Структура и состав информационного законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и состав информационного законодательства



Информационное законодательство - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.
Предметом правового регулирования в информационной сфере являются:

· создание и распространение информации;

· формирование информационных ресурсов;

· реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации;

· создание и применение информационных систем и технологий;

· создание и применение средств информационной безопасности.

Формирование законодательства в области информационного права в России началось, в основном, со времени появления "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966. В основе информационного законодательства находится свобода информации и запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено). Это закреплено в основных как международных, так и российских правовых документах, например, в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48 г. и в ст. 29 Конституции РФ, принятой 12.12.93 г. В целях реализации этих прав и свобод принимаемые законодательные акты устанавливают гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственность. Информационное законодательство имеет вертикальную (по видам правовых актов) и горизонтальную (по отраслям законодательства) структуру. Вертикальная структура строится исходя из принципа "верховенства закона": нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов (рис 7).

Конституция РФ
Федеральные конституционные законы РФ
Федеральные законы РФ
Указы и распоряжения Президента РФ
Законодательные акты субъектов РФ

 

Постановления и распоряжения Правительства РФ Нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ

 

Правовые акты органов местного самоуправления

Рис. 7. Иерархия правовых актов РФ

 

В информационном законодательстве пока еще имеется большое количество не урегулированных правом отношений, т.е. пробелов. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых законов. Так, Президентом РФ и Правительством РФ принят по вопросам правовой информатизации ряд актов, устанавливающих программу работ в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, которые должны будут регулироваться федеральным законом «О правовой информации», проект которого находится в стадии разработки.

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по проблемам информации и информатизации, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта, проведенные в России исследования в этом направлении свидетельствуют, что информационное законодательство – это комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

Структура информационного законодательства как комплексной отрасли:

· Международные акты информационного законодательства

· Информационно-правовые нормы Конституции РФ

· Отрасли законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законодательства

· Отрасли законодательства, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы

В настоящее время в стране действуют следующие нормативные акты, регулирующие отношения в информационной сфере.

· Конституция РФ.

· Федеральные законы:

o Гражданский кодекс РФ;

o Уголовный кодекс РФ;

o Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

o Кодекс об административных правонарушениях;

o Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др. (всего около 80 законов);

· Указы и Распоряжения Президента РФ;

· Постановления Правительства РФ;

Совокупность вышеперечисленных документов составляет правовую базу, обеспечивающую нормативное регулирование процессов информационного обмена, в том числе и защиту информации.

Структура правоотношений и виды юридической

Ответственности

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами позитивного (писаного) права.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.

1. Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, например, малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях по понятным причинам.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Однако, чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным. Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими действиями осуществлять юридические права и нести обязанности.

2. Объект правоотношений - это то, на что воздействует правоотношение. Объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение. Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют определенные материальные, духовные и иные потребности (например, приобретают вещи, пользуются авторскими правами, правами изобретателя). Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию.
Так, объектом трудовых правоотношений являются действия администрации предприятия, учреждения по приему на работу рабочих и служащих оплате их труда. Указанные действия администрации направлены на удовлетворение права на труд, на заработную плату рабочих и служащих. Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов.

3. Субъективное право - это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены позитивным правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным потому, что только от воли субъекта зависит как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

4. Юридическая обязанность- это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности - мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Фактическим основанием для юридической ответственности является правонарушение. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава правонарушения.

 

Состав правонарушения состоит из четырех составляющих:

· объект правонарушения - область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние и (или) которой данным деянием причинен вред;

· объективная сторона - характеристика деяния, способа его совершения (группой, с применением оружия, систематически, повторно), обстоятельств (во время военных действий, стихийных бедствий и т.п.);

· субъект - лицо, которое совершило правонарушение, характеристика правонарушителя;

· субъективная сторона - форма вины (умысел или неосторожность).

Само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа, который возлагает юридическую ответственность, устанавливает объем и форму принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.п. Наибольшее распространение получило деление юридической ответственности по отраслевому признаку. По данному основанию различают ответственность уголовную, административно-правовую, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений и, в отличие от других видов ответственности, устанавливается только уголовным законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд.

Административно-правовая ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, этот вид ответственности может устанавливаться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами субъектов Федерации. Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственной власти, круг которых закреплен в кодексе. Меры административного принуждения - предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности (статья 1064 ГК). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки.

Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Привлекать к дисциплинарной ответственности может руководитель, осуществляющий распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, отстранение от занимаемой должности и т.п.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка).

Контрольные вопросы

1. Что такое безопасность в информационной сфере?

2. Что вы знаете об обеспечении информационной безопасности?

3. Сформулируйте понятия угроз, рисков, правонарушений
в области информационной безопасности.

4. Как реализуются правовые средства обеспечения информационной безопасности?

5. Что представляет собой система права?

6. Что такое вертикальное и горизонтальное строение права?

7. Перечислите нормативно-правовые акты по юридической силе.

8. Что является предметом правового регулирования в информационной сфере?

9. Назовите нормативные акты, регулирующие отношения в информационной сфере.

10. Какое место в вертикальном и горизонтальном строении права занимает информационное право?

11. Укажите структуру правового отношения.

12.Что является фактическим основанием для юридической ответственности?

13.Назовите виды юридической ответственности по отраслевому признаку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 4331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.014 с.)