Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности.

Поиск

Перечень вопросов к зачету

по дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности»

на 2015-2016 учебный год

1. Понятие, цели и содержание экономической деятельности.

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Цель экономической деятельности людей – нахождение наиболее эффективных способов удовлетворения их безграничных потребностей ограниченными ресурсам

2. Субъекты экономической деятельности.

Субъектами экономической деятельности являются любые дееспособные лица (физические, юридические), а также публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Кроме того, в состав субъектов входят коллективные образования без статуса юридического лица (финансово- промышленные группы, холдинги, внешне обособленные подразделения и др.).

3. Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в Ст. 2 ГК РФ.Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.Признаки предпринимательской деятельности:1) Систематичность, то есть осуществление деятельности за определенной период времени. Применяют такие критерии как: доля прибыли от деятельности в общих доходах лица, размеры прибыли и получение ее определенное количество раз за определенный срок времени.2) Самостоятельность, которая делится на организационную и имущественную. Первая отражает возможность принимать самостоятельные решения в процессе деятельности. Вторая же является наличием обособленного имущества предпринимателя для осуществления деятельности. 3) Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Ее пределы зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.4) Легализованный характер. Наличие специального субъекта, зарегистрированного в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).5) Направленность на систематическое получение прибыли. 6) Извлечение дохода от определенной деятельности. Например, оказание услуг или продажа товаров. 7) Профессионализм, то есть наличие определенных знаний у предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности: 1) По форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;2) По количеству участников: индивидуальная, коллективная;3) По характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

 

Административно-правовое регулирование экономической деятельности.

Административно-правовые нормы, регламентирующие отношения в экономической сфере, занимают значительное место в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в Федеральных законах от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и во многих других. Особое значение в сфере административно-правового регулирования экономической деятельности имеют Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный, Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Жилищный кодексы РФ.Важное значение имеет государственная поддержка инвестиционных проектов. Правительство РФ утвердило Положение об Инвестиционном фонде РФ, установив порядок формирования Фонда, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерстваВажную роль в сфере административно-правового регулирования призван играть КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за административные правонарушения в конкретных отраслях народного хозяйства страны.Наряду с законодательными актами, на основании во исполнение их норм действуют утверждаемые, как правило, Правительством РФ положения о соответствующих федеральных министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах, а также нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по отдельным вопросам развития отраслей экономики, по реализации конкретных форм и методов стимулирования развития рыночных отношений, предпринимательства, охране прав и законных интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.Важное значение для регулирования экономических отношений имеют утверждаемые Правительством РФ на федеральном уровне и высшими исполнительными органами субъектов РФ на региональном уровне целевые программы социально-экономического развития отдельных регионов, территорий, отраслей производства.В организации экономической жизни России особую роль выполняют финансовые планы развития страны в целом и ее субъектов, получающие законодательное закрепление в ежегодных федеральных законах о федеральном бюджете и законе субъекта РФ о бюджете данного субъекта.Правовое регулирование в сфере экономики включает также систему подзаконных нормативных правовых актов федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами управления в указанной сфере

 

Карагозян

Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации.

- Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства местных бюджетов. Муниципальная собственность является главной составной частью экономической основы местного самоуправления.В состав муниципальной собственности входят муниципальное имущество, включая муниципальные земли и другие природные ресурсы, имущество муниципальных предприятий и учреждений, средства местных бюджетов, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Коммерческие организации

Коммерческими являются организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками. А организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества подразделяются на акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (унитарные и казенные). Некоммерческие организации

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.

 

Каминская

Волков

24. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности.

Перечень вопросов к зачету

по дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности»

на 2015-2016 учебный год

1. Понятие, цели и содержание экономической деятельности.

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Цель экономической деятельности людей – нахождение наиболее эффективных способов удовлетворения их безграничных потребностей ограниченными ресурсам

2. Субъекты экономической деятельности.

Субъектами экономической деятельности являются любые дееспособные лица (физические, юридические), а также публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Кроме того, в состав субъектов входят коллективные образования без статуса юридического лица (финансово- промышленные группы, холдинги, внешне обособленные подразделения и др.).

3. Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в Ст. 2 ГК РФ.Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.Признаки предпринимательской деятельности:1) Систематичность, то есть осуществление деятельности за определенной период времени. Применяют такие критерии как: доля прибыли от деятельности в общих доходах лица, размеры прибыли и получение ее определенное количество раз за определенный срок времени.2) Самостоятельность, которая делится на организационную и имущественную. Первая отражает возможность принимать самостоятельные решения в процессе деятельности. Вторая же является наличием обособленного имущества предпринимателя для осуществления деятельности. 3) Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Ее пределы зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.4) Легализованный характер. Наличие специального субъекта, зарегистрированного в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).5) Направленность на систематическое получение прибыли. 6) Извлечение дохода от определенной деятельности. Например, оказание услуг или продажа товаров. 7) Профессионализм, то есть наличие определенных знаний у предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности: 1) По форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;2) По количеству участников: индивидуальная, коллективная;3) По характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

 

Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности.

(Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности закреплен в таких законодательных актах, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 фев­раля 1998 г. № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41‑ФЗ «О производственных ко­оперативах», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161‑ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74‑ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190‑ФЗ «О финансово‑промышленных группах».) Юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и иных документах организации, определяющих порядок ведения ее дел.Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.
Гражданский кодекс в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.
Законом установлено, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК); на основании устава - акционерные общества (ст. 98 ГК);общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. 89, 95 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст. 108, 116 ГК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК), фонды (ст. 118 ГК), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(34)).Обратимся к характеристике правового статуса предпринимателя. Основополагающим для определения этого статуса является положение Конституции Российской Федерации, согласно которому "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" Конституция Российской Федерации. М., 2010. С. 11.Что касается правового статуса индивидуального предпринимателя, то в силу двойственности положения ИП и природа его статуса также двойственна – с одной стороны ИП участвует в хозяйственной деятельности, но при этом никакого хозяйствующего субъекта не образует. Поэтому перечень прав гражданина, получившего статус ИП, имеет свои особенности – это:Самое главное право, которое дает статус ИП – это право вести предпринимательскую деятельность.При этом существуют ограничения на виды деятельности, доступные для ИП, например, ИП не может заниматься реализацией алкогольной продукцией или частной охранной практикой. Поэтому если вы планируете начать деятельность в таких сферах, вам придется регистрировать ООО.Правовой статус индивидуального предпринимателя не предполагает разделения имущества гражданина на участвующее или не участвующее в хозяйственной деятельности. Это имеет как преимущества (например, можно использовать личный автомобиль для получения дохода), так и недостатки –в случае неисполнения обязательств перед кредиторами в счет уплаты долгов возможно изъятие собственности ИП как физ. лица (того же автомобиля, квартиры, земельных участков) даже если эта собственность не использовалась в предпринимательской деятельности.ИП обязан своевременно оплачивать налоги в соответствии с выбранной формой налогообложения, а также вносить обязательные взносы в ПФР.При наличии работников ИП обязан выступать в роли их налогового и страхового агента и вносить за них плату в соответствующие бюджетные фонды.В случаях судебных разбирательств в отношении лиц, имеющих правовой статус индивидуального предпринимателя, первое, что необходимо сделать – определить в качестве кого действовал гражданин в момент правонарушения – как ИП или как физическое лицо. В зависимости от сделанного определения, судебное дело передается либо в арбитражный, либо в суд общей юрисдикции.В ряде регионов индивидуальные предприниматели пользуются поддержкой со стороны местных органов власти и получают определенные льготы, направленные на развитие малого бизнеса.

 

5. Правовое регулирование экономической деятельности.

Правовое регулирование представляет собой “единство социологического, нормативного и практического аспектов”. Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона “схватывается” назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении.
Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей.Основные направления развития правового регулирования на современном этапе:разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);
установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

 

6. Конституционно-правовые основы организации экономической деятельности в Российской Федераци и.

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений, участниками выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.«В Российской Федерации, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 8), - гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».В Российской Федерации также действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке или повышение цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т. д.Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, аценок;повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров кругу продавцов или покупателей.Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов закон предусматривает осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений,- предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов.Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве.Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах -частной, государственной, муниципальной и др.В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции указывается (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ. Они могут образовывать общую совместную или долевую собственность путем добровольного объединения своих земельных долей, но законодательно это не закреплено.Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России заложены основы рыночной экономики. Главное, что формируется принципиально иная экономика, система экономических отношений.Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.В Российской Федерации отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, изданными в пределах их полномочий. I

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.27.141 (0.01 с.)