Соотношение информатики и информационного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение информатики и информационного права



Необходимость формирования правовой информатики обоснована в литературе при анализе категории «информация» в понятийном аппарате юридической науки1. Исходя из рассмотренных концепций и положений, можно заключить, что правовая информатика связана с разнообразными информационными явлениями и процессами в области правовой реальности и в этом смысле, на наш взгляд, она является одним из основных разделов правовой кибернетики. В таком виде правовая информатика пока не может рассматриваться в качестве самостоятельной науки и учебной дисциплины, хотя в перспективе она может отпочковаться от правовой кибернетики и превратиться в самостоятельную отрасль социально-правовых знаний.

 

Понятие «право информатики» (или «компьютерное право») появилось в литературе недавно, в связи с бурным развитием вычислительной техники и информатики в советском обществе. Оно непосредственно касается правового регулирования общественных отношений в процессе использования вычислительных систем (вычислительные центры, службы АСУ, ИПС и т. д.), которые осуществляют сбор, обработку, передачу, хранение, отображение и использование машинной информации в обществе. В рамках Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике сейчас ведутся плодотворные исследования по разработке кодекса информатики и иных правовых актов, направленных па оптимизацию циркулирования информации в обществе1.

 

В частности, анализ литературы по теории государства и права, другим отраслям права и формирующемуся информационному праву показывает, что при характеристике основ правового регулирования информационных отношений в обществе, с точки зрения права, обычно выделяют четыре группы наук: 1) общетеоретические (теория государства и права, конституционное право и др.); 2) отраслевые (гражданское, уголовное, административное и др.); 3) комплексные (криминалистика, криминология и др.) и 4) прикладные (судебная статистика, правовая кибернетика, правовая информатика, компьютерное право и др.). Причем общетеоретические науки разрабатывают теоретические проблемы права и государства, необходимые для всех юридических наук, отраслей и институтов. Каждая из отраслевых юридических наук исследует свою совокупность норм права, регулирующую конкретные общественные отношения. Комплексные юридические науки изучают правовые явления и процессы как правовыми, так и неправовыми методами и средствами. Прикладные науки обслуживают различные сферы юридической деятельности и, следовательно, определенные юридические науки38.

пользуются выводами правовой информатики о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их компьютеризации, о принципах построения и использования информационных систем, создания экспертных и консультационных систем на основе современных информационных технологий, методов формализации и управления. Правовая информатика здесь выступает также важным подспорьем в анализе информационных процессов в виртуальной среде.

 

Интернет-право, изучающее всемирное кибернетическое пространство, безусловно, интересуют идеи, понятия, средства и разработки правовой кибернетики (в частности, подходы правовой кибернетики к проблеме оптимального управления сложными динамическими системами в правовой сфере, которые базируются на использовании системных, математических и иных методов и средств, включая и Интернет). В процессе решения конкретных задач во Всемирной информационной паутине (оказание информационных услуг, заключение электронных сделок, обмен цифровой информацией и др.) субъектам интернет-отношений порой приходится оперировать понятиями оптимума в управлении, разнообразия, энтропии, структурных и семантических мер информации, кодирования сообщений, пропускной способности каналов связи и т. д., а это все понятия кибернетики и теории оптимального управления, которые используются в праве.

 

Наконец, субъекты интернет-отношений применяют при решении отдельных задач и выводы так называемого компьютерного права. Эта область знаний пересекается с информационным правом, посему в виртуальном пространстве сегодня ставятся и решаются «пересекающиеся» задачи — использования действенных компьютерных систем, сетей, баз данных, правового регулирования сбора, обработки и использования компьютерной информации и др.

 

Конечно, следует признать, что в связи с появлением информационного права и Интернета в научной литературе стали постепенно забывать о существовании правовой информатики, правовой кибернетики и компьютерного права. Так, в.вузах преподается сейчас в основном правовая информатика, и даже высказано мнение об объединении указанных направлений научных знаний либо о включении всех их в предмет ин­формационного права40.

18) Информационное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. Под системой права здесь понимают упорядоченное, как правило, по критерию единства предмета и метода правового регулирования множество норм (правовые семьи, отрасли, подотрасли, правовые институты, общие и особенные части), которое формируется (складывается) для всестороннего регулирования общественных отношений.

Любая отрасль права также имеет свою систему, которая в реальности проявляется как:

• отрасль правовой науки;

• отрасль законодательства и иной нормативно-правовой деятельности;

• сфера правоприменения;

• состояние правосознания.

Все эти компоненты отрасли в большей или меньшей мере отражаются на определенный момент в учебной дисциплине данной отрасли.

 

Несколько замечаний по поводу формирования доктрины информационного права.

