Сущность финансовых отношений и их эволюция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансовых отношений и их эволюция



Сущность финансовых отношений и их эволюция

финансовые отношения охватывают две сферы:

· экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной сис теме и правительственных внебюджетных фондах;

· экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

• Финансы выражают денежные отношения, возникающие между субьектами этих отношений(государством, предприятиями, организациями, граждами и т.п.).

• Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны,который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потреб ленных в процессе производства орудий и средств производства.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:

1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей

Таким образом в докапиталистических формациях эпохи феодализма большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

И только в условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобреливсеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распреде ления и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в„ особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать суще ственное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и много численных внебюджетных фондов.

В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций явился одной из мощных форм мобилизации капитала, которая позволила трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.

Сегодня финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Успех деятельности предприятий, независимо от форм собственности, в современных условиях воспроизводства и обострения конкурентной борьбы во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансового менеджмента (т.е. наиболее эффективного управления средствами предприятий).

 

Содержание финансовой политики и его сущность

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развити Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа: 1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества; 2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом; 3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей. финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев. К элементам финансовой политики можно отнести:

налоговую политику

бюджетную политику;

денежно-кредитную политику;

ценовую политику;

таможенную политику;

социальную политику;

инвестиционную политику;

политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

источников формирования доходов государственного бюджета;

приоритетных направлений расходов бюджета;

допустимых пределов разбалансированности бюджета;

° источников финансирования бюджетного дефицита;

° принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РК, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

 

Местные налоги

Органы местного самоуправления в Великобритании имеют два основных источника дохода: субсидии правительства и местные налоги. От 75 до 90 % затрат местных органов финансируется из центрального бюджета.

Основным местным налогом является налог на имущество.

 

Банковская система Китая

Современная банковская система Китая состоит из четырёх типов кредитных организаций, таких как политические банки; банки «большой четвёрки» или государственные кредитные организации; акционерные банки и кредитные кооперативы в небольших городах и сельской местности.

Основной контролирующий и определяющий денежно-кредитную политику страны банк — это Народный банк Китая (НБК). Согласно закона от 18 марта 1995 года Народный банк Китая получил статус Центробанка со всеми вытекающими последствиями. Ещё один орган, осуществляющий функции надзора за остальными банками — это Комитет по контролю за банковской деятельностью.

К политическим банкам относятся: Банк Развития Китая, Сельскохозяйственный банк развития Китая и Экспортно-импортный банк.

Такие кредитные учреждения как Банк Китая, Строительный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая образуют «большую четвёрку» государственных банков Китая.

Остальные кредитные организации можно отнести к третьему и четвёртому типам банковской системы. Главной задачей государственных банков на текущий момент является их реорганизация путём преобразования в акционерные общества с последующим размещением акций на рынке ценных бумаг.

Сочетание административно-командной системы и рыночной экономики в Китае находит своё отражение и в устройстве банковской сферы. Так Центробанк все наиболее значимые решения в области денежно-кредитной политики принимает только с одобрения Госсовета. Он беспрекословно подчиняется Госсовету, а председатель НБК имеет право, по предварительно поданному заявлению в Госсовет, единолично устанавливать процентные ставки и кроме него до последнего момента о принятии очередного решения никто не осведомлён за исключением пары человек из руководства НБК.

 

Подобные решения обоснованы текущими потребностями финансового рынка и отражают положение дел в различных секторах экономики и прежде всего в госсекторе. Такая политика руководства НБК способствовала в 1996 году облегчению кризисного положения госпредприятий путём снижения процентных ставок по кредитам. Правда, одновременно с этим уменьшились и прибыли госбанков.

В теории банки должны получать хорошую прибыль из-за значительной маржи между ставками по кредитам и вкладам, устанавливаемой государством, но на практике отсутствие стимулов для увеличения прибыли у предприятий госсектора приводит к быстрому росту дебиторской задолженности и ухудшению качества кредитных портфелей банков.

Это привело к необходимости создания НБК специального компенсационного фонда для оказания финансовой поддержки банкам, выдавшим кредиты госпредприятиям на льготных условиях. В скором времени планируется прекратить подобную практику выдачи льготных кредитов с целью предотвращения возможной дестабилизации.

Вот лишь некоторые из мер по борьбе с «не выгодными» кредитами: это создание общенациональной базы кредитных историй, совершенствование управления кредитными рисками и переход на международную систему классификации кредитов. Акционерные коммерческие банки подразделяются на общенациональные, национальные и региональные. Центробанк часто использует их в качестве «подопытных кроликов» для отработки нововведений в банковском деле.

