ТОП 10:

Информация по вопросам вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам



С 1 июля 2010 года вступило в силу «Соглашение таможенного союза по санитарным мерам», принятое Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне Глав Правительств от 11 декабря 2009г. №28. Также приняты документы, определяющие механизм его реализации (утверждены решением Комиссии таможенного союза №299 от 28 мая 2010 г.), формирующие договорно-правовую базу таможенного союза в области санитарных мер:

Этими документами являются:

1. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (Приложение 1);

2. Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (Приложение 2);

3. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (Приложение 3);

4. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)(Приложение 4 и 5).

С 1 июля 2010 года Соглашение таможенного союза по санитарным мерам вступило в силу. Это соглашение сформировало договорно-правовую базу таможенного союза в области санитарных мер.

С 00.00 часов 1 июля 2010 года санитарно-эпидемиологическими органами, учреждениями системы Министерства здравоохранения осуществляется санитарно – карантинный контроль в 22 пунктах пропуска, санитарно-эпидемиологическими учреждениями Белорусской железной дороги - в 14 пунктах пропуска.

В соответствии со ст. 3 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., ввоз подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, через таможенную границу таможенного союза возможен только в пунктах пропуска, где осуществляется государственный санитарно-карантинный контроль. Единый перечень товаров прилагается.

С 1 июля 2010 г. на продукцию, включенную в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) для свободного обращения на территории таможенного союза будет необходимо получать свидетельство о государственной регистрации, оформленное по утвержденной Единой форме.

Государственной регистрации подлежит продукция, впервые изготавливаемая на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию таможенного союза.

Для получения свидетельства о государственной регистрации на подконтрольные товары, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо обратиться в организации, уполномоченные Министерством здравоохранения на осуществление государственной гигиенической регламентации и регистрации.

Работы осуществляются уполномоченными органами Сторон по заявлениям индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (далее – заявители) за их счет.

Обращение продукции, прошедшей государственную регистрацию в Республике Беларусь, на территории Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляется на основании полученного документа (свидетельства о регистрации) без переоформления и без проведения повторных лабораторных исследований (испытаний).

Ввоз товаров, включенных в раздел II Единого перечня, через внешнюю границу таможенного союза и обращение (производство, использование, реализация, другие виды отчуждения) на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии: ·- оригинала свидетельства о государственной регистрации, выполненного на защищенном бланке строгой отчетности или копии свидетельства о государственной регистрации, заверенной печатью органа его или·- копии свидетельства о государственной регистрации, заверенной печатью получателя или·- выписки из Реестра свидетельств о государственной регистрации с указанием реквизитов документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), наименований продукции (товаров), изготовителя, получателя и органа, выдавшего документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров) или·- электронной формой свидетельства о государственной регистрации, заверенной электронной цифровой подписью.

Вместе с тем до 1 января 2012 года документами, подтверждающими безопасность продукции (товаров) на территории таможенного союза могут являться также:·- национальные документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), выданные в соответствии с национальным законодательством до вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам и действующие в пределах срока, но не позднее 1 января 2012 года;·- национальные документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров) на подконтрольные товары, включенные в раздел II Единого перечня товаров, выданные по заявлению производителя или импортера в период с момента вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам, до 1 января 2011 года и сроком действия до 1 января 2012 года.

- для Республики Беларусь – удостоверение о государственной гигиенической регистрации, акт государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

- для Российской Федерации и Республики Казахстан – санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства о государственной регистрации.

Данные документы действуют исключительно на территории Стороны его выдавшей.

На территории Республики Беларусь не допускается реализация продукции (товаров) по санитарно-эпидемиологическим заключениям и свидетельствам о государственной регистрации Российской Федерации и Республики Казахстан, выданным в соответствии с национальным законодательством данных стран.

На продукцию, ранее подлежащую государственной гигиенической регламентации и регистрации и государственной санитарно-гигиенической экспертизе, но не вошедшую в Перечень:

1. Получение свидетельства о государственной регистрации не требуется;

2. Удостоверения о государственной гигиенической регистрации, полученные до вступления в силу Соглашения будут действовать исключительно на территории Республики Беларусь, в пределах указанного в них срока, но не позднее 1 января 2012 года.

