ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основание и порядок ликвидации субъектов предпринимательского права.



Ликвидация субъектов предпринимательского права. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

· по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

· по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Требование о ликвидации юридического лица по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены данные заявления.

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его банкротом. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Особенности ликвидации некоммерческих организаций предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» .

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

Порядок ликвидации включает в себя следующие этапы:

· Принятие решения о ликвидации. Такое решение может быть принято в добровольном порядке учредителями (участниками) юридического лица, а в принудительном порядке — только по решению суда. В обязанности органа, принявшего решение о ликвидации, входит извещение регистрирующего органа о данном решении, а также назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора.

· Публикацию сведений о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

· Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности . Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно выйти из состава учредителей других юридических лиц, а также прекратить членство в союзах и ассоциациях юридических лиц.

· Составление промежуточного ликвидационного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

· Выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Выплаты производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ ):

o в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

o во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

o в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

o в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Основные правила удовлетворения требований:

o требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди;

o при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, если иное не установлено законом;

o в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица;

o требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;

o требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

· Утверждение ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

· Внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Обязанность предоставления в регистрирующий орган необходимых документов лежит на ликвидационной комиссии (ликвидаторе).

Отдельным случаем ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом) . Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве) .

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13 января 2000 г. определил, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются правила Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридических лиц.

Государственная регистрация физического лица утрачивает силу в случаях:

o смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

o признания его судом несостоятельным (банкротом) ;

o прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

o прекращения деятельности в добровольном порядке — при подаче соответствующего заявления в регистрирующий орган и записи в ЕГР ИП;

o вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

11. Лицензирование ПД

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ (редакция от 04.12.2006);

ПП РФ «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.2002 №190;

Субъект ПП может осуществлять отдельные виды ПД только после получения специального разрешения (лицензии), предоставляемого уполномоченными органами власти.

Лицензия легитимирует деятельность предпринимателя (определяет возможность ведения им определенных видов ПД).

Законодательные основы лицензирования (ГК РФ – отдельными видами деятельности ю/л может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); основной законодательный акт – ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 04.12.2006 №201-ФЗ).

Действие закона о лицензировании не распространяется на лицензирование деятельности (кредитных организаций; в области связи; биржевой деятельности; нотариальной деятельности; страховой деятельности (за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельности профессиональных участников РЦБ; осуществления внешнеэкономических операций и др.).

Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности определяют (лицензионные требования и условия; круг соискателей лицензии; срок действия лицензии; виды дополнительных документов).

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании. Например, в Москве действует Комитет лицензирования города Москвы, который обеспечивает проведение политики города в области лицензирования, осуществляет лицензирование видов деятельности на территории города.

Принципы осуществления лицензирования:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

2) установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

3) установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

4) установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) гласность и открытость лицензирования;

6) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В законе о лицензировании содержатся нормы, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования отдельных видов деятельности.

Критерии лицензирования (к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами).

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом ю/л или ИП.

Для получения лицензии в общем порядке соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются (копии учредительных документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности).

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом после проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий (решение принимается в срок, не превышающий 45 дней; оформляется актом; о решении уведомляется соискатель; соискатель имеет право обжаловать отказ).

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основания отказа в предоставлении лицензии (наличие в представленных соискателем документах недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя, его объектов лицензионным требованиям и условиям).

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (упрощенный порядок лицензирования возможен только в отношении определенных видов деятельности, например, в отношении деятельности по буксировке морским транспортом, деятельность по перевозке грузов ж/д, морским транспортом и другие).

При упрощенном порядке не проводится проверка возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату в течение 3 дней после представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (в нем указываются – наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма лицензиата (ФИО ИП); лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; ИНН налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии).

Срок действия лицензии начинает течь с момента принятия решения о предоставлении лицензии (не может быть менее 5 лет) (по окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии).

Действие лицензии прекращается со дня окончания срока действия лицензии, принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании письменного заявления лицензиата, а также в иных случаях.

Территориальные границы действия лицензии:

1) деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории РФ;

2) деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться только на территории данного субъекта РФ (на территории иных субъектов – при условии предварительного уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов).

Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий (лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют).

Лицензионный контроль осуществляется лицензирующими органами в отношении соискателей лицензий и лицензиатов (проверка сведений о данных лицах и возможности выполнения (соблюдения) ими лицензионных требований и условий).

Административная ответственность за осуществление лицензируемых видов ПД без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий (административный штраф; административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии); если лицензиат в установленный срок не устранил нарушения – лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии).

Уголовная ответственность (если ПД осуществлялась без лицензии, когда она обязательна, или с нарушением лицензионных требований и условий и этими действиями причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере; наказание – штраф, обязательные работы, арест).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.022 с.)