Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Основные направления обеспечения экономической безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Безопасность кредитной политики, договорных отношений, информационная безопасность, защита коммерческой тайны, обеспечение безопасности имущества, кадровая безопасность.
Тема 3. Организационные аспекты обеспечения экономической безопасности фирмы. Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства. СБ – Предупредительная работа с персоналом. СБ и проверка контрагентов, кредиторов, заёмщиков: цели, содержание, источники информации. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 4. Экономические преступления и мошенничество Злоупотребления и нарушения, подпадающие по мошенничество (хищение) Выявление мошенничества. Предупреждение мошенничества. Наиболее типичные способы хищения со стороны работников предприятия. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Тема 5. Личная безопасность сотрудников и руководителей предприятия Понятие и цели обеспечения личной безопасности. Способы обеспечения личной безопасности. Место службы охраны топ – менеджмента в структуре службы экономической безопасности. Расходы на личную безопасность. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 6. Техническое и программное обеспечение экономической безопасности предприятия Методы и технические средства – угрозы информационной безопасности предприятия. Технические средства противодействия экономическому шпионажу. Основы криптографической защиты информации. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 7. Корпоративные конфликты Корпоративные конфликты и захваты в России. Понятие и виды корпоративных конфликтов. Корпоративный шантаж (гринмэйл) и враждебные поглощения. Превентивная система защитных мер от недружественных захватов. Корпоративные конфликты и предприятия малого и среднего бизнеса. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 8. Криминальные сообщества, недобросовестная конкуренция и экономическая безопасность Организованная преступность в России. Многообразные «крыши» бизнеса. Наиболее криминальные отрасли экономики. Недобросовестная конкуренция. Защита прав предпринимателя. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Тема 9. Правовые основы использования полиграфа Полиграф ("детектор лжи"): история и современность. История развития метода Использование полиграфа в мире. Полиграф ("детектор лжи"): использование в интересах коммерческой безопасности. Профессиональный оператор полиграфа: где его найти. Полиграф и закон. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
Содержание семинарских, практических занятий или лабораторных работ
Семинарское занятие предполагает заслушивание докладов (презентаций), разбор ситуаций, а также тестирование студентов. Тема 1. Понятие экономической безопасности. Виды экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Тема 2. Основные направления обеспечения экономической безопасности
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Тема 3. Организационные аспекты обеспечения экономической безопасности фирмы.
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 4. Экономические преступления и мошенничество
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Тема 5. Личная безопасность сотрудников и руководителей предприятия
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 6. Техническое и программное обеспечение экономической безопасности предприятия
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 7. Корпоративные конфликты
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Тема 8. Криминальные сообщества, недобросовестная конкуренция и экономическая безопасность
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
Тема 9. Правовые основы использования полиграфа
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Ситуации и задачи для работы на практических занятиях Занятие. Решение задач, ситуаций. Обсуждение спорных вопросов использования полиграфа для решения задач обеспечения экономической безопасности компании.
Задача 1
Предприятие, где Вы являетесь финансовым руководителем, собирается: а) взять заём, подходящие условия, которого предлагают два коммерческих банка; б) заключить договоры поставки с отсрочкой платежа для новых деловых партнёров, ранее с которыми не работали.(2 потенциальных партнёра); в) вложить часть денежных средств в ценные бумаги (акции, либо облигации), другого предприятия (2 предприятия). Вам необходимо принять решение (выбрать один вариант в каждом случае). На основании каких данных Вы будете принимать решение, какую информацию запросите у службы экономической безопасности Вашего предприятия в каждом из трёх вышеуказанных случаев?
Задача 2
Акции ОАО распределены следующим образом: Ø 20% - генеральный директору предприятия, Ø 20% - заместитель генерального директора, Ø 35% - трудовой коллектив (из них 15% бывшие работники предприятия либо их наследники), Ø 20% - компания, аффилированная генеральному директору, Ø 5% - распылены на рынке (сторонние держатели акций). А) Какой пакет акций, по вашему мнению, достаточен для осуществления «гринмейла»? Для обеспечения смены управления и захвата предприятия? Почему? Б) Появилась информация о том, что ООО «Трейд» начало скупку акция у бывших работников предприятия, а также у трудового коллектива с целью «гринмейла» или захвата предприятия. Ваши действия как финансового руководителя ОАО. Что может предпринять общество? В) Не смотря на предпринятые меры, ООО «Трейд» приобрело 15 % акций предприятия и акции распределились следующим образом: 20% - генеральный директор предприятия, 20% - заместитель генерального директора, 20% - компания, аффилированная генеральному директору, 30% - ООО «Трейд», 10% - трудовой коллектив предприятия. Каковы будут Ваши дальнейшие действия в этом случае?
