Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конкуренции на товарном рынке и ее правовое обеспечение

Поиск

Конкуренция на товарном рынке — необходимый элемент ры­ночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее произ­водства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребите­лей. При такой направленности конкуренция превращается в движу­щий фактор непрерывного развития и совершенствования производ­ства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качест­ва и расширения ассортимента товаров.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1 (далее — За­кон о конкуренции) определяет конкуренцию как состязательность хо­зяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффек­тивно ограничивают возможности каждого из них односторонне воз­действовать на общие условия обращения товаров на рынке.

ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.


Идеальная модель эффективного функционирования товарного рынка — свободная или совершенная конкуренция. Она характеризуется существованием на рынке множества покупателей и продавцов, од­нородностью продаваемой продукции, свободным доступом на ры­нок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или поку­пателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену товара.

В действительности совершенная конкуренция — довольно ред­кий случай, и лишь некоторые рынки приближаются к ней. Конку­ренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков со­вершенной конкуренции, называется несовершенной и может быть представлена следующими формами1:

1) монополия (чистая), при которой данный товар производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и является крайним случаем проявления несовершенной конкуренции;

2) дуополия, при которой производство данного вида товара сосре­доточено на двух фирмах; '

3) олигополия, при которой однородная продукция производится относительно небольшим числом фирм;

4) монополистическая конкуренция, когда на рынке функциониру­ет большое число фирм, однако много действительных или вообра­жаемых различий в продукции, поэтому каждая фирма обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монопо­лизацию и недобросовестную конкуренцию.

В последнее время в условиях глобализации экономики отмечает­ся усиление конкуренции фактически во всем мире2. С установлени­ем рыночных отношений в России российским компаниям приходит­ся выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В связи с этим возникает острая проблема по­вышения и обеспечения конкуренции на товарных рынках.

В юридической литературе обозначаются три группы мер, направ­ленных на обеспечение конкуренции3. Во-первых, это стимулирующие меры, направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта, импорта и др.

1 См.: Нуреев ЕМ. Курс микроэкономики: Учебник. М., 2002. С. 221.

2 См.: Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкуренции конкурентоспо­
собности // Маркетинг. 2003. № 4. С. 25.

3 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 83—84.


120 Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности


§ 2. Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках 121


 


Во-вторых, ограничительные меры, или меры по ограничению мо­нополизма и доминирующего положения на товарном рынке. Б.И. Пу­тинский отмечает, что ограничительные меры носят вспомогатель­ный, придаточный характер к задаче развития конкуренции1.

В-третьих, меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения.

Представляется, что необходимо также выделять организационные меры, которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться, а во-вторых, перестраивать схемы деятельности2. В качестве путей рас­ширения бизнеса следует назвать введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, рас­ширение ассортимента, совершенствование технологий продаж и т.д.

В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рын­ках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование — целенаправленная государст­венная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, до­пускаемых действующим законодательством, по установлению и реа­лизации правил проведения экономической деятельности на товар­ных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспе­чения эффективности рыночных отношений3. Важнейшее направле­ние антимонопольного регулирования — формирование антимоно­польного законодательства.

Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках и защита от недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность и недобросовестная конкурен­ция — общественно вредные деяния, наносящие значительный ущерб нормальному функционированию и развитию товарного рынка. Од­нако несмотря на единую сферу их существования, они имеют раз­личные, хотя и взаимосвязанные цели. Так, В.И. Еременко отмечает, что «в защите от монополистической деятельности превалирует тен­денция защиты публичных интересов, защита от недобросовестной

См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 83—84.

2 См.: Радаев В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках // Во­
просы экономики. 2003. № 7. С. 57.

3 См.: Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования:
Учебное пособие. М., 1996. С. 19.


конкуренции, наоборот, выражается прежде всего в защите частных интересов хозяйствующих субъектов — конкурентов. В данном ин­ституте превалирует тенденция защиты частных интересов, хотя пре­сечение недобросовестной конкуренции благоприятно сказывается на конкурентном правопорядке в целом и в этом смысле положитель­но влияет на публичные интересы»1.

Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках». Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эф­фективного функционирования товарных рынков. К специальным законам, содержащим антимонопольные правила, следует отнести Федеральные законы от 18 июля 1995 г. «О рекламе»2, от 17 августа

1995 г. «О естественных монополиях» 3, Закон РФ от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»4, от 22 апреля

1996 г. «О рынке ценных бумаг»; Закон РФ от 7 января 1992 г. «О за­щите прав потребителей»5 и ряд других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.225 (0.011 с.)