Сущность финансов и финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансов и финансовой политики



Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.

При этом субъекты обладают разной юридической силой, т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них – государство – наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных видов деятельности и др. Назначение денежных средств – обеспечение расширенного воспроизводства.

Финансы – это денежные отношения, но не все денежные отношения – суть финансы. Денежные отношения возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;

страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

По содержанию финансовая политика предполагает:

разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

налоговой политики;

бюджетной политики;

денежно-кредитной политики;

ценовой политики;

таможенной политики;

социальной политики;

инвестиционной политики;

политики в области международных финансов.

 

Система налогобложения Великобритании

Налоги играют основную роль (около 90 в формировании доходной части английского государственного бюджета. Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.

Общегосударственные налоги:

1) Основное место занимает подоходный налог с населения - 28% всех доходов:

- доходы от недвижимости,

- доходы от продажи государственных ценных бумаг,

- доходы от производственно-коммерческой деятельности,

- заработная плата и пенсии,

- другие доходы.

2) Страховые взносы работающих и работодателей на социальное страхование - 20%,

3) НДС - 15% всех доходов бюджета Великобритании.

4) Налог на прибыль корпораций - 11% всех доходов. Ставка 35%.

5) Акцизы, налог с наследства и дарения, таможенные пошлины, при продаже автомашин - налог на автотранспорт, налог на газ.

6) Неналоговые поступления от государственных предприятий - 7%.

Местные налоги: налог на имущество, муниципальный налог и налог на объекты хозяйственной деятельности.

Государственная система включает: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды (83% всех аккумулированных государственной финансовой системой ресурсов), финансы местных органов власти (бюджеты и внебюджетные фонды - 11% всех фондов государственной финансовой системы), финансы корпораций.

Государственный бюджет состоит из 2-х частей:

- консолидированный фонд (включает текущие поступления средств и их расходование: ежегодно утверждаемые расходы и фонд постоянных расходов);

- национальный фонд займов (входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала).

Налоги общегосударственного значения

Из налогов общегосударственного значения наибольшее распространение получили прямые налоги (в 1999 г. 49 % всех общегосударственных налоговых поступлений): подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство.

Впервые подоходный налог пытались ввести в Англии в 1449 г. Но это привело к восстанию в графстве Кент, и король был вынужден обезглавить главного сборщика налогов и отменить налог.

Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога - 20%

Налог на капитал (или прирост капитала) взимается при реализации некоторых видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты, облигации и др.).

Налогом на наследство облагается имущество, полученное по завещанию, а также завещанные дары, переданные в течение семи лет после смерти.

Косвенные налоги в системе налогообложения Великобритании составляют меньшую долю, чем прямые (около 30 % всех налоговых поступлений). Главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка НДС - 17,5 %. Пониженная ставка, 5 %, применяется для домашнего топлива и энергии, а также энергосберегающих материалов, используемых в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе.

Второе место в группе косвенных налогов Великобритании занимают акцизы.

Местные налоги

Органы местного самоуправления в Великобритании имеют два основных источника дохода: субсидии правительства и местные налоги. От 75 до 90 % затрат местных органов финансируется из центрального бюджета.

Основным местным налогом является налог на имущество.

 

 

Система страхования Японии

В Японии действует четыре различных типа систем страхования, участие в которых обязательно для всех компаний в соответствии с действующим законодательством; действие этих систем распространяется на всех работников, соответствующих определенным критериям.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Это страхование покрывает профессиональные заболевания и несчастные случаи, которые происходят на рабочем месте или по пути следования на работу или с работы.

Страхование рабочих мест. Это страхование позволяет выплачивать пособия по безработице и обеспечивать стабильность трудоустройства путем предоставления финансовой помощи и выплаты различных субсидий.

Медицинское страхование и страхование расходов по медицинскому уходу. Это страхование покрывает производимые работниками медицинские расходы и расходы по медицинскому уходу.

