Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие проблемы информационной безопасности

Поиск

 

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа [Концепция, 2000].

Для достижения этого требуется:

ü обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиты своей чести и своего доброго имени;

ü развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;

ü защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В этих целях необходимо:

ü повысить безопасность информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

ü интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных средств защиты информации;

ü обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

¨ угрозы развитию отечественной индустрии информации, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению сохранности отечественных информационных ресурсов;

¨ угрозы безопасности информационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами развитию отечественной индустрии информации могут являться закупка органами государственной власти импортных средств информатизации при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам.

К внутренним источникам относится недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

§ разработка, использование и совершенствование средств защиты информации;

§ создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

§ сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны.

Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих безопасности Российской Федерации в сферах жизнедеятельности общества и государства.

В сфере экономики.

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении безопасности Российской Федерации.

Воздействию в сфере экономики наиболее подвержены системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также системы хранения финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Бесконтрольная деятельность структур по созданию и защите систем хранения статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Критическое состояние предприятий, разрабатывающих и производящих средства защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств.

Существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики является разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации.

В сфере внутренней политики.

Наиболее важными объектами в сфере внутренней политики являются конституционные права и свободы человека и гражданина. При этом наибольшую опасность представляет нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере.

В сфере внешней политики.

К наиболее важным объектам в сфере внешней политики относятся:

ü информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

ü информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;

ü информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;

ü блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Из внешних угроз наибольшую опасность представляют попытки несанкционированного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.

В области науки и техники.

Наиболее важными объектами в области науки и техники являются открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование.

К числу основных внутренних угроз следует также отнести сложности реализации мероприятий по защите информации, особенно на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях.

В сфере духовной жизни.

К числу основных объектов в сфере духовной жизни относится неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, а также объекты интеллектуальной собственности.

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

ü исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

ü обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международные;

ü обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности.

Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации является создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.

В сфере обороны.

К объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны относятся:

¨ информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации;

¨ информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

¨ программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;

¨ информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов.

Внутренними угрозами информационной безопасности в сфере обороны является нарушение установленного регламента хранения информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса.

Главными специфическими направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны являются постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа и развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием.

В правоохранительной и судебной сферах.

К наиболее важным объектам информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах относятся:

§ информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера;

§ информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;

§ информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи).

Внутренней угрозой, представляющей наибольшую опасность для указанных объектов, является нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, содержащейся в картотеках и автоматизированных банках данных и использующейся для расследования преступлений.

Наряду с широко используемыми общими методами и средствами защиты информации применяются также специфические методы и средства обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах.

Главной из них является создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем.

В условиях чрезвычайных ситуаций.

К специфическим для данных условий направлениям обеспечения информационной безопасности относится разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Основным направлением международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.

В Концепции национальной безопасности особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации придается использованию возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

 

Информационные войны

 

В Концепции национальной безопасности отмечено стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, а также сделан вывод о том, что серьезную опасность представляет разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Термин «информационная война» появился в середине 80-х годов прошлого века в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания «холодной войны» и начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 году, когда новые информационные технологии впервые были использованы как средства ведения войны.

В военных кругах США под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника, при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информационных систем.

К особенностям информационной войны можно отнести следующие [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002]:

§ информационная война охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;

§ объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;

§ информационная война расширяет территорию и пространство ведения войн, ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности;

§ информационная война ведется как специализированными военными, так и гражданскими структурами.

По оценкам российских спецслужб концепция «информационной войны» предусматривает [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002]:

§ подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение центров командования и управления);

§ электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);

§ получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);

§ осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением,

§ уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем («хакерная война»);

§ формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война);

§ получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, циркулирующей в информационных системах, а также публикуемой в средствах массовой информации.

Исследуя информационные войны, американские аналитики вводят понятие информационного превосходства - возможность сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации при воспрещении использования (получения) информации противником.

Информационное превосходство достигается в небоевой обстановке или в обстановке, в которой еще нет четко обозначившихся противников, в то время, когда свои войска получают информацию, необходимую им для выполнения оперативных задач. Аналитики рассматривают информационное превосходство как новый уровень боеготовности, необходимость в котором возникла за последнее время.

