Перевозка товаров автомобильным транспортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозка товаров автомобильным транспортом



Транспортировка товара от продавца к покупателю — важное зве­но торгового оборота. Общее правовое регулирование договоров пе­ревозки дано в гл. 40 ГК РФ. Однако более детально взаимоотноше­ния между сторонами при перевозке груза определяются в транспорт­ном законодательстве: транспортных уставах и кодексах, а также пра­вилах перевозок грузов.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправи­тель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

Различают железнодорожную, автомобильную, воздушную, мор­скую и речную (внутреннюю водную) перевозку.

Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам грузов подлежит лицензированию.

Основными нормативными актами по регулированию автомо­бильных перевозок являются Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 8 янва­ря 1969 г., и Общие правила перевозок грузов автомобильным транс­портном, утвержденные Минавтотрансом РСФСР от 30 июля 1971 г., которые применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК РФ.


Автомобильные перевозки подразделяются на:

городские — перевозки в пределах черты города (другого населен­ного пункта);

пригородные — перевозки за пределы черты города (другого насе­ленного пункта) на расстояние до 50 км включительно;

междугородные — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км;

международные — перевозки за пределы или из-за пределов тер­ритории РФ.

Автомобильные перевозки могут осуществлять автотранспортные организации и индивидуальные предприниматели (далее — перевозчи­ки). Порядок получения лицензий на перевозку грузов автомобильным транспортом установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. № 4021.

На основании плана перевозок грузов автотранспортные органи­зации или индивидуальные предприниматели заключают с грузоот­правителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

На перевозку грузов грузоотправитель представляет перевозчику при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора — разовый заказ.

Грузоотправитель должен представить автотранспортной органи­зации на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную на­кладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой этот груз списывается грузоотправителем и оприходуется грузополучателем.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспорт­ными накладными, автотранспортной организацией к перевозке не принимаются.

При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспорт­ной организации предъявляет грузоотправителю служебное удостове­рение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортной органи­зации.

Приказом Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осу-

1 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2306.


218 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 1. Перевозка товаров автомобильным транспортом 219


 


ществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транс­порте» для индивидуальных предпринимателей утверждены формы путевых листов: форма «Журнал регистрации путевых листов авто­транспортных средств индивидуального предпринимателя» и «Поря­док ведения путевых листов при осуществлении перевозочной дея­тельности индивидуальными предпринимателями»1. Порядок веде­ния путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями устанавливает единые прави­ла применения на территории РФ путевой документации при исполь­зовании автотранспортных средств индивидуальными предпринима­телями.

Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транс­портной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузопо­лучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.). Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу оформ­ленных товарно-транспортных документов на погруженный или вы­груженный груз.

Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и ко­личеству мест производится в том же порядке, в каком грузы были приняты от грузоотправителя.

Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдель­ных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденны­ми пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без про­верки веса и состояния груза и количества грузовых мест.

В пункте назначения перевозчик при сдаче груза обязан прове­рить вес, количество мест и состояние груза, если:

а) груз прибыл в неисправном кузове подвижного состава или в
исправном кузове, но с поврежденными пломбами или с пломбами
попутной грузовой автостанции;

б) скоропортящийся груз прибыл с нарушением сроков доставки
или установленного правилами температурного режима при перевозке;

в) груз прибыл, погруженный перевозчиком со склада грузовой
автостанции.

Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или

БНА. 2000. № 29. С. 73.


повреждение груза или эти обстоятельства установлены актом, со­ставленным в пути следования, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

Автотранспортные организации несут ответственность за сохран­ность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузопо­лучателю или до передачи другим организациям, учреждениям, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение груза про­изошли вследствие обстоятельств, которые они не могли предотвра­тить и устранение которых от них не зависело:

а) вследствие вины грузоотправителя (грузополучателя);

б) вследствие особых естественных свойств перевозимого груза;

в) вследствие недостатков тары или упаковки, которые не могли
быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или
применения тары, не соответствующей свойствам груза или установ­
ленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

г) вследствие сдачи груза к перевозке без указания в товар­
но-транспортных документах его особых свойств, требующих особых
условий или мер предосторожности для сохранения груза при пере­
возке или хранении;

д) вследствие сдачи к перевозке груза, влажность которого превы­
шает установленную норму.

Автотранспортные организации освобождаются от ответственно­сти за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, когда:

а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправ­
ными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — с исправными
защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя
или изготовителя;

б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие есте­
ственных причин, связанных с перевозкой груза на открытом под­
вижном составе;

в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправи­
теля (грузополучателя);

г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.

В указанных случаях автотранспортная организация несет ответ­ственность за несохранность груза, если предъявитель претензии до­кажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произош­ли по вине автотранспортной организации.

Автотранспортные организации возмещают ущерб, причиненный при перевозке грузов, в следующих размерах:

а) за утрату или недостачу груза — в размере действительной стои­мости утраченного или недостающего груза;


220 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 2. Перевозка товаров железнодорожным транспортом 221


 


б) за порчу или повреждение груза — в размере той суммы, на ко­
торую понизилась его стоимость;

в) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценно­
стью, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что
она ниже его действительной стоимости.

Автотранспортные организации наряду с возмещением установ­ленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повре­ждением перевозимого груза, возвращают провозную плату, взыскан­ную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или по­врежденного груза, если эта плата не входит в цену груза.

Согласно п. 130 Устава автомобильного транспорта РСФСР, за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках авто­транспортные предприятия и организации уплачивают грузополуча­телям штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки про­срочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. При этом общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может пре­вышать 90% провозной платы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.015 с.)