Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательство об информационной безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В этой области реализации подлежат прежде всего конституционные нормы, затрагивающие проблемы тайны в информационной сфере. Это нормы Конституции РФ о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (см. ч. 4 ст. 29), о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (см. ч. 1 ст. 23), а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (см. ч. 2 ст. 23), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (см. ч. 1 ст. 24). Законодательство об информационной безопасности развивает также нормы Федерального закона «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1 применительно к информационной сфере. Структура этого закона приведена на рис. 9. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Рис. 9 Структура Федерального закона «О безопасности» К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1). Основные субъекты обеспечения безопасности — государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство (ст. 2). Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3). Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью (ст. 4). При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 7). Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается (ст. 8). Основными функциями системы безопасности являются: - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; - создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; - управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; - осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; - участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией (ст. 9). Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Совет безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, о5щественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответственности за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (ст. 13). Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств (ст. 20). Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности. Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности (ст. 21). Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ст. 22). Системообразующие нормы в этой области сконцентрированы в гл. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», озаглавленной «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации». Согласно Закону, целями такой защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается: в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне»; в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего закона; в отношении персональных данных — федеральным законом. В целом же правовые механизмы защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере по сути дела реализуются посредством нормативных актов и отдельных правовых норм, рассмотренных в настоящем пособии в каждой из предметных областей. Так, нормами законов, регулирующих отношения по поводу создания и распространения информации, защищаются: - информация как результат творческой деятельности; - документированная информация как интеллектуальная и вещная собственность; - гражданин, общество, государство от воздействия недостоверной, ложной информации; - честь и достоинство гражданина в связи с созданием и распространением недостоверной информации или несанкционированным распространением информации о нем; - информация как коммерческая тайна; - персональные данные как конфиденциальная информация о личности и т.д. Нормами законов, регулирующих отношения в области информационных ресурсов, продуктов и услуг, защищаются: - информационные ресурсы и продукты от несанкционированного доступа; - информационные ресурсы как национальное достояние; - информационные ресурсы как произведения по подбору и расположению материала; - информационные ресурсы и продукты как вещная собственность и т.д. Нормами законов, регулируются отношения по поводу права на информацию, защищаются права личности на поиск, получение, потребление и распространение информации. Нормами законов о производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения защищаются: - информационные системы, банки и базы данных, их сети как интеллектуальная и вещная собственность; - информационные системы, банки и базы данных, их сети от несанкционированного доступа, - машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи; - базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; - программные средства в составе ЭВМ, их сетей как интеллектуальная собственность и т.п. Таким образом, информационное законодательство по сути своей есть не что иное, как правовое обеспечение информационной безопасности. В то же время можно выделить целый ряд нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, составляющих законодательство об информационной безопасности в области защиты государственной тайны. Это логично, поскольку защита государственной тайны требует создания мощных механизмов, прежде всего, организационных структур. К такому законодательству следует отнести законы и иные нормативные акты о государственной тайне и режимах секретности, а также обеспечении информационной безопасности органов государственной власти и должностных лиц. Это в первую очередь федеральные законы: «О государственной тайне», «О федеральных органах правительственной связи и информации», другие нормативные правовые акты по вопросам государственной тайны. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Структура Закона представлена на рис. 10.
Рис. 10 Структура Закона РФ «О государственной тайне»
Государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может навести ущерб безопасности Российской Федерации. К государственной тайне могут быть отнесены сведения: - в военной области; - в области экономики, науки и техники; - в области внешней политики и экономики; - в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Засекречивание сведений и их носителей - это введение в предусмотренном рассматриваемым законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Обоснованность засекречивания сведений заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. Не подлежат засекречиванию сведения: - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах в последствиях; - о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; - о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям. Технические методы информационной безопасности основаны на использовании аппаратных, программных, криптографических средств и средств физической защиты. Применение данных средств основано на правовых нормах, установленных действующим в нашей стране законодательством. Приведем выдержки из законодательных актов, касающиеся вопросов использования этих средств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.98 (0.012 с.) |