Вопр –понятие и признаки информационного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопр –понятие и признаки информационного общества



Вопр 6) инф ресурсы

Понятие информационных ресурсов. Институт информационных ресурсов занимает особое место в системе информационного законодательства. Этим институтом опосредуется ведущая форма организационного выражения документированной информации, которая используется при ее сборе, обработке, хранении и потреблении.

 

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы определены как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В основу данного понятия положена категория документа, рассматриваемого законодателем в качестве информации, закрепленной на каком-либо материальном носителе. Указанное обстоятельство предопределяет правовой режим информационных ресурсов, который построен по модели документированной информации и базируется на использовании института вещных прав. Вместе с тем понятие информационных ресурсов уже понятия документированной информации, поскольку последняя для отнесения в разряд информационных ресурсов должна находиться в составе организационно упорядоченной совокупности документов или их массивов и информационных технологий.

 

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц и государства, а сами отношения носят характер вещно-правовых отношений. Концептуальная установка законодателя получила развитие посредством придания информационным ресурсам статуса элемента состава имущества и причисления их к числу объектов права собственности. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

 

Данная норма весьма произвольно очерчивает круг субъектов права собственности на информационные ресурсы, называя в их числе органы государственной власти и органы местного самоуправления. На самом деле, и это подкрепляется правилом о регулировании отношений по поводу права собственности на информационные ресурсы гражданским законодательством, информационные ресурсы могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2 ст. 212 ГК РФ).

 

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов и их массивов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. При этом государство имеет право на выкуп документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут по желанию их собственника включаться в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.

 

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных, установленных законом способов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как:

 

- федеральные информационные ресурсы;

 

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (информационные ресурсы совместного ведения);

 

- информационные ресурсы субъектов Российской Федерации. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

 

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе имеет право:

 

- назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

 

- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

 

- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

8)электрон документ Одним из основополагающих понятий в информационной сфере является понятие документированной информации. Оно представлено в качестве легального в ряде федеральных законов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» под документированной информацией (документом) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать[15].

Используемое законодателем понятие предполагает неразрывную связь содержательного аспекта сведений с определенной материальной формой, роль которой играют различного рода носители (бумага, лазерные диски, дискеты, магнитная пленка и т. п.). Важным элементом документированной информации выступают ее реквизиты, подлежащие, как и сами содержательные фрагменты, закреплению на том же материальном носителе. Очевидно, что документированная информация в указанном выше смысле представляет собой связанный тип информации[16].

 

Еще два понятия документированной информации (документа) содержатся в ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Для целей первого из названных законов под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования[17]. В дан ном случае законодатель сместил акцент с фиксации информации на материальном носителе как необходимого признака документированной информации на сам материальный носитель, который становится документом при условии фиксации на нем в установленном законодателем виде соответствующих сведений.

 

Второй закон определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

 

Представляется, что генетически точнее понятие документированной информации (документа), содержащееся в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», которое, конечно же, не свободно от субъективных представлений законодателя, но в отличие от других лишено просчетов методологического свойства, проистекающих из-за отхода от базовых представлений о феномене информации. О чем собственно идет речь? Во-первых, о том, что информация остается инвариантной к своему носителю, а не наоборот. И, во-вторых, информация циркулирует между носителями, меняя их, но не материальные носители циркулируют между сведениями о реальных объектах материального мира. В игнорировании этих аксиом и видятся истоки «проприетаризации» информации, когда во главу угла ставится материальный носитель сведений, а не сами сведения.

 

Согласно ст. 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" правовой защите подлежит любая документированная информация (документ), т. е. информация, облеченная в форму, позволяющую ее идентифицировать, неправомерное обращение к которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

 

По мнению Копылова В. Д., понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя (в виде символов, знаков, букв, волн и т. д.). В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже привязывается к нему и тем самым обособляется от создателя информации. В итоге мы получаем в качестве документированной информации книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных и иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом и иных носителях1.

 

Однако "привязка" информации к материальному носителю в виде дискеты, или в памяти ЭВМ, или в канале связи является условной. Информация как бы скользит по носителям разного вида и легко переходит от одного на другой. Поэтому в литературе (например, Копылов В. А. и др.) предлагают "привязывать" обособляемую информацию в информационных сетях не к носителю, а к субъекту, имеющему к ней то или иное отношение1.

 

На основе документированной информации формируются информационные ресурсы, различные формы которых являются объектами правовых отношений в самых различных областях общественной и частной жизни граждан. Согласно Комментарию к Федеральному закону "Об информации..." документированная информация описывается как организационная форма, которая определяется как совокупность:

• содержания информации;

• реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры;

• материального носителя информации, на котором закреплены ее содержание и реквизиты2.

