Поэтому акцизы называются одноступенчатыми косвенными налогами.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтому акцизы называются одноступенчатыми косвенными налогами.



 

2.Предметы обложения акцизами и объект обложения

Предметы обложения акцизами – подакцизные товары:

1) этиловый спирт, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 %, спиртосодержащая продукция, не являющаяся алкогольной, с объемной долей этилового спирта более 9 %;

2) табачная продукция;

3) легковые автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

4) автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, печное бытовое топливо, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

 

Объект обложения

1) реализация подакцизных товаров внутри страны как с переходом права собственности, так и при отсутствии перехода права собственности, то есть для собственных нужд, не связанных с использованием для производства подакцизных товаров;

2) получение в собственность подакцизного сырья для производства в случаях, прямо предусмотренных НК РФ: приобретение права собственности при условии оприходования денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; приобретение права собственности при условии оприходования прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;

3) ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров.

 

3.Порядок определения налоговой базы и уплаты акцизов

 

Налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от ставки акциза:

1) Если ставка акциза, применяемая к подакцизному товару, определяется в твердой сумме, то есть является твердой или специфической, то налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) Если ставка акциза, применяемая к подакцизному товару, определяется в процентах, то есть является адвалорной, то налоговая база определяется как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен либо средних цен реализации в предыдущем налоговом периоде без учета акциза и налога на добавленную стоимость;

3) Если ставка акциза, применяемая к подакцизному товару, является комбинированной, то есть состоит из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, то налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки

Условием отдельного определения налоговой базы по каждому из видов подакцизных товаров и применения дифференцированных ставок является раздельный учет, а его отсутствие является основанием для применения максимальной налоговой ставки.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой акциза по облагаемым акцизам операциям и суммой акциза, уплаченной при приобретении либо ввозе подакцизных товаров в качестве сырья для производства подакцизных товаров, а также в качестве сумм авансовых платежей по акцизам (налоговые вычеты по акцизам).

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Особенностью уплаты акциза является то, что по внутренним оборотам по реализации подакцизных товаров акциз подлежит уплате, как правило, по месту производства подакцизных товаров, а по внешним - вопросы уплаты акцизов решаются с учетом таможенного законодательства Таможенного Союза и таможенного законодательства РФ о таможенном деле.

Тема 2. Сборы и пошлины

1. Понятия и виды сборов и пошлин

2. Государственная пошлина

3. Таможенная пошлина

 

1.Понятия и виды сборов и пошлин

 

Доходы казны исторически подразделялись на:

- домены - частно-правовые доходы от государственного имущества: земли, лесов, капитала и права собственности, полученного в результате добровольных пожертвований и ограниченных вещных прав государства на имущество, находящееся в частной собственности

и

регалии в широком смысле (суверенитет – сущность регалии), в основе которых лежат права публичной власти, характеризующие сущность государства как верховного суверена (судебная и монетная регалии) и регалии в узком смысле (суверенитет – предпосылка регалии), которые основаны на присвоении (монополизации) государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут быть реализованы частными лицами (природоресурсные платежи) – в широком смысле слова публично-правовые доходы, предполагающие взимание сборов (таможенных) и пошлин (государственной (судебной)) – в узком смысле слова - доходные прерогативы казны, предполагающие взимание платежей за право использования регалий – не сборы и пошлины, так как у них отсутствует признак эквивалентности (например, лицензионные платежи за право добычи полезных ископаемых),

а также

пошлины – публично-правовые доходы – платежи за публичные услуги принудительного характера при отсутствии возможности свободного соглашения о цене услуги и других условиях ее оказания.

Исторически различали следующие регалии как доходные прерогативы казны, плата за право использования которых является в настоящее время сбором:

1) Промышленная – платежи за регистрацию, платежи за выдачу лицензий/разрешений, доходы от монопольного производства;

2) Судебная – судебные пошлины, исполнительские сборы, доходы от применения имущественных санкций;

3) Монетная – доходы от эмиссии денег;

4) Таможенная – таможенные платежи, доходы от применения имущественных санкций;

5) Бесхозяйная – доходы от кладов, доходы от бесхозяйного и выморочного имущества.

В настоящее время в налоговом законодательстве помимо налогов существует понятие «сборы», которым охватываются как собственно сборы, так и пошлины, а также «парафискалитеты», которые отличаются от налогов тем, что установлены в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся публичными образованиями и субъектами публичной власти, но при этом являются принудительными платежами, которые должны быть установлены законом.

С учетом такого широкого понятия «сбора» разберем его признаки:

1) Принудительный характер. Причем принуждением обеспечена не обязанность как в случае с налогом, а право, т.к. в случае, если это право не реализуется, не может быть надлежащим образом исполнена обязанность, что чревато применением мер государственного принуждения (пример, ТО на АВТО). Указанное обстоятельство характеризует сбор не обязательностью как налоги, а принудительностью.

2) Индивидуальная возмездность. Получение плательщиком сбора в ответ на платеж возможности удовлетворить свой интерес, состоящий в приобретении каких-либо преимуществ, выгод. Речь идет о правовом интересе, состоящем в достижении позитивного юридического результата, выражающегося в 3 видах последствий:

- получение доступа к праву (реализации и защите права), которое не может быть достигнуто или защищено иначе, как на основе закона и с применением мер государственного принуждения (право на судебную защиту, авторское право, права супругов и детей);

- получение самого права (природоресурсные и таможенные платежи, плата за предоставление лицензии/разрешения на пользование объектами животного мира);

- уплата сбора – условие для реализации права, реализация которого невозможна без выполнения возложенной на лицо обязанности (условием реализации права на управление автомобилем является прохождение технического осмотра, а условием прохождения технического осмотра является сбор за технический осмотр автомобиля).

Таким образом, юридическим признаком сбора является возникновение встречного обязательства государства в ответ на платеж сбора и возврат сбора в случае, когда обязательство государства не выполнено по причинам, не зависящим от плательщика сбора. По этому признаку платежи за загрязнение окружающей природной среды не могут быть отнесены к сборам, а являются налогом.

3) Компенсационный характер. Размер сбора должен устанавливаться исходя из затрат публичной власти на деятельность, в связи с которой уплачивается сбор. Смысл компенсационности сбора состоит в формировании бюджетных ресурсов для решения общественно значимых проблем сообразно степени участия лица в их создании. Природоресурсные платежи должны взиматься в прямой зависимости от измеряемого и подсчитанного уровня загрязнения на основе принципа «загрязнитель платит».

Компенсационность сбора противоположна общественной возмездности налога: компенсационность сбора предполагает, что за равные услуги должны взиматься равные платежи, т.к. при определении сбора доминирующим элементом является объект – общественные отношения, в связи с которыми возникает обязанность по уплате сбора; общественная возмездность налога предполагает, что при установлении налогов учитывается платежеспособность лица, т.е. налог должен быть соразмерен экономическим возможностям разных налогоплательщиков, т.к. при определении налога доминирующим элементом является субъект – платежеспособность налогоплательщика как обязанного лица по уплате налога.

Поэтому принцип соразмерности имеет принципиальную разницу в реализации при установлении налогов и сборов: для сопоставимых налогоплательщиков – одинаковый налог; в сопоставимых ситуациях – одинаковый сбор.

Сбор – это принудительный платеж, внесение которого является условием доступа к праву, получения права, реализации права, порождающий встречное обязательство органа публичной власти перед плательщиком и сопоставимый с объемом и характером этого обязательства.

Сборы платежи за специальное право, пошлины – платежи за публичные услуги и пользование публичным имуществом с учетом того, что публичные услуги оказываются на базе публичного имущества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.006 с.)