Ценностные начала налогового права и правовые пределы налоговой политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные начала налогового права и правовые пределы налоговой политики государства



 

1.1. Исторический метод – историко-правовой – появление налога как инструмента, посредством которого парламент санкционирует изъятие денежных средств из частной собственности лиц - налогоплательщиков, которым принадлежат частные денежные фонды, для формирования публичных денежных фондов – бюджетов за счет перечисления в них указанных денежных средств. Поэтому единственной правовой формой установления налога является закон как акт парламента, право собственности первично, охраняется государством и может быть ограничено только законом как актом парламента путем определения в нем всех существенных элементов налогового обязательства. Какие-либо иные исторические формы обязательных платежей, существовавшие до парламентаризма, неприемлемы.

1.2. Сравнительный метод – сравнительно-правовой – 4 базовых модели системы налогов в мире в зависимости от ролей различных видов налогов в бюджетных доходах:

Англосаксонская модель, в которой превалируют прямые налоги;

Евроконтинентальная модель, в которой превалируют социальные налоги и значительное место занимают косвенные налоги (НДС – европейское изобретение: Франция – родина НДС, далее он распространился по всей Европе (6 директива ЕС по НДС, которая была взята за основу при подготовке проекта главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»);

Латиноамериканская модель, в которой превалируют косвенные налоги, так как их юридическая конструкция позволяет защитить бюджет от инфляции;

Российская модель, в которой превалируют природноресурсные налоги, но ситуация будет изменяться из-за тенденции к снижению природноресурсной ренты.

Смешанная модель предусматривает диверсифицированную структуру налоговых доходов, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида либо группы доходов.

1.3. Социологический метод предусматривает необходимость обеспечения баланса публичных и частных интересов в налоговом праве при сбалансированности бюджета, устойчивом и прогрессивном социально-экономическом развитии.

2.Понятие налоговой политики государства и приемы реализации в праве налоговой политики государства

Налоговая политика – выработка и реализации официальной позиции государства по следующим основным вопросам: 1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и, в частности, в помощью налогов; 2) как эта сумма должна распределяться между социальными группами и между отраслями экономики; 3) как эта сумма должна распределяться между отдельными налогоплательщиками.

 

3 элемента приемов реализации в праве налоговой политики государства:

- правовое регулирование налогообложения, направленное на развитие производительных сил в рост промышленного производства, экономическое развитие в прирост ВВП;

- приоритеты в выборе субъектов и объектов налогообложения;

- учет индивидуальной способности к уплате налога.

 

Экономическая (объективная) предпосылка налоговой политики:

Кривая Лаффера;

Политическая (субъективная) предпосылка налоговой политики:

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию

и Основные направления налоговой политики Правительства РФ.

 

Тенденции налоговой политики современной России:

Временное снижение ставок и количества налогов при фактической открытости и тенденции к расширению системы обязательных платежей; которые должны быть названы налогами и учтены в системе налогов. Причина – сокращение спроса на природные ресурсы и тенденция к снижению природоресурсной ренты.

Неопределенность и карательность сохраняется.

Бремя доказывания в налоговых спорах переносится с налогового органа на налогоплательщика.

Защита прав налогоплательщиков перенесена из судебной системы в систему налоговых органов. С одной стороны, по существу спора судебная практика складывается, главным образом, не в интересах налогоплательщиков, так как позитивные тенденции в судебной практике учитываются налоговыми органами при урегулировании спора в системе налоговых органов. С другой стороны, закрепилась позитивная тенденция удовлетворения заявленных требований о возмещении расходов на восстановление нарушенных прав в суде в размере, приближенном к фактическим затратам на ведение дела в суде.

 

3.Ценностные начала налогового права и правовые пределы налоговой политики государства в конституционных принципах налогообложения и сборов – правовых позициях конституционного суда по вопросам налогообложения и сборов с учетом их универсального значения:

- принципы, обеспечивающие реализацию основ конституционного строя - государственного и общественного устройства: публичной цели, приоритета финансовой цели в налогообложении, ограничения специализации налогов, установления их только законом, ограничения форм, специальная процедура налогового законотворчества, единства налоговой системы с разграничением налоговых полномочий между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями;

- принципы, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина: всеобщность, соразмерность, юридическое и фактическое равенство налогообложения.

 

4. Понятие фискально-правовой техники;

5. Классификация приемов фискально-правовой техники;

6. Характеристика отдельных приемов фискально-правовой техники;

7. Презумпции и фикции в налоговом праве;

1. Понятие фискально-правовой техники

Фискальная техника – это экономическое понятие - система приемов налогообложения;

Фискально-правовая техника – это правовое понятие – система приемов правового регулирования налоговых отношений.

С учетом того, что

налог – это обязательное и принудительное индивидуально-безвозмездное изъятие имущества в денежной форме (денежных средств), принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, т.е. изъятие собственности налогоплательщика,

фискально-правовая техника – это система приемов такого изъятия, которые регулируются налоговым правом и определяются в налоговом законодательстве.

Фискально-правовая техника – это методы определения элементов юридического состава налога и налогового контроля за их реализацией в налоговом правоотношении с применением обеспечивающих такую реализацию мер принуждения либо иных способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Фискально-правовая техника является цивилизационной и культурной ценностью, искусством налогообложения, предполагающим определенность, исключающую двусмысленность либо иную множественность смыслов, правовых конструкций, которые аналогичны правовым конструкциям гражданского права. В отличие от гражданского права, в котором имущественные отношения являются индивидуально-возмездными и добровольными, т.к. основаны на равноправии их субъектов, в налоговом праве имущественные отношения таковыми не являются, так как налог - индивидуально- безвозмездный и принудительный платеж, в то время как источники налоговых изъятий, т.е. объекты налогообложения, центральное место среди которых отводится доходу, и источники информации о них, находятся у налогоплательщиков (в их руках). Такая ситуация порождает 2 проблемы:

· проблему справедливости и экономического основания налога для целей общественного благосостояния и экономического развития;

· проблему правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налога для целей бюджетной обеспеченности.