Эти банки имеют большую прибыль по сравнению с государственными, так как их деятельность начиналась без большого портфеля неработающих активов. Возможно, государство в будущем станет сдерживать дальнейшее развитие коммерческих банков, чтобы ослабить их конкуренцию с банками «большой четвёрки». Однако современная статистика говорит об обратном, показывая уверенное продвижение вперёд банков такого типа в Китае.

 

Организация финансов США

Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе, операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками.

Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала.

Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. Таких банков в настоящий момент существует 12 штук, они получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений.

Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские предприятия, так и компании из любых других стран мира.

 

Местные налоги

Органы местного самоуправления в Великобритании имеют два основных источника дохода: субсидии правительства и местные налоги. От 75 до 90 % затрат местных органов финансируется из центрального бюджета.

Основным местным налогом является налог на имущество.

 

 

Система страхования Японии

В Японии действует четыре различных типа систем страхования, участие в которых обязательно для всех компаний в соответствии с действующим законодательством; действие этих систем распространяется на всех работников, соответствующих определенным критериям.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Это страхование покрывает профессиональные заболевания и несчастные случаи, которые происходят на рабочем месте или по пути следования на работу или с работы.

Страхование рабочих мест. Это страхование позволяет выплачивать пособия по безработице и обеспечивать стабильность трудоустройства путем предоставления финансовой помощи и выплаты различных субсидий.

Медицинское страхование и страхование расходов по медицинскому уходу. Это страхование покрывает производимые работниками медицинские расходы и расходы по медицинскому уходу.

Пенсионное страхование. Это страхование обеспечивает выплату работникам пенсии по старости, а также пособий на случай потери кормильца или трудоспособности.

Как правило, страхование от несчастных случаев на производстве и страхование рабочих мест совместно именуются «трудовое страхование», а медицинское страхование, страхование расходов по медицинскому уходу и пенсионное страхование работников совместно именуются «социальное страхование».

Каждая вновь учреждаемая компания, которая приступает к найму рабочей силы, обязана присоединиться к перечисленным выше страховым системам путем подачи в соответствующие государственные органы заявок на участие в трудовом и социальном страховании. Уплата страховых премий осуществляется компанией путем удержания соответствующих сумм из заработной платы, выплачиваемой работникам, и перечисления этих сумм на счета соответствующих государственных органов вместе со взносами, подлежащими уплате самой компанией

Компании страхования жизни — крупнейшие владельцы акций и облигаций частных компаний, а также государственных корпораций. Они играют важную роль в вопросах кредитования. В последние годы они активно проникают на страховой рынок США, Канады и других стран. Их число составляет 23 компании.

Государство жестко регламентирует деятельность страховых организаций.

Краткий анализ страхового рынка зарубежных стран показывает, что система страхования каждой из них является составной частью международного страхового рынка.

Вместе с тем оно выступает важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8-12% национального продукта. Аккумулируемые страховыми организациями денежные средства служат источником крупных инвестиций. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний. Российский страховой рынок должен в ближайшие годы влиться составной частью в мировую систему страхования.

В Японии действуют в основном национальные страховщики, доля иностранных компаний в обозримом будущем не превысит 5%.

Основным рисковым видом страхования в Японии является страхование транспортных средств, включающее автотранспортное страхование и обязательное страхование автогражданской от­ветственности (60% объема премии по рисковым видам). Страхование от пожара составляет 16% премии, от несчастных случаев -10,5%.

 

Банковская система Франции

Банковская система Франции – одна из самых успешных банковских систем мира. Главный банк страны был основан еще в 1800 году Наполеоном Бонапартом с целью стабилизации ослабленной экономики. За это время многое изменилось в его структуре, управлении, деятельности. При этом и было достигнуто многое. Самое главное – доверие.

Деятельность Банка Франции прозрачна и доступна для государственной власти. Это достигается за счет того, что Банк самостоятельно проводит оперативную работу и в то же время действует согласно общеэкономического курса страны. Такая система очень эффективна для успешного развития страны в целом. Первые правительственные лица страны участвуют в работе руководящих органов Банка Франции. Это благоприятно влияет на согласованность действий правительства и центрального банка. Банк Франции имеет одну из самых широких сфер деятельности во всем мире.

Помимо традиционных функций выполняемых государственными банками, он еще оказывает услуги и выполняет операции свойственные коммерческим банкам. Также Банк Франции является создателем и организатором информационной службы. Этот опыт является достаточно интересным и весомым в деятельности практически для всех банковских учреждений мира, поскольку такая картотека позволяет владеть полной информацией об участниках финансового рынка, приносит общеэкономическую пользу.