 

Разновидностью информационных ресурсов является охраняемая законом компьютерная информация, доступ к которой ограничен.

Закон называет два вида правового режима документированной информации, свободный доступ к которой ограничен:

 

• информация, отнесенная к государственной тайне;

 

• конфиденциальная информация.

Компьютерная информация

Никифоров И. В. рассматривает компьютерную информацию (компьютерные данные) как объективную форму представления информации любого рода (знаний, фактов, чисел- текстов, изображений, звуков и правил выполнения операций с ними), ориентированную на использование в компьютерной системе1.

 

По мнению Крылова В. В., компьютерная информация —-сведения — это знания или набор команд для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или на машинных носителях, идентифицируемый элемент информационной системы, имеющий собственника, установившего правила ее использования2.

 

Баев О. Я., Мещеряков В. А. считают, что компьютерная информация — информация, представленная в специальном (машинном) виде, предназначенном и пригодном для ее автоматизированной обработки, хранения и передачи, находящаяся на материальном носителе и имеющая собственника, установившего порядок ее создания (генерации), обработки, передачи и уничтожения3.

 

Некоторые авторы (например, Бородин С. В. и др.) считают, что понятие, данное законом, является достаточным для использования4.

 

Выделение машинной информации в качестве самостоятельного предмета уголовно-правовой охраны обусловлено ее специфическими особенностями. В литературе выделяют ряд признаков (свойств) информации, которые имеют значение для права5.

 

1. Определенная самостоятельность информации по отношению к своему носителю. Для информации характерно наличие материального носителя, физико-химические и иные свойства которого, однако, не оказывают определяющего влияния на организацию информации.

 

Это свойство позволяет в автоматизированных процессах Устанавливать правовой статус технических носителей информации (перфокарт, перфолент и т. д.), поскольку одна и та же информация, имеющая правовое значение, может регистрироваться, храниться, передаваться на самых различных носителях.

 

2. Возможность многократного использования одной и той же информации (она сохраняется независимо от того, сколько раз она была использована). Нематериальная природа позволяет распространять ее среди неопределенно большого круга лиц независимо от местонахождения материального носителя.

 

3. Неисчезаемость информации при потреблении. Сохранение передаваемой информации у передающего субъекта означает, что юридически передачу информации нельзя приравнивать к передаче вещей. Именно поэтому не может квалифицироваться как хищение незаконное присвоение (копирование) машинной информации. В одном из постановлений Пленума ВС СССР "О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества" от 11 июля 1972 г. № 4 с изменениями и дополнениями, указывалось, что хищение связано с изъятием ценностей из фондов организаций1.

 

При неправомерном обращении в собственность машинная информация не может изыматься из фондов; она копируется (т. е. отсутствует один из признаков хищения — физический, отсюда и различный порядок присвоения).

 

4. Неподверженность информации физическому износу. В этом случае чаще всего говорят о моральном износе (устаревание информации).

 

5. Способность к сохранению и сжатию. Сжатие, т. е. запись большого количества информации на соответствующем носителе, осуществляется как путем преобразования формы представления информации (реферирование и аннотирование), так и путем повышения емкости носителей информации, внедрение новых носителей (микрофильмирование, запись на магнитные ленты, диски и т. п.)- В любом случае сжатие информации предполагает ее упорядочение, дает возможность более эффективно осуществлять ее поиск, помогает обеспечить своевременность, полноту, точность выдачи информации.

 

6. Количественная определенность информации.

 

7 Системность информации. Применительно к машинной информации можно добавить еще один признак: создание особым способом — с помощью средств компьютерной техники.

Электронно-цифровая подпись

Итак, подписи контрагентов на едином документе имеют чрезвычайно большое значение и используются во всех договорных возмездных обязательствах (ч. 1 и 2 ГК РФ). Подписи требуются на доверенностях, актах и других правоустанавливающих документах.

 

Не менее важна подпись как на оферте (предложении) о заключении договора с адресатом (ст. 435 ГК), так и на акцепте (ответе) лица, которому адресована оферта, о ее принятии (ст. 438 ГК), ибо согласно все тому же п. 2 ст. 434 ГК РФ договор может быть составлен «...также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору».