Сегодня информационные операции играют существенную роль в достижении военного превосходства. Американцы в своей концепции ставят вопрос об усилении работы по объединению информационных операций как самостоятельного вида боевых действий с другими операциями вооруженных сил (от физического устранения до психологической операции против систем защиты компьютерных сетей). В этом контексте отдельно рассматривается проблема оценки военного ущерба, нанесенного противнику информационными операциями. Более того, рассматривая информационные операции как перспективный самостоятельный вид боевых действий (за счет которого в Пентагоне и рассчитывают в будущем добиваться решающих результатов), командование ВС США предполагает введение в виды вооруженных сил соответствующих формирований, укомплектованных специалистами, получившими специальную подготовку и оснащенными современным информационным оружием.

Информационное оружие — это средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Информационное оружие от обычных средств поражения отличает [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002]:

§ скрытность — возможность достигать цели без видимой подготовки и объявления войны;

§ масштабность — возможность наносить невосполнимый ущерб, не признавая национальных, границ и суверенитета, без ограничения пространства во всех сферах жизнедеятельности человека;

§ универсальность — возможность многовариантного использования как военных, так и гражданских структур страны нападения против военных и гражданских объектов страны поражения.

По оценкам Службы внешней разведки Российской Федерации, сфера применения информационного оружия включает как военную, так и экономическую, банковскую, социальную и иные области потенциального противника в целях [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002]:

§ дезорганизации деятельности управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации;

§ блокирования деятельности отдельных предприятий и банков, а также базовых отраслей промышленности путем нарушения многозвенных технологических связей и системы взаиморасчетов, посредством осуществления валютно-финансовых махинаций и т.п.;

§ инициирования крупных техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами, имеющими дело с большими количествами опасных веществ и высокими концентрациями энергии;

§ массового распространения и внедрения в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов;

§ вызова недовольства или паники среди населения, а также провоцирования деструктивных действий различных социальных групп.

При этом в качестве основных объектов применения информационного оружия как в мирное, так и в военное время выступают [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002]:

§ компьютерные и коммуникационные системы, используемые государственными организациями при выполнении своих управленческих функций;

§ военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками и боевыми средствами, сбора и обработки информации в интересах вооруженных сил;

§ информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

§ средства массовой информации, в первую очередь электронные (радио, телевидение и др.).

Возможность применения информационного оружия в условиях открытости и роста международного информационного обмена определяет необходимость и особенности защиты человека, общества, государства и информационных систем от его воздействия.

Особую опасность информационное оружие представляет для информационных компьютерных систем органов государственной власти, управления войсками и оружием, финансами и банками, экономикой страны, а также для людей при информационно-психологическом (психофизическом) воздействии на них с целью изменения и управления их индивидуальным и коллективным поведением.

При этом по своей результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения.

Особенностью информационного оружия является то, что оно поражает мозг человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными параметрами (типом сознания, искусственными потребностями, формами самоопределения и т.д.), удовлетворяющими требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил. Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от воздействия поражающих элементов информационного оружия, действующих на системы управления и психику человека.

Организация защиты от информационного оружия предполагает выполнение ряда условий [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002].

Во-первых, наличие разработанной базовой концепции «информационного оружия», позволяющей определить те психофизиологические и социокультурные средства и механизмы, которые необходимы для защиты российского социума, государства и личности на основе рассмотрения общества как организованной, автономной и самоуправляемой системы с вписанным в нее менталитетом и набором социокультурных традиций.

Во-вторых, создание классификации основных способов и форм поражения и разрушения органов управления государства и сознания индивида в информационной войне с учетом особенностей цивилизационно-культурного контекста. Эта классификация позволит на основе особенностей российской цивилизации выработать психологические, культурные и концептуальные установки, образующие систему защитных фильтров от дезорганизации противником общественного и индивидуального сознания путем размывания «смыслов» российской культуры, подмены значений в системе принятых ценностей, стирания различий между добром и злом, истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным и пр.

В-третьих, определение механизмов воздействия так называемых «программных закладок» (речи в речи, изображения в изображении) с использованием компьютеров и других аудиовизуальных средств на нейрофизиологический субстрат психического мира человека, нейролингвистического программирования, действующего на левое и правое полушария человеческого мозга, и разработка мероприятий, направленных на защиту индивида от поражающего воздействия этих «программных закладок» на матрицу памяти и психику индивида.