Пенсионное страхование. Это страхование обеспечивает выплату работникам пенсии по старости, а также пособий на случай потери кормильца или трудоспособности.

Как правило, страхование от несчастных случаев на производстве и страхование рабочих мест совместно именуются «трудовое страхование», а медицинское страхование, страхование расходов по медицинскому уходу и пенсионное страхование работников совместно именуются «социальное страхование».

Каждая вновь учреждаемая компания, которая приступает к найму рабочей силы, обязана присоединиться к перечисленным выше страховым системам путем подачи в соответствующие государственные органы заявок на участие в трудовом и социальном страховании. Уплата страховых премий осуществляется компанией путем удержания соответствующих сумм из заработной платы, выплачиваемой работникам, и перечисления этих сумм на счета соответствующих государственных органов вместе со взносами, подлежащими уплате самой компанией

Компании страхования жизни — крупнейшие владельцы акций и облигаций частных компаний, а также государственных корпораций. Они играют важную роль в вопросах кредитования. В последние годы они активно проникают на страховой рынок США, Канады и других стран. Их число составляет 23 компании.

Государство жестко регламентирует деятельность страховых организаций.

Краткий анализ страхового рынка зарубежных стран показывает, что система страхования каждой из них является составной частью международного страхового рынка.

Вместе с тем оно выступает важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8-12% национального продукта. Аккумулируемые страховыми организациями денежные средства служат источником крупных инвестиций. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний. Российский страховой рынок должен в ближайшие годы влиться составной частью в мировую систему страхования.

В Японии действуют в основном национальные страховщики, доля иностранных компаний в обозримом будущем не превысит 5%.

Основным рисковым видом страхования в Японии является страхование транспортных средств, включающее автотранспортное страхование и обязательное страхование автогражданской от­ветственности (60% объема премии по рисковым видам). Страхование от пожара составляет 16% премии, от несчастных случаев -10,5%.

 

Банковская система Франции

Банковская система Франции – одна из самых успешных банковских систем мира. Главный банк страны был основан еще в 1800 году Наполеоном Бонапартом с целью стабилизации ослабленной экономики. За это время многое изменилось в его структуре, управлении, деятельности. При этом и было достигнуто многое. Самое главное – доверие.

Деятельность Банка Франции прозрачна и доступна для государственной власти. Это достигается за счет того, что Банк самостоятельно проводит оперативную работу и в то же время действует согласно общеэкономического курса страны. Такая система очень эффективна для успешного развития страны в целом. Первые правительственные лица страны участвуют в работе руководящих органов Банка Франции. Это благоприятно влияет на согласованность действий правительства и центрального банка. Банк Франции имеет одну из самых широких сфер деятельности во всем мире.

Помимо традиционных функций выполняемых государственными банками, он еще оказывает услуги и выполняет операции свойственные коммерческим банкам. Также Банк Франции является создателем и организатором информационной службы. Этот опыт является достаточно интересным и весомым в деятельности практически для всех банковских учреждений мира, поскольку такая картотека позволяет владеть полной информацией об участниках финансового рынка, приносит общеэкономическую пользу.

Банк Франции имеет финансовую сеть филиалов, которые осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, осуществляют сбор информации, а также оказывают консалтинговые услуги. Работать в таком банке это скорее надежно, чем престижно. Так сотрудники получают среднею заработную плату, по Французским меркам, ряд социальных и материальных льгот, и приравниваются к госслужащим в случае выхода на пенсию.

Банковская система Франции второго уровня традиционна. Но при этом имеет низкий уровень рентабельности и кредитные рейтинги. Во Франции еще не завершен процесс становления конкурентоспособного банковского рынка. И это вызвано многими факторами. Ведь правительство ориентируется на собственное промышленное развитие, и вполне возможно, что поглощение иностранцами банков страны привело бы к изменению общего курса Франции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.021 с.)