Предмет и метод предпринимательского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод предпринимательского права.



Предмет и метод предпринимательского права.

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

- метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;

- метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором

устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления

предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

- метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Источники предпринимательского права.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

  1. нормативно-правовой акт;
  2. обычай делового оборота;
  3. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в РФ.

1. Конституция РФ, которая: закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности; в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и т. д.

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  2. Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  3. Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов: ФЗ «О производственных кооперативах».
  4. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: ФЗ «О рекламе» и т. д.

4. Подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ;
  2. Постановления Правительства РФ;
  3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
  3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
  4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА).

Сущность и виды предпринимательских правоотношений.

Под предпринимательскими правоотношениями понимают урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Виды предпринимательских правоотношений:

1. абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правоотношением является право собственности. Право собственности дает субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом.

2. абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права, пользуется и распоряжается имуществом абсолютно, не сообразуя свои возможности ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного или муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Эти отношения складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения.

4. неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности. Таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и другие.

5. хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник совершение соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре вида: хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов); внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов); территориально-хозяйственные (отношения публичных образований собой и организациями); оперативно-хозяйственные (между не соподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров).

Предмет и метод предпринимательского права.

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

- метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;

- метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором

устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления

предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

- метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.015 с.)