Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие конкуренции на товарном рынке и ее правовое обеспечениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкуренция на товарном рынке — необходимый элемент рыночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребителей. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1 (далее — Закон о конкуренции) определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499. Идеальная модель эффективного функционирования товарного рынка — свободная или совершенная конкуренция. Она характеризуется существованием на рынке множества покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену товара. В действительности совершенная конкуренция — довольно редкий случай, и лишь некоторые рынки приближаются к ней. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной и может быть представлена следующими формами1: 1) монополия (чистая), при которой данный товар производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и является крайним случаем проявления несовершенной конкуренции; 2) дуополия, при которой производство данного вида товара сосредоточено на двух фирмах; ' 3) олигополия, при которой однородная продукция производится относительно небольшим числом фирм; 4) монополистическая конкуренция, когда на рынке функционирует большое число фирм, однако много действительных или воображаемых различий в продукции, поэтому каждая фирма обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В последнее время в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире2. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В связи с этим возникает острая проблема повышения и обеспечения конкуренции на товарных рынках. В юридической литературе обозначаются три группы мер, направленных на обеспечение конкуренции3. Во-первых, это стимулирующие меры, направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта, импорта и др. 1 См.: Нуреев ЕМ. Курс микроэкономики: Учебник. М., 2002. С. 221. 2 См.: Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкуренции конкурентоспо 3 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 83—84. 120 Глава 8. Конкуренция в коммерческой деятельности § 2. Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках 121
Во-вторых, ограничительные меры, или меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке. Б.И. Путинский отмечает, что ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер к задаче развития конкуренции1. В-третьих, меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения. Представляется, что необходимо также выделять организационные меры, которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться, а во-вторых, перестраивать схемы деятельности2. В качестве путей расширения бизнеса следует назвать введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, расширение ассортимента, совершенствование технологий продаж и т.д. В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рынках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование — целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил проведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений3. Важнейшее направление антимонопольного регулирования — формирование антимонопольного законодательства. Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках и защита от недобросовестной конкуренции. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция — общественно вредные деяния, наносящие значительный ущерб нормальному функционированию и развитию товарного рынка. Однако несмотря на единую сферу их существования, они имеют различные, хотя и взаимосвязанные цели. Так, В.И. Еременко отмечает, что «в защите от монополистической деятельности превалирует тенденция защиты публичных интересов, защита от недобросовестной См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 83—84. 2 См.: Радаев В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках // Во 3 См.: Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования: конкуренции, наоборот, выражается прежде всего в защите частных интересов хозяйствующих субъектов — конкурентов. В данном институте превалирует тенденция защиты частных интересов, хотя пресечение недобросовестной конкуренции благоприятно сказывается на конкурентном правопорядке в целом и в этом смысле положительно влияет на публичные интересы»1. Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. К специальным законам, содержащим антимонопольные правила, следует отнести Федеральные законы от 18 июля 1995 г. «О рекламе»2, от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» 3, Закон РФ от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»4, от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»; Закон РФ от 7 января 1992 г. «О защите прав потребителей»5 и ряд других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.225 (0.011 с.) |