Задача 3
Составьте анкету (максимум 15 пунктов) для заполнения кадровым работником предприятия при проведении собеседования с кандидатом на замещение вакантных должностей в Вашей компании. Анкета в дальнейшем будет передаваться в службу экономической безопасности для проверки кандидата.
Задача 4 После проведения внутреннего аудита в торговой компании, осуществляющей оптовую реализацию продуктов питания, аудиторами выявлено: -за последние 3 месяца резкое возрастание просрочек платежей дебиторов по 2 торговым представителям; -наличие недостачи на складе готовой продукции по одному из видов продукции; -нарушение сплошной нумерации накладных и счетов фактур. Что необходимо предпринять с целью, выявления злоупотреблений работников, установления лиц злоупотребивших своими должностными полномочиями и возмещения ущерба? Задача 5 Вы – финансовый руководитель компании. В связи с обострением конкуренции на рынке, а также увеличением финансовых потерь Вам необходимо переработать и создать новую структуру службы экономической безопасности: а) банка, б) производственно-торговой компании. Опишите структуру (в виде схемы), отразите связи подчинения в ней (кому подчиняется начальник СБ, сколько отделов, что входит в функции каждого отдела, кому подчиняется отдел).
Задача 6
В связи с открытием нескольких складов на периферии, которые будут вспомогательными по отношению к основному складу, товарооборот будет осуществляться следующим образом: товар от поставщиков поступает на основной склад, после чего развозится экспедиторами на вспомогательные склады, откуда отгружается дебиторам (как правило, самовывозом). Какие меры безопасности регламенты безопасности и процедуры безопасности необходимы для предотвращения потерь (хищений)? Подробно опишите, в чём они заключаются.
1. Назначенный собственником финансовый менеджер фирмы неэффективно с позиции собственника управляет финансами. Задание: - охарактеризуйте оценочные показатели работы менеджера; - сформулируйте мероприятия, позволяющие взять ситуацию под контроль; - оцените их эффективность.
2. Охраной отмечены случаи воровства рабочими слесарного инструмента. Руководство цеха не подтверждает случаи хищения. Задание: - определить причины возникшей ситуации; - сформулировать оценочные показатели диагностики ситуации; - разработать мероприятия, исключающие возможность повторения ситуации.
3. Работник получил травму, выполняя указание руководителя. Задание: - оценить ситуацию, назвав причины и виновных лиц; - сформулировать мероприятия, исключающие возможность повторения ситуации.
4. Работник в грубой форме отреагировал на замечание руководителя в связи с опозданием на работу. Свидетелей не было. Задание: - оценить ситуацию, назвав причины; - предложить тактику действий руководителя; - сформулировать мероприятия, исключающие повторение подобных ситуаций.
5. Руководитель предложил работнику оплачивать его труд «в конверте». Задание: - оцените ситуацию, назвав причины и последствия; - предложите тактику действий работника.
6. Охранник учинил обыск работницы на предмет возможного хищения ею материальных ценностей фирмы, чем вызвал ее бурную реакцию. Задание: - оцените ситуацию, дав правовую оценку действий сторон, - назовите причины; - сформулируйте мероприятия, исключающие повторение подобных ситуаций.
7. Вам как руководителю службы управления персоналом предложено директором разработать мероприятия, повышающие уровень производственной дисциплины на предприятии. Задание: - сформулируйте алгоритм Ваших действий; - определите оценочные показатели; - оцените условный социальный и экономический эффект Ваших мероприятий.
8. Вы как руководитель службы управления персоналом включены в состав комиссии по разработке программы экономической безопасности предприятия. Задание: - определите возможные кадровые риски; - оцените вероятность этих рисков; - разработайте мероприятия, снижающие вероятность кадровых рисков.
9. Рабочие-станочники устраиваются на работу на завод, проходят производственное обучение, получают квалификационный разряд и увольняются с предприятия в течение года. Задание: - оценить ситуацию, выявить причины и возможный ущерб; - разработать мероприятия, обеспечивающие закрепление рабочих на предприятии.
