Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы декларирования.

Поиск

Таможенная декларация – основной документ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, представляет собой документ установленной формы, в котором указываются сведения, необходимые для представления таможенным органам.[162]

Понятие таможенной декларации законодательно закреплено в подп. 27 п.1 ст.11 ТК РФ - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК РФ.

Способ декларирования – это подготовительные действия декларанта, направленные на передачу необходимой информации.[163] Способы разделяют на три группы:

1) подача таможенной декларации;

2) подача документов, приравненных к таможенной декларации;

3) заявление сведений непосредственно декларантом без подачи декларации и необходимых документов. [164]

И.В.Тимошенко выделяет следующие функции декларирования:

- оно призвано обеспечить таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах и транспортных средствах;

- оно служит подтверждением законности совершаемым декларантом действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;

- оно носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.[165]

Формы декларирования – предусмотренные законодательством РФ способы заявления таможенным органам сведений о товарах и (или) транспортных средствах, необходимых для таможенных целей.[166]

Классифицировать формы декларации можно по различным критериям. Во-первых, по самой форме декларирования:

- устная форма, применяемая в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами;

- письменная форма, являющаяся основной формой таможенного декларирования;

- декларирование в форме подачи необходимых для таможенных целей сведений в электронном виде на магнитных носителях информации;

- конклюдентная форма декларирования (т.е. декларирование посредством совершения определенных действий, например, посредством движения физического лица по так называемым «зеленым» и «красным» коридорам в аэропортах международного сообщения).[167]

Помимо И.В.Тимошенко классифицируют декларации по данному принципу на: устную, письменную, электронную и конклюдентную большинство авторов.[168] Однако некоторые ученые считают электронную декларацию разновидностью письменной формы.[169] Затронув вопрос об электронной таможенной декларации, следует отметить, что специалистами в области таможенного права справедливо подчеркивается важность этой формы в последние годы: «…электронное декларирование – это сердцевина всех новых схем организации таможенного оформления и контроля, в том числе и принятых Всемирной таможенной организацией в июне 2005 г. рамочных стандартов безопасности путей поставок и содействия торговле, Поэтому внедрению электронной формы декларирования ФТС России уделяется особое внимание».[170]

По характеру содержащихся в декларациях сведений можно выделить такие виды декларации как:

- полная (содержит все сведения, необходимые, для таможенных целей в зависимости от вида декларации);

- предварительная (подается при процедуре предварительного декларирования до представления товаров (ст.130 ТК РФ) и содержит полные сведения);

- периодическая (подается в соответствии со ст.136 ТК РФ при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом);

- временная (ст.138, 311 ТК РФ, фактически является разновидностью периодической декларации);

- неполная (существует для экономии сроков перемещения товаров, на которые влияет время по сбору необходимых данных, см.: ст.135 ТК РФ).[171]

Относительно упомянутой выше временной таможенной декларации, следует отметить, что в данном случае как ее подвид выделяют дополнительную временную таможенную декларацию – это временная таможенная декларация, подаваемая в дополнение к первоначальной временной декларации, поданной на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом. Применяется, если в течение календарного месяца поставки товаров изменяются условия поставки и (или) количество товаров, указанное в принятой таможенным органом первоначальной временной декларации. Дополнительная временная декларация должна быть подана в течение заявленного месяца поставки.[172]

Таможенные декларации можно классифицировать и по другим критериям, например, некоторые авторы выделяют виды деклараций в зависимости от лица, подающего декларацию на:

- декларации физических лиц;

- декларации юридических лиц.

Порядок декларирования.

Порядок таможенного декларирования предусмотрен главой 14 ТК РФ. Согласно ст.123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам:

- при их перемещении через таможенную границу;

- при изменении таможенного режима;

- в других случаях, установленных ст.ст.183, 184, 247, 391 ТК РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (п.1 ст.124 ТК РФ). Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15 ТК РФ) по выбору декларанта.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации (п.2 ст.124 ТК РФ).

Согласно требованиям п.3 ст.124 ТК РФ в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

1) заявляемый таможенный режим;

2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в ст.16 ТК РФ, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;

4) сведения о товарах:

- наименование;

- описание;

- классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

- наименование страны происхождения;

- наименование страны отправления (назначения);

- описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

- количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;

- таможенная стоимость;

5) сведения об исчислении таможенных платежей:

- ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

- применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

- применение тарифных преференций;

- суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

- установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;

6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) сведения о производителе товаров;

9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (ст.131 ТК РФ);

11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

12) место и дата составления таможенной декларации.

5. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать (п.5 ст.124 ТК РФ).

В ст.125 ТК РФ регламентируется место декларирования товаров. Так, согласно п.1 данной нормы таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только в случаях, перечисленных в п.2 ст.125 ТК РФ.

В качестве декларанта согласно п.1 ст.126 ТК РФ имеют право выступать лица, указанные в ст.16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст.126 ТК РФ.

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу (п.2 ст.126 ТК РФ):

- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;

- иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Права и обязанности декларанта закреплены в ст.127 ТК РФ. Так,при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (ст. 371 и 372 ТК РФ), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ);

- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

- представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ;

- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ;

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

- подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (ст. 131 ТК РФ);

- по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

- уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III ТК РФ.

В ст.129 ТК РФ оговорены сроки подачи таможенной декларации. Согласно п.1 данной нормы, таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК РФ.

Если срок, указанный выше срок, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров (п.2 ст.129 ТК РФ). Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа (п.3 ст.129 ТК РФ).

Принятие таможенной декларации – таможенная операция, заключающаяся в принятии таможенным органом поданной таможенной декларации к таможенному оформлению и контролю. [173]

Согласно п.1. ст.132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:

- таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;

- таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;

- в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (ст.124 ТК РФ);

- таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

- при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с п. 5 ст.131 ТК РФ;

- в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК РФ должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.

С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.3 ст.132 ТК РФ). Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (п.4 ст.132 ТК РФ).

О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган, согласно требованиям п.5 ст.132 ТК РФ, уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.

Согласно ст.133 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.

Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий (п.2 ст.133 ТК РФ):

- если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;

- если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;

- если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима. Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров. При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов (п.1 ст.134 ТК РФ).

По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана им независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим. Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается (п.2 ст.134 ТК РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.009 с.)