Банк Франции имеет финансовую сеть филиалов, которые осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, осуществляют сбор информации, а также оказывают консалтинговые услуги. Работать в таком банке это скорее надежно, чем престижно. Так сотрудники получают среднею заработную плату, по Французским меркам, ряд социальных и материальных льгот, и приравниваются к госслужащим в случае выхода на пенсию.

Банковская система Франции второго уровня традиционна. Но при этом имеет низкий уровень рентабельности и кредитные рейтинги. Во Франции еще не завершен процесс становления конкурентоспособного банковского рынка. И это вызвано многими факторами. Ведь правительство ориентируется на собственное промышленное развитие, и вполне возможно, что поглощение иностранцами банков страны привело бы к изменению общего курса Франции.

Банковская система Германии

Банковская система ФРГ построена по двухступенчатому принципу и состоит из 3,4 тыс. коммерческих кредитно-финансовых институтов и ЦБ. Кредитные учреждения можно разделить на универсальные и специализированные банки, а в зависимости от их правовой формы на частные, общественно-правовые и кооперативные учреждения.
Частные банки ставят перед собой задачу – достижение прибыли, в то время как целью кооперативных банков является поощрение своих членов. Общественно-правовые кредитные учреждения приобретают широкую сеть филиалов внутри страны и за рубежом.
Группа общественно-правовых комбанков включает в себя 594 сберкассы и 13 земельных банков. Совместно с земельными банками сберкассы образуют единую систему по операциям безналичного расчета. Как правило, сберегательные кассы являются учреждениями общественного права, гарантами которых являются отдельные общины, города и районы. Поле деятельности этих кредитных учреждений распространяется только на территорию их гаранта. Земельные банки являются центральными организациями сберкасс данного региона, которые управляют их оборотными средствами и осуществляют некоторые операции, как например, расчеты с другими странами.
Группу кооперативных банков составляют 2249 кредитных товариществ и 4 кооперативных ЦБ. Для них характерно постепенное превращение из своеобразных касс взаимопомощи для своих членов в универсальные банки, а также укрупнение путем их слияния.
Операции расчетов между отдельными кредитными товариществами проводятся через 4 региональных ЦБ, функции которых примерно соответствуют функциям земельных банков сберкасс.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог земельных участков и коммунальные кредиты. Коммунальные кредиты выдаются федерации, землям, территориальным общинам и прочим учреждениям общественного права. Необходимые для работы финансовые средства ипотечные банки получают за счет продажи на рынке капитала закладных листов и облигаций коммунального займа.
Строительные сберкассы специализируются на финансировании индивидуального строительства по принципу коллективного накопления сбережений. Кроме того, взносы вкладчиков поощряются за счет государственных премий и некоторых налоговых льгот.
Гарантийные банки и кредитные гарантийные общества являются учреждениями взаимопомощи малых и средних предприятий. Основная задача этих учреждений заключается в финансовой поддержке малого бизнеса.
В категорию специализированных банков ФРГ входит 1 банк, хранящий ценные бумаги, задачей которого является рациональное осуществление торговли ценными бумагами.
Во главе банковской системы ФРГ стоит ЦБ, учрежденный законом от 26 июля 1957г. Закон в его нынешней редакции определяет, что ЦБ ФРГ является частью Европейской системы ЦБ.
Основной задачей ЦБ ФРГ является обеспечение стабильности цен и банковская организация платежного оборота внутри страны и с заграницей. В рамках выполнения этой задачи ЦБ ФРГ осуществляет на территории Германии денежную политику ЕСЦБ. ЦБ ФРГ при выполнении своих задач обладает значительной степенью независимости. Он должен поддерживать экономическую политику федерального правительства ФРГ только в той степени, насколько это возможно в рамках выполнения своих функций составной части ЕС ЦБ.
На третьем этапе формирования Европейского экономического валютного союза прерогативой ЕСЦБ стала денежная политика. Основными задачами ЕСЦБ в этом плане являются выработка и реализация европейской денежной политики; проведение валютных сделок; управление валютными резервами стран участниц; обеспечение функционирования платежной системы.

 

Система страхования Франции

В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 10—15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы[3].

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов дополнительных пенсий) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы. Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников

Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др.

Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования. Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле и Союз содействия занятости в промышленности и. Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация. Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. Наряду с этими двумя учреждениями во французской системе страхования по безработице действует также ещё одна организация — Национальное агентство занятости, в круг задач которого входит оказание содействия в поиске работы, информирование о состоянии ситуации на рынке труда и оказание услуг по профессиональной ориентации.

 

Банковская система Японии.

Вся страна густо опутана сетью всевозможных банковских компаний. Получить лицензию на право банковских операций в Японии крайне сложно. Тем не менее, дефицита банков в стране нет.