Приемы фискально-правовой техники используются для решения указанных проблем.

 

 

Правовые пределы фискально-правовой техники:

 

1. Применение приемов фискально-правовой техники не должно ограничивать гражданский оборот и свободу предпринимательской деятельности;

2. Приемы фискальной техники должны быть адекватны целям правового регулирования.

 

2. Классификация приемов фискально-правовой техники

 

2 группы приемов фискально-правовой техники:

 

1. Юридические приемы конструкции (элементов юридического состава) налогов;

2. Юридические приемы налогового контроля и принуждения в налоговой сфере.

 

3.Характеристика отдельных приемов фискально-правовой техники (в частности, презумпции и фикции в налоговом праве)

 

1. Юридические приемы конструкции (элементов юридического состава) налогов:

 

1) Разделение налогоплательщика и иного лица, включенного в правовой механизм уплаты налога с учетом конструкции элементов юридического состава налога (налогоплательщик - носитель налогов в косвенных налогах; налогоплательщик – налоговый агент для удержания налога у источника выплаты при расчетах с физическими лицами и с иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, при выплате дивидендов российским юридическим лицам (есть в действующем налоговом законодательстве, но есть и проблемы с разделением в правоприменительной и судебной практике);

2) Налогообложение по внешним признакам (налог на игорный бизнес, ЕНВД в действующем налоговом законодательстве, но проявляется тенденция к отходу от этого приема);

3) Солидарное налогообложение (оффшоры, холдинги, акцизы при совместной деятельности, консолидированная группа налогоплательщиков в действующем налоговом законодательстве);

4) Отбрасывание оболочки юридического лица (налогообложение фактического бенефициара в соглашениях об избежании двойного налогообложения, взыскание налогов с основных (преобладающих, участвующих) компаний по задолженности зависимых (дочерних) компаний и наоборот в п. 2 ч. 2 ст. 45 НК РФ);

5) Договорные формы налогообложения (СРП, инвестиционный налоговый кредит в действующем налоговом законодательстве).

 

2. Юридические приемы налогового контроля и принуждения в налоговой сфере:

1) Контроль доходов по расходам (в действующем налоговом законодательстве отсутствует, однако попытка его использования в отношении крупных покупок физических лиц была предпринята в ст.ст. 86.1 – 86.3 НК РФ, которые отменены);

2) Получение информации от третьих лиц (нотариусов, регистрирующих и лицензирующих органов (ст. 85 НК РФ), банков (ст. 86 НК РФ));

3) Определение налогового обязательства на основании данных аналогичных налогоплательщиков (п. 7 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

4) Возможность расчета налога на основании рыночных цен (правила трансфертного ценообразования в НК РФ);

5) Право на выкуп казной имущества при занижении суммы налога в налоговой декларации по стоимости товара, указанной в налоговой декларации (в действующем налоговом законодательстве отсутствует);

6) Специальный документ налогового учета (счет-фактура с введением контрагента, заинтересованного в его получении в ст. 169 НК РФ);

7) Определение результатов предпринимательской деятельности по затратам на ее ведение (например, при производстве неучтенной произведенной продукции по расходу электроэнергии, может быть использован при применении расчетного метода (п. 7 ч. 1 ст. 31 НК РФ));

8) Технические приемы (ККМ, электронные счета-фактуры, электронная отчетность).

 

Универсальные приемы, относящиеся к 2 группам юридических приемов фискально-правовой техники одновременно:

Использование юридических презумпций - прямо или косвенно закрепленных в законодательстве обязательных суждений, имеющих вероятностную природу, о наличии или отсутствии нормативных или фактических оснований для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей, направленных на достижение целей правового регулирования – опровержимые и неопровержимые (обложение гражданско-правовых санкций по договору НДС как выплат, связанных с реализацией) и фикций - заведомо ложных положений, которые объявляются истинными для достижения целей правового регулирования (бывшие граждане США признаются налоговыми резидентами США в течение 10 лет со дня утраты ими гражданства США).

Презумпции добросовестности как способ решения проблемы злоупотребления правом в налоговых правоотношениях (во Франции закреплен общий принцип, в Великобритании - специальные правила, в Германии - общее правило: налоговая обязанность не может быть отклонена или уменьшена злоупотреблением формами института гражданского права, в России в законодательстве закрепляются специальные правила, а на практике применяются критерии обоснованности налоговой выгоды), невиновности, знания законодательства (определенность путем толкования, вступление в силу после обнародования, выполнение письменных разъяснений уполномоченных органов как основание для неприменения санкций за нарушения налогового законодательства), законности нормативного и индивидуального правового акта принятого компетентным органом с соблюдением установленного порядка его принятия и вступления в силу, облагаемости с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога при установлении и определении элементов юридического состава налога.

Фикции ограничены и должны быть прямо предусмотрены законодательством в исключительных случаях.

 

Презумпция добросовестности налогоплательщика (Постановление КС РФ от 12.10.1998 № 24-П, Определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О) как обоснованности его налоговой выгоды (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53) превалирует в настоящее время.

8. Понятие толкования норм законодательства о налогах и сборах;

9. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах;

10. Аналогия в налоговом праве;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.033 с.)