 

Мы умышленно выделили жирным курсивом словосочетание «электронной или иной связи», так как подходим к главному вопросу: законодатель, включив в текст ст. 434 ГК РФ вышеуказанное словосочетание, тем самым прозорливо дал расширительное толкование правовой возможности заключить участникам гражданского оборота договор или составить какой-либо документ посредством «иной» связи. И этот шаг законодателя оправдан с точки зрения развития научно-технического прогресса (НТП) и бурно развивающейся сферы высоких тех­нологий (СВТ): современнейшие компьютеры, глобальные телекоммуникационные сети, например, Интернет и т. п. Составители ГК РФ как бы предвидели вступление человечества в новое тысячелетие, а поэтому, понимая, что НТП даст людям новейшие средства связи, которые на сегодня спрогнозировать пока невозможно, решили включить в текст вышеупомянутой статьи Гражданского кодекса слово «иной» связи.

 

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сделать вывод о том, что электронная цифровая подпись (ЭЦП) законодательно закреплена в п. 2 ст. 434 ГК РФ, так как не запрещена этой правовой нормой, а словосочетание «иная связь» позволяет нам презюмировать данный факт.

 

Характерно, что ученые-правоведы поддерживают вышеуказанную нами точку зрения, в том числе со ссылкой уже на конкретное судебное дело.

 

«Согласно п. 2 ст. 434 ГК при заключении договора допускается использование всех форм современной связи, в том числе электронной, при условии, что он,а позволяет достоверно определить, что документ исходит от стороны по данному договору. Для этого при разрешении возникшего спора необходима опенка всех имеющихся по делу материалов» (Вестник ВАС РФ, 1994, № II, с. 68)[6].

 

Несмотря на отсутствие запрета в ГК РФ об использовании ЭЦП, к России до сих пор нет вступившего в законную силу закона о порядке использования ЭЦП, а имеется лишь законопроект. Почти аналогичный законопроект имеется и в США. Перейдем к их концептуальному анализу и рассмотрению, утвердив в своем сознании два момента:

 

1)ЭЦП разрешена в силу закона (п. 2 ст. 434 ГК РФ);

 

2) Рост НТП. СВТ, информации, в том числе и СМИ показывает, что без ЭЦП в новом тысячелетии не обойтись. Она необходима, а со временем может вытеснить из документооборота подпись при помощи шариковой ручки, посредством почтовой, телеграфной, телефонной и (или) телетайпной связи. Будущее за ЭЦП либо за «иной», доселе неизвестной нам передачи подписи на огромные и малые расстояния. Нескончаемый поток информации, стремление совершить сделку либо заключить то или иное правительственное соглашение в наиболее сжатые сроки заставит правоприменителя воспользоваться средством ЭЦП. Прежде всего, отметим, что удостоверение ЭЦП является услугой, но законодатель гарантирует обеспечение правовых условий для использования ЭЦП в процессе обмена электронными сообщениями, при соблюдении которых ЭЦП признается равнозначной собственноручной подписи (п. 1 ст. I Законопроекта).

 

Однако каким образом гарантируется «обеспечение правовых условий» для использования ЭЦП, в Законопроекте сказано вскользь.

 

Действие будущего Закона должно распространяться на широчайший круг лиц: органы госвласти и местного самоуправления, включая юридических лип (очевидно, с любой организационно-правовой формой собственности) и физических лиц, находящихся под юрисдикцией РФ (п. 2 ст. 1).

 

Пункт 4 ст. 1 Законопроекта и вовсе наполнен демократическим содержанием: «Использование ЭЦП регулируется настоящим Федеральным законом, иным законодательством РФ, а также соглашением сторон». Последнее выделенное словосочетание надо понимать таким образом: соглашение — договор, а договорные отношения регулируются нормами ГК РФ. Обратившись к ст. 421 ГК РФ, мы увидим примат свободы договора. Иначе говоря, договор об использовании ЭЦП может содержать в себе элементы различных договоров (смешанный договор), а условия такого договора определяются сторонами по своему усмотрению (п. 4 ст. 421 ГК), договор об использовании ЭЦП должен соответствовать закону и иным правовым актам (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Ограничения использования ЭЦП в договорных отношения могут также устанавливаться соглашением сторон (п. 5 ст. 3 Законопроекта).

 

Обратимся к ст. 2 Законопроекта с названием «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». Таких понятий в ст. 2 Законопроекта двенадцать.

 

Рассмотрим самые важные из них.

 

«ЭЦП — последовательность символов, полученных в результате преобразования исходной информации с использованием закрытого ключа ЭДП, которая позволяет пользователю открытого ключа ЭЦП установить целостность и неизменность информации, а также владельца закрытого ключа ЭЦП».

 

В понятие ЭЦП входит терминология: «целостность и неизменность информации»; «открытый и закрытый ключ ЭЦП».