Главными элементами банковской системы Японии являются около десятка действующих по всей стране крупнейших частных банков, которые называют «городскими банками», более шестидесяти частных местных банков, действующих в масштабах одной префектуры, и три крупных частных банка долгосрочного кредитования.

«Городские банки» обслуживают в основном крупный бизнес, крупнейшие корпорации страны, а местные — предприятия малого и среднего бизнеса. «Городские банки» занимают ключевые позиции в банковской системе страны. На их долю приходится более 20% суммы всех имеющихся в частных банках Японии депозитов. Во всех «городских» и местных частных банках любой гражданин страны может получить кредит и хранить свои сбережения.

Банки долгосрочного кредитования, первый из которых был создан в начале XX в., играют первостепенную роль в экономике Японии, целенаправленно выделяя долгосрочные кредиты предприятиям наиболее приоритетных отраслей индустрии. Сейчас они занимаются преимущественно финансированием компаний в тех сферах бизнеса, которые связаны с высокой степенью финансового риска.

Особую роль в банковской системе страны играет Банк Японии, который является центральным банковским учреждением страны. Банк Японии управляет всей банковской системой страны, включая и государственные банки. В Японии их насчитывается 11, точнее — 2 банка и 9 банковских корпораций.

Японское банковское законодательство определяет четыре главные функции Банка Японии:

1) функция денежной эмиссии;

2) функция банка банков;

3) функция осуществления связей между правительством и частным сектором;

4) функция разработки и проведения денежно-кредитной политики, в том числе посредством осуществления трех вышеперечисленных функций.

В прямом подчинении Банка Японии находятся и частные банковские компании. Банковская картина Японии будет неполной, если не упомянуть о почтово-сберегательных кассах, которые призваны аккумулировать мелкие сбережения населения. Те же функции выполняют и крупные «городские банки», местные и другие банки, но японские сберкассы при почтовых отделениях, предоставляют физическим лицам гораздо больший набор услуг, чем частные банки, позволяют на более выгодных условиях человеку среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения.

Еще больший набор услуг предлагают «профессиональные банки». Для своих участников эти банки предоставляют гораздо более высокие проценты по депозитам и более выгодные условия кредитования. «Сельхозбанки» и «раббанки» представляют собой фактически отделения соответствующих профессиональных кооперативов, главной целью которых является предоставление банковских услуг людям определенной профессиональной принадлежности.

На сегодняшний день Япония обладает одной из самых развитых в мире систем «электронных банков» — в стране насчитывается более 100 тыс. электронных банковских аппаратов.

Торговые и промышленные компании, впервые допущенные к банковскому делу, создают новое поколение розничных банков.

 

Банковский сектор

В Китайской Народной Республике действует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а на втором - специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. Изначально на НБК были возложены следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Политические банки — это специализированные банки, которые выдают денежные средства для поддержки государственной экономической политики. В настоящее время к таковым относятся три банка. Государственный банк развития, Банк Китая по развитию сельского хозяйства, Импортно-экспортный банк.

Коммерческие банки — основа китайской финансовой системы. Они делятся на две группы. Первая — это государственные коммерческие банки.

Вторая группа коммерческих банков — это акционерные коммерческие банки.

Городские банки. Их главной задачей является выдача кредитов для поддержки и развития инфраструктуры города. Другие финансовые учреждения Китая включают городские и сельские кредитные кооперативы, сельские коммерческие банки, инвестиционные трасткомпании, финансово-кредитные компании, иностранные банки и т.д.

Фондовый рынок.

Китайский фондовый рынок -единственный в мире, на котором подавляющее большинство обращающихся акций, по сути, являются акциями государственных компаний, преобразованных в ходе проведения реформ в акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

Сначала создание фондового рынка не преследовало никаких целей, кроме проведения эксперимента, с тем что бы выяснить, какую пользу может принести введение этого немаловажного элемента рыночной экономики для развития КНР.

Характерной чертой фондового рынка Китая является его сегментированность. Всего существует 6 типов акций китайских компаний - A, B, C, H, L и N.

Акции типа "A" соответствуют акциям, которые в большинстве стран мира называются обыкновенными. Владельцы акций типа <В> обладают теми же правами и обязательствами, что и держатели акций типа <А>. Единственная отличительная черта этих бумаг - их могут свободно приобретать нерезиденты. Акциями типа "С" могут владеть исключительно юридические лица - государственные учреждения и госпредприятия. Акции типа "H", "N" и "L" представляют собой акции китайских компаний, обращающиеся на Гонконгской, Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах соответственно. Этими типами акций могут владеть исключительно нерезиденты КНР.

Страховой ранок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.066 с.)