 

Развитие информационного права как отрасли правовой науки имеет свою историю. Как уже отмечено, официально мысль о необходимости выделения такой отрасли права в СССР была высказана А. Б. Венгеровым еще в 1975 г. Она не всеми была поддержана и научная дисциплина развивалась в рамках компьютерного права. Первые работы в этой области принадлежат Ю. М. Батурину. Велись исследования и разрабатывались учебные курсы по правовой кибернетике и правовой информатике, информационному и коммуника-ционому менеджменту и др.

 

В настоящее время идея информационного права реализуется достаточно активно. Во многих странах существуют не только кафедры, но и институты информационного права, имеются публикации по данной проблеме за рубежом и в России. Однако пока нельзя сказать, что наукой охвачены все ключевые проблемы отрасли.

19) Предмет информационного права. Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации, отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности. Сама информация выступает объектом отношений, урегулированных нормами информационного права, но не является его предметом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же время особенности общественных отношений предопределены спецификой самого объекта, т. е. информацией. Специфика информации состоит в том, что она является благом особого рода, которое проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.

 

Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права, весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта данных отношений выступают информация и/или производные от нее продукты, например, информационные ресурсы.

 

Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения предметной области информационного права, хотя в литературе и имеются определенные точки зрения на данную проблему. Так, В. А. Копылов выделяет несколько предметов информационного права, считая основными из них «информационные отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации31. И. Л. Бачило полагает, что предметной сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования, хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов, созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информатизации и удовлетворения потребностей пользователей, обеспечения безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере 32.

 

Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или невключение этих отношений в предмет информационного права будет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информационного законодательства, отличающегося сегодня известной неупорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле информационного права группы чисто информационных отношении, поскольку законодатель предпочитает регулировать отношения, объектом которых выступает не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними. Подобный подход законодателя к определению объекта информационных отношений вполне понятен и объясняется отсутствием юридической модели специального права на информацию, которое выполняло бы функции аналогичные функциям вещного права собственности. Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегулировать лишь такие отношения, объект которых поддается внешнему контролю и тем самым попадает в правовое поле. Информация, если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их передачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.

 

Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.

20) Методы информационного права. Из специфики предмета информационного права вытекает его метод — совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.

 

В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый — метод субординации (императивный), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.

 

В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных ресурсов, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

 

Второй — метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по использованию информационных ресурсов.

 

Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.

 

Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.

 

В то же время своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет, для него характерны оба универсальных метода — императивный и диспозитивный.

 

Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, дадим определение информационного права.

 

Понятие принципы инф права

 

Информационное право — это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.

 

Принципы

Принципы информационного права. Основополагающие положения информационного законодательства закреплены в Конституции Российской Федерации и детализированы в ряде специальных законов, регулирующих отношения в информационной сфере. Эти положения, содержащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений, и составляют принципы информационного права.

 

Принципы информационного права, как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права, относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как легальных определений и формулировок. Выявление принципов информационного права — задача правовой науки, и в частности науки информационного права.

 

По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется информационное право, несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.

 

Так, М. М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права:

 

- принцип приоритетности интересов государства;

 

- принцип строгого соблюдения законности;

 

- принцип строго соблюдения прав и личных интересов человека;

 

- принцип равенства граждан перед законом;

 

- принцип обеспечения информационной безопасности;

 

- принцип необходимости программно-целевого подхода33.

 

По мнению В. А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права:

 

- принцип приоритетности прав личности;

 

- принцип свободного производства и распространения;

 

- принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;

 

- принцип свободного доступа (открытости);

 

- принцип полноты обработки и оперативности;

 

- принцип законности;

 

- принцип ответственности;

 

- принцип «отчуждения» информации от ее создателя;

 

- принцип оборотоспособности информации;

 

- принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;

 

- принцип распространяемости информации;

 

- принцип организационной формы;

 

- принцип экземплярности34.

 

Представляется, что в предлагаемых системах принципов информационного права допущено смешение общеправовых (универсальных) принципов, которые пронизывают всю систему права, например, принцип законности, межотраслевых принципов, свойственных нескольким отраслям, например, принцип приоритетности прав личности или интересов государства и специфических (отраслевых) принципов собственно информационного права.

22)конст принц Статья 29

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 42

 

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 44

 

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

 

23)Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются: принцип свободы продуцирования и циркуляции информации, принцип баланса информационных прав и охраняемых законом интересов личности, общества и государства, принцип единства и дифференциации информации и ее материальных носителей, принцип режимности.

 

Принцип свободы продуцирования и циркуляции информации нашел прямое закрепление в частях четвертой и пятой ст. 29 Конституции РФ. В соответствии с ним каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

 

Ограничение этой свободы допустимо лишь по законным основаниям.

