Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и принципы международного таможенного права.

Поиск

Нельзя не согласиться с Г.В.Матвиенко в том, что «…осуществление национального таможенного регулирования невозможно без учета международных норм и соглашений, их имплементации в национальное законодательство, что в свою очередь обусловило становление новой подотрасли - международного таможенного права».[92]

Международное таможенное право, по мнению К.А.Бекяшева и Е.Г.Моисеева – это система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международного таможенного права в сфере таможенного дела.[93]

Среди ученых нет единого мнения относительно места международного таможенного права. Имеются мнения о том, что международное таможенное право следует относить к международному экономическому праву. Возникают вопросы по поводу отнесения к международному публичному или частному праву. Большая часть ученых в настоящее время все же считает, что международное таможенное право следует считать составной частью международного публичного права. К.А.Бекяшев и Е.Г.Моисеев считают его отраслью международного публичного права.[94] Г.В.Матвиенко полагает, что международное таможенное право пока не обладает всеми признаками отрасли международного права, хотя активно развивается, поэтому считает, что международное таможенное право является формирующейся отраслью международного публичного права, нормы и принципы которого направлены на урегулирование международных отношений в области таможенного дела.[95]

Система международного таможенного права, по мнению Г.В.Матвиенко, также должна подразделяться на Общую и Особенную части. В темах общей части, по мнению Г.В.Матвиенко, необходимо изучать понятие и предмет, принципы и источники международного таможенного права, понятие и структуру международных таможенных отношений, проблемы их правовой регламентации, статус субъектов, в том числе международных экономических и таможенных организаций, их влияние на развитие международных таможенных отношений. Особенная часть должна посвящаться различным этапам международного таможенного процесса (унифицированным правилам таможенного оформления, контроля, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, международной регламентации таможенных режимов), изучению сотрудничества государств по таможенным вопросам в сфере образования таможенных союзов, зон приграничной торговли, транзитных зон, проблемам борьбы с правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела.[96]

К принципам международного таможенного права относят:

- принцип суверенного равенства государств;

- принцип невмешательства во внутренние дела;

- принцип равноправия и самоопределения народов;

- принцип неприменения силы или угрозы силой;

- принцип мирного урегулирования споров;

- принцип нерушимости границ;

- принцип территориальной целостности государства;

- принцип уважения прав человека и основных свобод;

- принцип сотрудничества государств;

- принцип добросовестного выполнения международных обязательств.[97]

Источниками международного таможенного права признаются:

- международные договоры;

- международные обычаи.[98]

Структура международного таможенного правоотношения традиционна, она включает: объект, субъект и содержание правоотношения.

Направления сотрудничества России с международными организациями в таможенной сфере.

В международно-правовом сотрудничестве России в сфере таможенного дела выделяют три направления:

1) в рамках международных организаций;

2) сотрудничество в рамках СНГ;

3) международное сотрудничество с отдельными странами дальнего зарубежья.[99]

В рамках сотрудничества с международными организациями приоритетными следует назвать такие организации как Всемирная торговая организация и Всемирная таможенная организация.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ) в 1994г. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве. В настоящее время в ВТО входят свыше 150 государств мира.[100] В ВТО готовится вступить и Россия. Наша страна решает проблему вступления в ВТО более десяти лет. Однако следует подчеркнуть, что, например, Китаю этот вопрос удалось решить лишь в течение четырнадцати лет, а Саудовской Аравии – двенадцати лет.[101]

Согласно ст.3 Соглашения «Об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)» от 15.04.1994г. г. Марракеш (Марокко)[102] ВТО имеет следующие функции:

- способствует выполнению, применению и действию указанного Соглашения и многосторонних торговых соглашений, содействует осуществлению их целей, а также обеспечивает рамки для выполнения, применения и действия торговых соглашений с ограниченным кругом участников;

- является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений;

- выполняет административные функции в отношении договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

- выполняет административные функции в отношении механизма обзора торговой политики;

- в целях достижения большей согласованности при проведении глобальной экономической политики, ВТО сотрудничает, когда это целесообразно, с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития и связанными с ним агентствами.

Всемирная таможенная организация берет свое начало с вступления в силу в 1952 г. Конвенции таможенного сотрудничества. Первое заседание Совета таможенного сотрудничества (первый состав – 17 европейских стран) состоялось в Брюсселе 26.01.1953 г. В 1994 г. Совет таможенного сотрудничества был реорганизован во Всемирную таможенную организацию. В настоящее время членами данной международной организации являются 176 государств. Сегодня члены Всемирной таможенной организации отвечают за обработку более 98% всей международной торговли. Штаб-квартира находится в Брюсселе.[103] CCCР вошел в состав данной международной организации (тогда еще Совета таможенного сотрудничества) в 1990 г.[104]

Выделяют следующие функции Всемирной таможенной организации:

- изучение вопросов, касающихся таможенного сотрудничества;

- изучение технических аспектов таможенных систем, а также связанных с ними экономических факторов с целью предложения практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия;

- подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными правительствами;

- разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций;

- разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций;

- обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур;

- предоставление заинтересованным правительствам по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам;

- сотрудничество с другими межправительственными организациями.[105]

Основными направлениями международного сотрудничества в таможенной сфере в рамках СНГ является сотрудничество государств-членов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Поскольку Таможенному союзу будет уделено внимание в следующем параграфе данной лекции, остановимся лишь на Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Эта международная организация была создана 10 октября 2000 г., в нее вошли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан.[106]

Органами ЕврАзЭС являются:

- Межгосударственный Совет (высший орган);

- Интеграционный комитет;

- Межпарламентская Ассамблея;

- Суд Сообщества.

Основной целью создания ЕврАзЭС является эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.006 с.)