3. Акты государственной санитарно-гигиенической экспертизы ранее будут действовать исключительно на территории Республики Беларусь, в пределах указанного в них срока, но не позднее 1 января 2012 года. Заявителем на получение свидетельства о государственной регистрации, является:

-для подконтрольных товаров, изготавливаемых на таможенной территории таможенного союза – производитель указанного товара;

Для подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории таможенного союза – производитель или импортер указанного товара для получения свидетельства о государственной регистрации:

I. на товары, изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, производителем данного товара представляются в уполномоченные органы следующие документы: – заявление;– копии документов, в соответствии с которыми производится продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации, рецептуры, сведения о составе), заверенные заявителем;– копия документа изготовителя, удостоверяющего безопасность и качество исследуемых образцов, заверенная в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится регистрация (для РБ – заявителем); – документ изготовителя (производителя) по применению (эксплуатации, использованию) подконтрольных товаров (инструкция, руководство, регламент, рекомендации) либо его копия, заверенная заявителем (при наличии);– копии этикеток (упаковки) или их макеты на подконтрольные товары, заверенные заявителем; – копии документов о специфической активности биологически активной добавки к пище (для препаратов, содержащих неизвестные компоненты, неофициальные прописи), заверенные заявителем;– акт отбора образцов (проб); – декларации изготовителя (производителя) о наличии генетически модифицированных компонентов, наноматериалов, гормонов, пестицидов в пищевых продуктах;– протоколы исследований (испытаний), научные отчеты, экспертные заключения;– выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

II. на товары, производимые вне таможенной территории таможенного союза, изготовитель или импортер данного товара представляет в уполномоченные органы следующие документы: – заявление;– копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации, рецептуры, сведения о составе), заверенные в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация;– декларации изготовителя (производителя) о наличии генно-инженерно модифицированных организмов, наноматериалов, гормонов, пестицидов в пищевых продуктах;– документ изготовителя (производителя) по применению (эксплуатации, использованию) подконтрольных товаров (инструкция, руководство, регламент, рекомендации) либо его копия, заверенная заявителем (при наличии);– копия документа изготовителя (производителя), удостоверяющего безопасность и качество исследуемых образцов, заверенная в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация; – копии этикеток (упаковки) продукции, заверенные заявителем;– оригиналы или копии документов о специфической активности биологически активной добавки к пище (для препаратов, содержащих неизвестные компоненты, неофициальные прописи), заверенные в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация; – оригиналы или копии документов о токсикологической характеристике препарата (для пестицидов, агрохимикатов, средств защиты и регуляторов роста растений), заверенные в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация; – копия документа, подтверждающего свободное обращение подконтрольных товаров на территории государства изготовителя (производителя), заверенная в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится регистрация, или сведения об отсутствии необходимости оформления такого документа, выданные в соответствии с законодательством государства изготовителя (производителя);– протоколы исследований (испытаний), научные отчеты, экспертные заключения;– копии документов, подтверждающих ввоз образцов подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза, заверенные в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация.

Переводы документов изготовителя (производителя) на иностранных языках должны быть заверены в соответствии с законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация.

Отбор проб и лабораторные исследования подконтрольных товаров для целей оформления свидетельства о государственной регистрации, осуществляются лабораториями уполномоченных органов, аккредитованными (аттестованными) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, в целях установления безопасности подконтрольных товаров в соответствии с Едиными санитарными требованиями.

Образцы продукции, изготовленные вне территории таможенного союза, предназначенные для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью оформления свидетельства о государственной регистрации пересекают внешнюю границу таможенного союза без представления свидетельства о государственной регистрации. При ввозе образцов подконтрольных товаров необходимо представление сопроводительного письма изготовителя (производителя) о том, что указанные образцы им изготовлены (произведены).

Срок действия свидетельства о государственной регистрации устанавливается с момента выдачи до прекращения поставок продукции на территорию таможенного союза, изготовления продукции на таможенной территории таможенного союза, т.е. бессрочно.

При заявлении производителя или импортера за получением свидетельства о государственной регистрации по Единой форме на продукцию, включенную в раздел II Единого перечня, принимаются во внимание документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), выданные до вступления в силу Соглашения, в части соответствия Единым санитарным требованиям. В оформлении документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), может быть отказано в следующих случаях: – несоответствие подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;– если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Стороны, в которой проводится государственная регистрация, а также содержащие недостоверную информацию;– если отсутствуют предусмотренные законодательством Стороны, в которой проводится государственная регистрация, основания для оформления и выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров); – если в отношении подконтрольных товаров и условий их изготовления и оборота не могут быть на современном уровне развития науки установлены требования безопасности, а также отсутствуют методики определения и измерения в продукции и среде обитания человека опасных факторов такой продукции; – наличие информации о случаях вредного воздействия подконтрольных товаров на здоровье человека и среду его обитания при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции.

Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), подлежит замене без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний) в следующих случаях:

- выявление при обращении подконтрольных товаров в документе, подтверждающем безопасность продукции (товаров), ошибок (опечаток), допущенных по вине уполномоченного органа;

- внесение изменений, не касающихся показателей безопасности и качества, состава подконтрольных товаров, их назначения, в нормативные и (или) технические документы, по которым выпускается продукция;

- издание нового нормативного правового акта, содержащего требования к подконтрольным товарам, принятие которого не влечет за собой внесение изменений в показатели гигиенической безопасности, состава продукции.

В указанных выше случаях обращение подконтрольных товаров на время, необходимое для замены документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), не приостанавливается.

Часть 3

Соглашение Таможенного Союза по санитарным мерам

- Подписано в Санкт-Петербурге, 11 декабря 2009 года

Правительства государств – членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – таможенный союз), именуемые в дальнейшем Сторонами,в целях обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, основываясь на Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года, признавая целесообразность проведения согласованной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимая во внимание Международные медико-санитарные правила (2005 г.), Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, принятых по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года в г. Марракеш, Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 года, Соглашение о порядке взаимодействия при гигиенической оценке потенциально опасной продукции, импортируемой в государства – участники Содружества Независимых Государств от 16 апреля 2004 года, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:»документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров)» – документ (санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации), удостоверяющий соответствие продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требованиям безопасности для здоровья человека и выдаваемый уполномоченными органами;»санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)» – деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами таможенного союза и законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;»санитарно-противоэпидемические мероприятия» – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на оценку риска вредного воздействия на человека факторов среды обитания, его устранение или уменьшение, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидацию;»подконтрольные товары» – товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека, пищевые продукты, материалы и изделия, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством государств Сторон;»уполномоченные органы» – органы и учреждения государств Сторон, уполномоченные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Термины, специально не определенные в настоящем Соглашении, используются в значениях, установленных другими международными договорами, заключенными в рамках таможенного союза.

Статья 2

Действие настоящего Соглашения распространяется на лиц, транспортные средства, а также подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее – Единый перечень товаров).Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза проводится в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее – Положение о порядке санитарно-эпидемиологического надзора). На таможенной территории таможенного союза применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее – Единые санитарные требования).В целях выполнения настоящего Соглашения Стороны:- признают результаты работ уполномоченных органов по определению соответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;- принимают согласованные меры, направленные на предупреждение завоза, распространения и ликвидацию на таможенной территории таможенного союза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), опасных для здоровья человека, последствий чрезвычайных ситуаций, а также актов терроризма с применением биологических агентов, химических и радиоактивных веществ;- осуществляют санитарно-противоэпидемические мероприятия по недопущению ввоза на таможенную территорию таможенного союза и оборота опасных для жизни, здоровья человека и среды его обитания подконтрольных товаров.

Статья 3

Стороны осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в отношении лиц, транспортных средств, подконтрольных товаров при перемещении их через таможенную границу таможенного союза в пунктах пропуска государств Сторон, расположенных на таможенной границе таможенного союза. Стороны создают в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза, санитарно-карантинные пункты и принимают меры по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий. Комиссия таможенного союза определяет перечень подконтрольных товаров, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза осуществляется в специально оборудованных пунктах пропуска, определяемых соответствующими Сторонами в соответствии с их законодательством.

Статья 4

Уполномоченные органы обмениваются образцами документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), оформляемых по Единым формам, и перечнями органов и учреждений, осуществляющих их выдачу.

Статья 5

Ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).Стороны признают документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), включенной в Единый перечень товаров, выданные уполномоченными органами по Единой форме и удостоверяющие соответствие продукции (товаров) Единым санитарным требованиям. Документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), оформленные уполномоченными органами до вступления в силу настоящего Соглашения, действуют до истечения срока их действия на территории государства Стороны, выдавшей данный документ. В ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) при выявлении подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям, Стороны принимают меры в соответствии с Положением о порядке санитарно-эпидемиологического надзора. Стороны имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований (испытаний) у уполномоченных органов, выдавших документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), на основании которых выданы данные документы.