 

Принцип баланса информационных прав и охраняемых законом интересов личности, общества и государства находит свое отражение и развитие в ряде норм информационного законодательства. Так, права и охраняемые законом интересы граждан в отношении информации о них закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Интересы общества в информационной сфере соблюдены, в частности, применением института общероссийского национального достояния (ст. 9 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации), а интересы государства — использованием института государственных информационных ресурсов (ст. 7 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).

 

Принцип единства и дифференциации информации и ее материальных носителей проходит красной нитью через все регулятивное поле информационного законодательства. Этот принцип обусловлен наличием избранной законодателем юридической модели документированной информации, которая реализует постулат о нахождении информации в постоянной связи с конкретным носителем и ее инвариантности тому из них, на котором она зафиксирована в данный момент. Конкретное закрепление принцип единства и дифференциации получил, в частности, в нормах ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене», ст.1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

 

Принцип режимности информации отражает степень возможных ограничений свободы доступа к информации и ее получения. Он закреплен, в частности, в ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», в разделе III Закона РФ «О государственной тайне», в ст. 139 ГК РФ.

25) Источники права — способы формирования и формы закрепления правовых норм. Среди них выделяют четыре основные: обычаи, нормативно-правовые акты, договоры

(международные и внутригосударствённьГё) Система правовых актов как источников позитивного информационного права не отличается ничем от источников других отраслей. Она включает систему таких нормативных актов, как законы Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе и такую форму закона, как кодекс, конституции и законы субъектов РФ; указы Президента пост прав. РФ; норм. акты глав субъектов Федераций и акты прав или администрации субъектов РФ; нормативные акты тельной власти; постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

 

К источникам информационного права относятся как международные, так и внутренние договоры Российской Федерации, а также ратифицированные международные акты. Примером могут быть Конвенция о создании Международного союза публикаций тамо-

 

листов под редакцией проф. В. А. Никитова. В нем собраны термины, касающиеся информатики, уже зафиксированные в действующем законодательстве. В этом издании дефинитивные нормы систематизированы по 13 направлениям. Они охватывают такие определения, как информационные ресурсы; государственные информационные ресурсы; документ, документированная информация; компьютерные системы, технологии и средства их обеспечения; защита информации; правовые документы; информация о гражданах; избирательная система; оборона, безопасность; культура, научная деятельность, техника, интеллектуальная собственность; защита населения и охрана окружающей среды, система мониторинга окружающей среды; связь и транспорт.

женных тарифов (5 июля 1890 г. с протоколом 1949 г.); большое количество соглашений о системах космической связи; Европейская конвенция по вопросам авторских и смежных прав применительно к трансграничному спутниковому телевещанию (11 мая 1994 г., Страсбург); Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами (3 декабря 1958 г.).

Огромное количество подзаконных актов касается вопросов информации, связи, информатизации.

 

Перечисленные виды нормативных правовых источников информационного права содержат, как правило, отдельные нормы или разделы, посвященные информационной проблематике. И только с уровня федерального закона возможно говорить о законе в полном смысле, относящемся к данной отрасли права и целиком посвященном регулированию отношений в данной предметной сфере. Так р^алйзуетс^ принцип разнообразия источников этой отрасли пр^ва.

 

нальной с^йтемы права в связи с развитием Интернета и других гло-ем, реализуется не только через нормативные правовые акты. Мы имеем в виду многочисленные попытки создать моральные кодексы, регулирующие отношения в рамках информационных процессов, дополнительно к законодательной основе. Например, Закон Великобритании «О свободе информации» (2000 г.) органически включил в свою структуру такой документ, как Практический кодекс доступа к правительственной информации. Еще более определенно совместимость моральных и правовых норм заметна в сфере регулирования информации в СМИ. Например, положение Тулуарской декларации 1981 г., принятой руководителями независимых информационных структур 20 стран, предусматривающее возможность применения на добровольной основе Кодекса морально-этических норм журналистов, которые формулируют сами журналисты.

 

Источниками нормативной основы в информационной сфере

неоднозначно. Одни рассматривают стандарт как исключительно нормативный технический акт, другие же считают, что стандарт — юридико-технический акт. В любом случае стандарты занимают большое место в источниках регулирования если не отношений, то правил поведения субъектов в данной сфере. Стандарты касаются таких объектов, как информационная продукция, документы, термины, типовые технологические процессы, автоматизированное рабо­чее место (АРМ) и т. п. Стандарты являются такими источниками в структуре нормативного регулирования сферы информации и информатизации, глобальных сетей, соблюдение которых обеспечивается действующим законодательством. Несоблюдение или нарушение правил, установленных государственными стандартами, является преступлением уголовного характера или проступком административного характера.