 

Следует ли считать вышеозначенную терминологию, как предотвращение несанкционированного доступа к той информации, которая передается владельцем по электронной почте в системе Интернет, включая ЗЦП? Как будет реализоваться это правоустановление на практике (защита от «хакеров»), трудно определить. В то же время орган средств передачи ЭЦП не гарантирует обеспечение конфиденциальности информации (ст. 4). Видимо, слово «установить» не идентично слову «не допустить», например, несанкционированный доступ (целостность) к информации. Поэтому, полагаем, что ст. 4 Проекта Закона находится в некой коллизии с понятием ЭЦП, изложенным в абз. 3 ст. 2 этого Законопроекта.

 

Представим теперь определение открытого и закрытого ключей ЭЦП.

 

 

Открытый ключ ЭЦП[8] — общедоступная последовательность символов, предназначенная для проверки ЭЦП. Закрытый ключ ЭЦП[9] — последовательность символов, предназначенная для выработки ЭЦП и известная только правомочному лицу.

 

ОКЭЦП — это та система символов, которая доступна для всех пользователей, но с помощью данной системы параллельно проверяется сама ЭЦП.

 

ЗКЭЦП — определенная система символов, которая, способствуя выработке ЭЦП, доступна и известна только строго правомочному лицу. Последним может быть как лицо, отправляющей информацию, так и лицо, принимающее ее, в том числе иное правомочное лицо (действующее по доверенности согласно Уставу юридического лица и г. п.).

 

Представим и другие определения понятий, перечисленные в ст. 2 Законопроекта.

 

Сертификация открытого ключа ЭЦП (сертификат ключа подписи) — документ, выданный и заверенный удостоверяющим центром, подтверждающий принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу.

 

Владелец сертификата ключа подписи (владелец сертификата) — физическое или юридическое лицо, на имя которого выдан сертификат ключа подписи и которое владеет закрытым ключом ЭЦП, соответствующим открытому ключу, указанному в сертификате.

 

Вышеупомянутые определения, на наш взгляд,

 

являются общедоступными и не нуждаются в дополнительном комментировании, так же. как и такие определения:

 

Центр по удостоверению подлинности ЭЦП (удостоверяющий центр) — юридическое лицо или обособленное подразделение юридического лица обладающие правомочиями на удостоверение принадлежности конкретного открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата.

 

Сертификат на средство ЭЦП— документ, выданный по правилам соответствующей системы сертификации, удостоверяющий соответствие этого средства специальным требованиям и гарантирующий в течение определенного срока действия возможность использования данного средства в качестве инструмента выработки и проверки ЭЦП.

 

В этих определениях нет особой сложности. Но здесь следует иметь в виду, что удостоверяющий центр во всех случаях должен иметь соответствующий сертификат и лицензию на право удостоверения подлинности ЭЦП, формирование и проверку ЭЦП как деятельность по оказанию услуг (п. 8 ст. 3). Сама же сертификация средств ЭЦП должна осуществляться согласно законодательству о сертификации товаров и услуг на основании лицензии, выдаваемой государственным лицензирующим органом (п. 3 ст. 4), при этом сертификация является обяза­тельной (п. 4 ст. 4).

 

И последнее понятие в ст. 2 Законопроекта - это подтверждение подлинности ЭЦП— положительный результат проверки правильности ЭЦП, выработанной правомочным лицом из исходной информации путем применения принадлежащего ему закрытого ключа ЭЦП, полученный с использованием зарегистрированного и сертифицированного открытого ключа ЭЦП.

11) Информационная сфера (среда) — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

При определении понятия «информационная сфера» следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие «информационная сфера» (среда), под которой в законодательстве понимается «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер. Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо «производство» — «создание и преобразование», вместо «поиск, получение, передача, распространение» — «потребление», хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

 

Информационная сфера — это среда оборота информации (производство — распространение — потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

 

Основными объектами информационной сферы являются:

 

1. Информация, в том числе информационные ресурсы — массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

 

2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

 

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

 

б) информационно-телекоммуникационные структуры — территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

 

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

 

г) системы средств массовой информации.

Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство — распространение — потребление — производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой «вредной информации».

 

При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

 

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

 

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регули­рование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ». Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное — нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей «восьмерки» в Окинав-ской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что «солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире».

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей «Тектологии»79. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere — добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

 

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют «производство», «создание», «преобразование» информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство «вредной» информации.

 

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только «распространение» информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли долж­ного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

 

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и «вредной» информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

 

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник — средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения «вредной информации».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.081 с.)