Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне



 

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

 

Государственная тайна

 

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

 

Государственную тайну составляют:

 

1) сведения в военной области:

 

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

 

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

 

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

 

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

 

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

 

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

 

2) сведения в области экономики, науки и техники:

 

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о моби­лизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

 

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

 

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

 

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

 

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

 

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

 

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

 

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

 

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

 

о методах и средствах защиты секретной информации;

 

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

 

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

 

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 2 в ред. Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ, ст. 1.

Гриф секретности

гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 2.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 21.

Допуск к государственной тайне

допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

Закон Российской Федерации от 21.07.93 Mb 5485-I "О государственной тайне", ст. 2.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

 

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 2.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 3.

 

 

40) Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется посредством их передачи между субъектами, круг которых, а равно и основания передачи очерчены в Законе РФ «О государственной тайне». Согласно разделу V названного Закона передача сведений, составляющих государственную тайну, возможна путем:

 

- взаимной передачи сведений органами государственной власти и организациями;

- передачи сведений в связи с выполнением совместных и других работ;

- передачи сведений другим государствам.

 

Под взаимной передачей сведений, составляющих государственную тайну, понимается передача секретной информации, осуществляемая органами государственной власти и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, определены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с последующими изменениями)186. Так, полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающими достижения атомной науки и техники, имеющими важное оборонное и экономическое значение или определяющими качественно новый уровень возможности создания вооружения и военной техники и(или) принципиально новых изделий и технологий, наделены Минатом России, Минобороны России, Минэкономразвития России в рамках их компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе.

 

Передача сведений может осуществляться различными способами, например, с помощью услуг федеральной фельдъегерской связи или путем сдачи носителя сведений по акту приема-передачи, оформленному в установленном порядке.

 

Органы государственной власти и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. При этом руководители запрашивающей стороны несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. Обязательным условием для взаимной передачи подобного рода сведений органам государственной власти и организациям является наличие у них лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

 

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ, понимается передача секретной информации заказчиком этих работ организациям или гражданам, осуществляемая с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Эти сведения подлежат передаче только в объеме, необходимом для выполнения заказанных работ.

 

До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у исполнителей работ — организаций лицензий на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

 

Организациям, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ, например, в рамках государственных заказов, и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, предоставлено право заключения договоров об оказании услуг структурными подразделениями по защите государственной тайны, которые созданы в государственных организациях. В данном случае в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну обеих договаривающихся сторон, делается соответствующая отметка.

 

В договорах на проведение совместных и других работ должны быть предусмотрены взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите указанных сведений. Организация контроля за эффективностью других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с условиями заключенного сторонами договора.

 

При нарушении исполнителем обязательств по защите государственной тайны, взятых им на себя по договору, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, причиненный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с нормами гражданского законодательства.

 

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам понимается передача секретной информации другому государству (доведение ее до иностранного государства или уполномоченного им представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа). Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ. Такому решению должно предшествовать экспертное заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Порядок формирования материалов, представляемых органом государственной власти или организацией в комиссию для экспертного заключения, регламентируется Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997г. №973187. Указанным Положением установлено, в частности, что обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

- соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;

- перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;

- порядок передачи сведений;

- требования к использованию и обработке передаваемых сведений;

- обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим сторонам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

- порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Процедура передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам включает в себя несколько стадий.

На первой стадии заинтересованные в передаче сведений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации направляют руководителям органов государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, мотивированное ходатайство, в котором излагаются:

- цель передачи;

перечень планируемых к передаче сведений, их степень секретности, кем и на каком основании они были засекречены (отнесены к государственной тайне);

- перечень компетентных органов, уполномоченных принимающей стороной получать сведения;

- обоснование необходимости и целесообразности передачи сведений, оценка последствий такой передачи для обеспечения политических и экономических интересов РФ;

- предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае невыполнения принимающей стороной взятых на себя обязательств.

Получивший мотивированное ходатайство орган государственной власти изучает возможность передачи запрашиваемых сведений и в месячный срок доводит свое решение до заявителя.

На второй стадии мотивированное ходатайство, решение органов государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, а также международные договоры и другие документы, имеющие непосредственное отношение к защите рассматриваемых к передаче сведений, заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экспертного заключения. Экспертное заключение межведомственной комиссии, содержащее вывод о возможности передачи сведений с учетом соблюдения интересов РФ, направляется заявителю в 45-дневный срок с момента получения материалов комиссией. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок подготовки экспертного заключения может быть увеличен, о чем сообщается заявителю.

 

На третьей стадии по ходатайству заявителя федеральными органами исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, либо органами исполнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ вносится проект его решения с приложением экспертного заключения Межведомственной комиссии.

 

В случае, когда с иностранным государством — получателем сведений ранее не заключался международный договор о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений или при неполном отражении в заключенном ранее международном договоре правил, касающихся обязательств принимающий стороны по защите передаваемых ей сведений, одновременно с проектом решения о передаче сведений в Правительство РФ представляются предварительно проработанные с принимающей стороной и согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.

 

На четвертой стадии, во исполнение решения Правительства РФ и в соответствии с процедурами, предусмотренными международным договором и действующими нормативно-правовыми актами, осуществляется фактическая передача сведений. Дополнительные меры защиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых компетентными органами, уполномоченными осуществлять прием (передачу) сведений.

 

41) Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

 

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

 

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

 

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

 

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

 

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

 

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 21.

 

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

 

права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

 

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

 

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к госу­дарственной тайне.

 

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 24.

 

Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

 

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

 

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

 

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

 

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

 

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

 

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

 

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О государственной тайне", ст. 22 в ред. Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ, ст. 1.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.058 с.)