 

Несмотря на множество норм, относящихся к сфере информационных отношений, еще нельзя сказать, что вся совокупность источников нормативного характера уже сформировала систему этого законодательства. Информационное право — самая молодая отрасль права и система ее источников, особенно законодательства, только начинает формироваться. Этим можно объяснить и тот факт, что еще многие стороны отношений в информационной сфере регулируются навыками, обычаями, традиционно сложившимися правилами, а многие стороны этой сферы вообще не урегулированы.

 

64 В конце 1999 г. по заданию Минсвязи России разработаны «Основные направления стандартизации в сфере информатизации на 1999-2002 гг.». В этом документе определены основные направления стандартизации: обеспечение работы в сетях и соответствующих соединений, сбор данных и системы идентификации, сервисы управления данными, обеспечение программной инженерии и языков программирования, обеспечение представления информации, геоинформационные технологии, текстовые и учрежденческие системы, безопасность информационных технологий и др. Стандарты общего назначения содержат нормативную базу, обеспечивающую поддержку работы по отдельным направлениям, а также унифицируют терминологию. Технический комитет, действующий в настоящее время при Министерстве связи и информатизации РФ, принимает активное участие в разработке международных стандартов, создаваемых на основе, как правило, европейских стандартов (CEN), национальных стандартов США (ANSI) и международных технических спецификаций (ITS) Ассоциации производителей средств автоматической идентификации.

 

Система законодательства

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет или прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно — правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно-значимых отношений.

 

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников права и является основной их разновидностью.

 

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты, посвященные регулированию отношений, объектом которых являются информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.

 

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты субъектов Федерации. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в п. «и» ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б» части первой ст. 72).

 

Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное или длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяют сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

 

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

 

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.

 

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание или дано конкретное поручение.

 

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

 

На уровне субъектов Федерации применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является ч. 4 ст. 76 Конституции РФ.

 

Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например, порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны на предприятии и т. п.

 

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения,

30) Исследование показало, что в теории права общая концепция Интернета пока не рассматривалась. Ее отдельные положения исследовались в основном в рамках информационного права, и то в контексте общей теории информации, информатизации и защиты информации41.

 

Отталкиваясь от этих исходных теоретических положений, в настоящее время Интернет в теории права можно определять по-разному: как «всемирную сеть сетей», как «новое средство получения всеохватывающей информации» (в том числе и правовой), как «мировую бесконечную консервацию», как «глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, не имеющих четко определенного собственника и служащих для интерактивного соединения (коммуникации) физических и юридических лиц»42. В то же время сегодня в науке выработано достаточно большое количе­ство определений Интернета, где описывается это глобальное явление — феномен конца XX в., который, безусловно, благотворно воздействует на традиционные способы коммуникаций современных обществ и способствует их развитию.

 

В частности, опираясь на эти определения, сегодня можно констатировать, что Интернет в свете теории права — это прежде всего новое пространство человеческого самовыражения и общения; международное пространство, пересекающее любые границы; децентрализованное пространство, которым никакой оператор, никакое государство полностью не владеет и не управляет. Наконец, Интернет представляет собой разнородное (гетерогенное) пространство, где каждый может свободно действовать, высказываться и работать (говоря образным языком — пространство «разума и свободы»). С другой стороны, с точки зрения представленного выше механизма правового регулирования интернет-отношений Интернет сегодня есть также инфраструктура социального регулирования43. У Интернета есть свои специалисты, собственные правила функционирования. Но надо заметить, что такая инфраструктура не создается сама по себе. Она существует для поддержки определенных видов человеческой деятельности, включая и информационно-правовую. Через Интернет реальные лица (физические и юридические), располагаясь в разных точках планеты, ведут реальную работу (т. е. обмениваются информацией, заключают сделки, пересылают документы, знакомятся и т. д.). Правовые и иные социальные нормы, регулирующие их поведение, одинаково применяются ко всем субъектам (участникам) интернет-отношений, в том числе и к иностранным гражданам. И поэтому, как показал анализ последних зарубежных докладов по Интернету, проведенный автором, во Франции, например, многие специалисты отмечают, что Интернет не может действовать без правовой регламентации. Интернет в этом смысле необходим всем (и юристам в том числе) и не ставит под сомнение концептуальные основы современного права.

 

В то же время сети Интернета при ненадлежащем их использовании могут содержать угрозу правовому положению граждан; они порой ломают традиционные общественные (публичные) и частные устои жизни и в конечном счете ставят сложные проблемы перед западными демократиями, а также Россией, Союзом Беларуси и России и СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.1 с.)