Понятие объектов коммерческой деятельности и их правовой режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие объектов коммерческой деятельности и их правовой режим



В юридической литературе отсутствует однозначный подход к оп­ределению предмета коммерческого права, что осложняет понимание его объекта. В то же время, рассматривая коммерческое право как подотрасль гражданского права, регулирующую торговый оборот, ученые обозначают объект коммерческого права понятием «товар».

Вместе с тем, термин «товар» используется в законодательстве в различных значениях. Так, антимонопольное законодательство опре­деляет товар как продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена1. Налоговой кодекс РФ (ст. 38) понимает под товаром любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Таможенный кодекс РФ называет товаром любое движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспорт­ные средства.

Гражданский кодекс РФ в перечне объектов гражданского права не использует понятие «товар». Согласно ст. 128 ГК, к объектам граж­данских прав относятся: 1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; 2) работы и услу­ги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности, в


, См. Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках».


56, Глава 4. Объекты коммерческой деятельности


§ 1. Понятие объектов коммерческой деятельности и их правовой режим 57


 


том числе исключительные права на них (интеллектуальная собствен­ность); 5) нематериальные блага.

Понятие «товар» дается в гл. 30.«Купля-продажа» ГК. В соответст­вии со ст. 454 ГК по договору купли-продажи одна сторона (прода­вец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель — принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Вместе с тем ГК не отождест­вляет понятия «вещь» и «товар».

В юридической литературе вещи определяются как предметы ма­териального внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газо­образном или ином физическом состоянии1. В гражданском праве различают следующие виды вещей: 1) делимые и неделимые; 2) опре­деленные родовыми признакими и индивидуально-определенные; 3) потребляемые и непотребляемые; 4) вещи, созданные трудом чело­века, и вещи, созданные природой, и т.д. К вещам ГК РФ относит также деньги и ценные бумаги. Однако использование понятия «то­вар» применительно к сделкам купли-продажи, мены подчеркивает, что товар непосредственно связан с торговым оборотом.

Таким образом, объектом коммерческой деятельности является то­вар, под которым понимается любой продукт производственно-эко­номической деятельности в материально-вещественной форме2.

От понятия «товар» следует отличать понятие «продукция», под которым понимают продукт производства в вещественной или ин­формационной форме, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении; результат процесса производства.

Как отмечает Б.И. Путинский, в коммерческом праве термин «то­вар» имеет не всеобщее, а более узкое значение, и многое из того, что выступает объектом в гражданско-правовом значении, не входит в круг объектов коммерческого права3.

Учитывая специфику торгового оборота, следует отметить, что к объектам торгового товарооборота не могут относиться:

нематериальные блага (право на честь, достоинство, личные пра­ва авторов, деловые связи и т.д.);

ценные бумаги, за исключением коносаментов и складских сви­детельств;

недвижимое имущество;

оказываемые услуги и выполняемые работы;


информация;

тепло, электроэнергия, вода; интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная собственность — совокупность исключитель­ных прав на результаты творческой деятельности и средств индиви­дуализации1. Она охватывает права, относящиеся к литературным, ху­дожественным и научным произведениям, исполнительской деятель­ности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам, фирмен­ным наименованиям и т.п.

Исключая интеллектуальную собственность из объектов оптового товарооборота, правоведы указывают на возможность использования интеллектуальной собственности на коммерческой основе. Причем обо­значаются два признака, характеризующие использование интеллекту­альной собственности в сфере предпринимательства. В качестве первого выступает участие в процессе использования предпринимателя. Второй признак — получение от использования интеллектуальной собственно­сти прибыли. В результате делается вывод, что в сферу предпринима­тельства может быть вовлечен достаточно широкой крут как результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, так и иму­щественных прав на их использование2. Прежде всего это касается объ­ектов промышленной собственности, в которых наиболее заинтересова­на торговля: фирменных наименований, товарных знаков, знаков об­служивания и наименований мест происхождения товаров, изобрете­ний, полезных моделей, промышленных образцов и т.д.

Кроме того, в юридической литературе можно встретить деление всех правомочий обладателей исключительных прав на объекты ин­теллектуальной собственности по степени отчуждаемости на: неотделимые от правообладателя и неотчуждаемые; неотделимые от правообладателя — юридического лица и отчуж­даемые совместно с ним;

отделимые от правообладателя и отчуждаемые без него. Таким образом, отчуждаемость прав на объекты интеллектуаль­ной собственности и возможность их оценки придают имуществен­ным правам способность участия в хозяйственном обороте. Те из них, которые могут свободно переходить от одного обладателя к другому на основе различных гражданско-правовых сделок и по иным основа-


 


' См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатей­ный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1998.

2 См.: Современный экономический словарь. М., 2003. С. 399.

3 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 48.


1 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.,

2003. С. 232.

2 См.: Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой.

С. 266-267.



Глава 4. Объекты коммерческой деятельности


§ 2. Товарораспорядительные документы как объекты коммерческой деятельности 59


 


ниям, будут относиться к правам на объекты интеллектуальной собст­венности, не ограниченным в хозяйственном обороте1. Так, ст. 25, 26, 27 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовани­ях мест происхождения товаров» определяют порядок передачи то­варного знака, включающий уступку знака и предоставление лицен­зии на его использование. Уступка знака означает отчуждение всех или части прав, основанных на регистрации знака.

Как отмечает Б.И. Путинский, «правовой режим товаров в тор­говле создается различными способами, они достаточно разнообраз­ны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся:

определения правомочий, статуса продавца и покупателя товара. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на характер операции с имуществом;

порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающих разные правовые режимы.

С юридико-технической точки зрения режим товаров может соз­даваться путем издания законодательных и административно-распо­рядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим товаров могут оказывать заключаемые междуна­родные договоры»2.

Для оптового товарооборота важный критерий классификации товаров — их оборотоспособность, т.е. способность служить объектом товарооборота и менять собственников.

Статья 129 ГК закрепляет три правовых режима оборотоспособ-ности товара:

1) объекты, свободно обращающиеся в торговом обороте;

2) объекты, ограниченные в обращении. Ограничение оборото-способности товаров проявляется в том, что либо они могут принад­лежать определенным участникам оборота, либо их приобретение и отчуждение допускаются на основе специальных разрешений;

3) объекты, полностью изъятые из оборота. Данные товары не мо­гут быть предметом гражданско-правовых сделок. Например, некото­рые виды вооружения, военная техника, стратегические материалы и другие товары, предусмотренные Указом Президента РФ от 22 февра­ля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов произ­водства, свободная реализация которых запрещена»3.

1 См.: Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой.
С. 261-267.

2 Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 54.

3 ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 492.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.009 с.)