическим и юридическим лицам, а также государству при осуществлении такой деятельности, ее осуществление может повлечь привлечение гражданина к административной или к уголовной ответственности (ст. 14.1 КоАП , ст. 171 УК РФ ). Доходы, полученные в результате такого незаконного предпринимательства, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Создание юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Порядок создания юридического лица включает следующие основные этапы:

· Принятие решения о создании юридического лица в определенной организационно-правовой форме, которое может быть принято коллегиально или единолично и подлежит документальному оформлению.

Учредителями и участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Учредителями и участниками хозяйственных обществ могут быть физические и юридические лица. Учредителями государственных и муниципальных предприятий выступают органы исполнительной власти государства (Правительство РФ, правительства субъектов РФ) и органы местного самоуправления.

· Разработку и утверждение учредительных документов, которые будут являться источником правоспособности создаваемого юридического лица.

Юридическое лицо в зависимости от организационно-правовой формы может действовать на основании устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться:

o наименование юридического лица;

o место нахождения;

o порядок управления деятельностью юридического лица;

o другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование . Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

· Формирование обособленного имущества юридического лица, которое в зависимости от избранной организационно-правовой формы будет называться уставным (складочным) капиталом или уставным (паевым) фондом.

Обособленное имущество может формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Внесение денег в качестве вклада в обособленное имущество создаваемого юридического лица осуществляется путем их перечисления на специально открытый временный (накопительный) счет в коммерческом банке. Если вносится вклад имуществом или имущественными правами, то составляется справка о приеме на баланс коммерческой организации или акт приема-передачи имущества, которые подписывают руководитель и главный бухгалтер создаваемого юридического лица.

· Оформление необходимых документов для государственной регистрации юридического лица в налоговых органах. Их исчерпывающий перечень определен ст. 12 Закона о регистрации . После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 493.

Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях:

а) отсутствия необходимых документов, перечень которых утвержден Законом о регистрации;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Но для его полноценной предпринимательской деятельности необходимо совершить еще ряд юридически значимых действий.

· Осуществляется постановка созданного юридического лица на учет в налоговых органах по месту его нахождения с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в порядке, определенном ст. ст. 83—85 НК РФ .

Факт постановки на учет удостоверяется свидетельством, которое выдается вместе с документом, подтверждающим внесение записи о созданном юридическом лице в ЕГРЮЛ.

· Изготавливается печать и угловые штампы (фирменные бланки) юридического лица. Они должны содержать информацию об организационно-правовой форме, полном фирменном наименовании данного юридического лица на русском языке и его месте нахождения. Кроме того, печать должна содержать номер, под которым данное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ, а также идентификационный номер налогоплательщика.

· Осуществляется регистрация созданного юридического лица в органах Федеральной службы государственной статистики с присвоением идентификационных кодов (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Коммерческие организации включаются в Единый реестр предприятий и организаций (ЕГРПО).

· Осуществляется постановка на учет в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с гл. 24 ч. 2 НК РФ все юридические лица, имеющие наемных работников, уплачивают единый социальный налог.

· Осуществляется открытие расчетного счета в банке. Для этого заключается договор банковского счета с одним из коммерческих банков. При заключении данного договора должны быть представлены копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов юридического лица, оттиски печати и образцы подписей его руководителя и главного бухгалтера.

· Получение необходимых лицензий для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых определен в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» , если предполагается заниматься одним из них.

Юридические лица вправе иметь свои представительства и филиалы, созданные в установленном порядке. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Особенности правового положения филиалов и представительств состоят в том, что:

· они не являются юридическими лицами;

· имущество, которым они владеют, принадлежит юридическому лицу, создавшему их;

· они действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом, создавшим их;

· руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

8. Государственная регистрация хозяйствующих субъектов (осуществляет Федеральная Налоговая Служба РФ)

Порядок государственной регистрации субъектов ПрД определяется ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации ю/л и ИП» (в редакции от 19.07.2007 №140-ФЗ) (регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией ю/л при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией ф/л в качестве ИП и государственной регистрацией при прекращении ф/л деятельности в качестве ИП, в связи с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра ю/л и Единого государственного реестра ИП).

Государственная регистрация ю/л и ИП осуществляется ФНС по месту нахождения указанного учредителями в заявлении адреса постоянно действующего исполнительного органа (в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности).

Срок регистрации (не более 5 рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган – документы могут быть представлены уполномоченным лицом непосредственно или направлены по почте) (дата представления документов – день их получения регистрирующим органом).

Заявителями при государственной регистрации могут быть (руководитель постоянно действующего исполнительного органа; учредитель ю/л при его создании; руководитель ю/л, выступающий его учредителем; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного ФЗ, или актом специально уполномоченного государственного органа или актом органа МСУ).

При государственной регистрации создаваемого ю/л в регистрирующие органы представляются документы (заявление о государственной регистрации; решение о создании ю/л; учредительные документы; выписка из реестра иностранных ю/л; документ об оплате государственной пошлины).

При государственной регистрации ИП в регистрирующий орган представляются (заявление; копия основного документа ф/л; копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства; копия свидетельства о рождении ф/л (если копия документа, удостоверяющего его личность, не содержит сведений о дате и месте его рождения); документ, подтверждающий адрес места жительства ф/л в РФ; если лицо, регистрируемое в качестве ИП, является несовершеннолетним (либо нотариально удостоверенное согласие законных представителей на осуществление ПрД, либо копия свидетельства о заключении им брака, либо копия решения органа опеки и попечительства, либо копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным); документ об уплате государственной пошлины).

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, – основание внесения записи в Единый государственный реестр ю/л или в Единый государственный реестр ИП.

Момент государственной регистрации – внесение сведений в государственный реестр (не позднее 1 рабочего дня с момента регистрации заявителю должны быть выданы документы, подтверждающие данный факт – организации выдается Свидетельство о государственной регистрации ю/л и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр ю/л).

В срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения о регистрации в государственные органы по перечню, определенному Правительством РФ.

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях (непредставления определенных законом необходимых для нее документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если учредителем ю/л выступает ликвидируемое ю/л или если ю/л возникает в результате реорганизации ликвидируемого ю/л).

Не допускается государственная регистрация ф/л в качестве ИП (если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом), либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься ПрД).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом о регистрации (оно может быть обжаловано в судебном порядке).

Административная ответственность за нарушения законодательства о государственной регистрации (за несвоевременное или неточное внесение записей в реестры; за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в реестрах сведений; за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о ю/л или об ИП в орган, осуществляющий государственную регистрацию; за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния).

Уголовная ответственность (за неправомерный отказ в регистрации ИП или ю/л либо уклонение от их регистрации, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения; за отказ в регистрации, совершенный в нарушение вступившего в силу судебного акта, а равно такие деяния, причинившие крупный ущерб).

Осуществление ПрД без государственной регистрации – правонарушение (доход, полученный в результате такой незаконной деятельности, подлежит взысканию в бюджет) (административный штраф от 5 до 20 МРОТ; если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, оно является уголовно наказуемым).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.029 с.)