Статья 6

Единый перечень товаров, Положение о порядке санитарно-эпидемиологического надзора, Единые санитарные требования и Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), утверждаются решением Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия).Комиссия с даты предоставления ей Сторонами соответствующих полномочий осуществляет ведение документов, указанных в части первой настоящей статьи.Для целей настоящей статьи под ведением документов Комиссией понимается внесение изменений и дополнений в указанные в части первой настоящей статьи документы в установленном порядке, их последующее утверждение и доведение до Сторон. Предложения о внесении изменений и дополнений в документы, указанные в части первой настоящей статьи, вносятся на рассмотрение Комиссии в установленном порядке, в том числе и по предложению уполномоченных органов государств Сторон.

Статья 7

Уполномоченные органы в случаях обнаружения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и (или) распространения на таможенной территории таможенного союза:- инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения;- продукции, опасной для жизни, здоровья человека и среды его обитания,направляют информацию о них, а также о принятых санитарных мерах в Информационную систему Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, создаваемую в соответствии с Соглашением о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 года, и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза, создаваемую в соответствии с Концепцией формирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза, одобренной Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 22.Уполномоченные органы оказывают взаимную научно-методическую и техническую помощь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и информируют друг друга:- о возможных поступлениях подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям;- о каждом случае обнаружения особо опасных инфекционных болезней, представленных в Международных медико-санитарных правилах (2005 г.), и опасной для жизни и здоровья человека продукции.

Статья 8

Уполномоченные органы, при необходимости и по взаимной договоренности, в целях соблюдения законодательства таможенного союза в области санитарных мер и охраны таможенной территории таможенного союза от ввоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), подконтрольных товаров, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводят совместные проверки (инспекции) на территориях государств Сторон, производящих подконтрольные товары, а также для оперативного решения иных вопросов.Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, осуществляется из соответствующих бюджетов государств Сторон, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Статья 9

Стороны имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия в случаях:- ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории государства Стороны;- получения информации от соответствующих международных организаций, от Сторон или государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, о применяемых санитарных мерах и (или) ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации;- если соответствующее научное обоснование применения санитарных мер является недостаточным или не может быть представлено в необходимые сроки;- выявления подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям. Стороны в возможно короткий срок уведомляют друг друга о введении ими санитарных мер, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и их изменениях. При введении одной из Сторон временных санитарных мер другие Стороны принимают необходимые меры и проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивающие надлежащий уровень защиты Стороны, принявшей решение о введении таких мер.

Статья 10

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из Сторон другим Сторонам, любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 11

По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 12

Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждой Стороне заверенную копию.

 

 

Уполномоченные органы

 

Руководитель (его заместитель) уполномоченного органа белорусской Стороныот Министерства здравоохранения Республики Беларусь - Заместитель Министра - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь Качан Валентина Ивановна, служебный телефон 222-69-97.

Органы, уполномоченные Министерством здравоохранения Республики Беларусьс 01 июля 2010г. на осуществление государственной гигиенической регламентации и регистрации и выдавать свидетельства о государственной регистрации:

 

1) Республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении».

2) Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

3) Государственное учреждение «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

4) Государственное учреждение «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

5) Государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

6) Государственное учреждение «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

7) Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии».

8) Государственное учреждение «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

9) Государственное учреждение «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

10) Государственное учреждение «Барановичский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

11) Государственное учреждение «Борисовский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

12) Государственное учреждение «Волковысский районный центр гигиены и эпидемиологии».

13) Государственное учреждение «Лидский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

14) Государственное учреждение «Молодечненский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

15) Государственное учреждение «Новогрудский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

16) Государственное учреждение «Оршанский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

17) Государственное учреждение «Пинский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

18) Государственное учреждение «Полоцкий зональный центр гигиены и эпидемиологии».

19) Государственное учреждение «Слуцкий зональный центр гигиены и эпидемиологии».

20) Государственное учреждение «Солигорский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

21) Учреждение «Мозырский зональный центр гигиены и эпидемиологии».

22) Учреждение «Речицкий зональный центр гигиены и эпидемиологии.

23) Учреждение здравоохранения «Бобруйский городской центр гигиены и эпидемиологии».

24) Учреждение здравоохранения «Кричевский районный центр гигиены и эпидемиологии.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.02 с.)