10. Работник, допущенный к работе с конфиденциальной информацией, заявил о своем увольнении. Задание: - оценить ситуацию и возможный ущерб для фирмы; - сформулировать мероприятия для нейтрализации ущерба.
11. Руководством фирмы утвержден перечень документов, содержащих конфиденциальную информацию. Задание: - предложите организационные мероприятия, обеспечивающие безопасный оборот подобных документов.
12. Работник уличен в утрате документа, содержащего конфиденциальную информацию. Задание: - предложите методику оценки возможного ущерба; - разработайте первоочередные мероприятия по факту утраты.
13. Руководство фирмы, реализуя стратегию развития, поставило перед Вами как руководителем кадровой службы задачу – минимизировать кадровые риски. Задание: - сформулировать кадровые риски; - предложить показатели и методики, обеспечивающие возможность прогнозирования кадровых рисков.
14. Организация работает с информацией, составляющей государственную тайну, и информацией, являющейся коммерческой тайной. Задание: - дать сравнительную характеристику государственной и коммерческой тайны; - предложить мероприятия по защите как государственной, так и коммерческой тайны.
15. Работник обратился в суд по поводу нарушения сотрудниками отдела кадров предприятия его права на защиту персональной информации (зафиксирована утечка сведений персонального характера). Задание: - оценить ситуацию, определить виновных и причины; - разработать меры по предотвращению подобных ситуаций.
16. На предприятии широко используются информационные технологии. Для обеспечения информационной безопасности кадровой службе предложено разработать комплекс организационных мероприятий. Задание: - сформулировать концепцию; - определить основные задачи; - сформулировать первоочередные меры.
17. Для разработки программы экономической безопасности необходимо иметь по возможности полную информацию об угрозах, рисках, ущербе. Задание: - дайте определения угрозы, риска; - охарактеризуйте основные методики оценки угроз и рисков; - приведите методику оценки ущерба. Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Освоение учебного материала строится на основе сочетания лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов по рекомендуемой литературе. Использование информационных и телекоммуникационных технологий, интерактивных форм с применением наглядного сопровождения изложения материала на основе электронных презентаций. Использование активных форм и принципов проблемного обучения с созданием и разбором проблемных задач и ситуаций, связанных с изучением экономической безопасности, направлено на развитие у студентов умения самостоятельно выявлять наиболее рациональные способы потребления фиксированной информации. Использование технологий коллективного способа обучения базируется на активной работе студентов с учебной и учебно-методической литературой на основе коммуникаций, где главным звеном выступают сами учащиеся. Проведение семинарских занятий предусматривает обсуждение дискуссионных вопросов теории экономической безопасности, разбор конкретных ситуаций; получение студентами самостоятельно информации на интернет-сайтах по заданию преподавателя, её обобщение, анализ и представление в виде докладов, рефератов, сообщений. Самостоятельная работа студентов предполагает многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Самостоятельная работа по дисциплине «Экономическая безопасность» заключается в изучении законодательной базы, а также рекомендуемой литературы. Значительных самостоятельных усилий потребует выполнение контрольного задания, предполагающего работу с литературой и практического (решение задач) применения теоретических материалов.
Виды самостоятельной работы студентов
Задания для самоконтроля Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13. Модуль 1 1.Сущность понятий «защита», «безопасность». 2.Характеристика экономической безопасности. 3.Политика безопасности и концепция безопасности как базовые понятия государства и бизнеса. 4.Структура и бюджет программы экономической безопасности предприятия. 5.Нормативное обеспечение экономической безопасности предприятия. 6.Институт тайн: общие понятия, виды тайн. 7.Коммерческая тайна: сущность, признаки. Модуль 2 1.Кадровые риски: природа, виды. 2.Методы управления рисками. 3.Методы защиты материальных активов. 4.Методы защиты нематериальных активов. 5.Организация документооборота конфиденциальной информации. 6.Организация информационной безопасности предприятия. 7.Работа с персональной информацией. Модуль 3 1.Характеристика и особенности отклоняющихся видов поведения персонала. 2.Правовая база управления поведением персонала. 3.Портрет нарушителя. 4.Характеристика групп риска. 5.Методы управления поведением персонала. 6.Организация взаимодействия служб безопасности и управления персоналом. 7.Кадровый аудит. 8.Социальный мониторинг безопасности организации.
Примерный перечень тем контрольных заданий/докладов-презентаций
Компетенции ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-11 ПК-12 ПК-13.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.009 с.) |