В-четвертых, теоретическое моделирование спектра вариантов и методов применения «информационного оружия» и разработка прогноза его развития в связи с обычным военным оружием и выработка соответствующих средств зашиты.

Одним из средств защиты национальной безопасности России является подготовка к возможному нанесению ответного или превентивного массированного удара по мировому кибернетическому пространству, воплощенному в Интернет и объединяющему десятки миллионов пользователей во всем мире, и, прежде всего, в потенциальных странах-агрессорах.

 

Защита информации

 

Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности (целостности, доступности и, если нужно, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных) [Аскеров Т.М., 2001].

Основные направления защиты информации – охрана государственной, коммерческой, профессиональной, служебной, банковской тайн, персональных данных и интеллектуальной собственности [Лопатин В.Н., 2000].

Государственная тайна – защищаемые государством сведении в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Коммерческая тайна – защищаемые секреты производства, получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг физических (независимо от гражданства) и юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации), занимающихся коммерческой деятельностью и зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке.

Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Банковская тайна – защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Профессиональная тайна – защищаемая по закону информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю) исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения, и не являющаяся государственной или коммерческой тайной. Выделяют следующие объекты профессиональной тайны: врачебная тайна, тайна связи, нотариальная тайна, адвокатская тайна, тайна усыновления, тайна страхования, тайна исповеди.

К персональным данным, требующих защиты, могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам: биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, имущественном, финансовом положении, состоянии здоровья.

К числу основных защищаемых объектов интеллектуальной собственности отнесены: произведения науки, литературы и искусства; результаты исполнительской деятельности артистов, режиссеров, дирижеров; сложные результаты творчества; звукозаписи и записи изображения; передача радио- и телевизионных сигналов; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; профессиональные секреты; селекционные достижения; фирменные наименования и коммерческие обозначения правообладателя; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, на которые в соответствии с законом могут признаваться или закрепляться исключительные права.

В целях охраны и защиты прав и свобод в информационной сфере Конституция РФ устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности.

Наряду с нормами Конституции РФ источниками права о доступе к информации являются:

ü законы (Основы законодательства о культуре, Основы законодательства РФ об Архивном фонде и архивах; Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания», «О библиотечном деле», «Об участии в международном информационном обмене» и др.);

ü подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

ü международные правовые акты, международные договоры и соглашения;

ü судебная практика.

Важной сферой безопасности информации является защита прав собственности на нее. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы, т.е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите как материальное имущество собственника.

Вся информация с точки зрения права делится на [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002]:

§ информацию без ограничения права доступа. К такого рода информации, например, относится информация общего пользования, информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия и др. Информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне;

§ информацию с ограниченным доступом – государственная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни;

§ информацию, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. К ней относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне; ложная реклама, реклама со скрытыми вставками и т.п.;

§ объекты интеллектуальной собственности – то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, но охраняется особым порядком через институты интеллектуальной собственности – авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т.п. Исключение составляют профессиональные секреты, которые охраняются в режиме коммерческой тайны;

§ иную общедоступную информацию, среди которой выделяют более 20 видов открытой общедоступной информации.

К ограничениям и запретам следует отнести следующие перечни [Партыка Т.Л., Попов И.И., 2002].

1. Перечень оснований для ограничения информационных прав:

§ защита основ конституционного строя;

§ защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц;

§ обеспечение обороны страны и безопасности государства;

§ обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью;

§ предотвращение разглашения конфиденциальной информации;

§ обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;

§ условия чрезвычайного положения, установленные по закону (на определенный период).

2. Перечень случаев прямого ограничения информационных прав:

§ использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя;

§ пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны;

§ нарушение на неприкосновенность частной жизни (на личную, семейную тайну), неприкосновенность жилища, права на уважение чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

§ нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну;

§ право на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников.

3. Перечень видов информации с ограниченным доступом:

§ государственная тайна;

§ служебная тайна;

§ коммерческая тайна;

§ банковская тайна;

§ профессиональная тайна;

§ персональные данные.

4. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Для реализации права на информацию в Конституции РФ заложены основания, по которым доступ к отдельным видам информации не подлежит какому-либо ограничению, например в статье 42 закреплено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей должностные лица обязаны информировать население о ней под страхом привлечения к ответственности (часть 3 статьи 41).

В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Так, в статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. В пункте 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» приведен перечень документов, доступ к которым запрещено ограничивать.

За непредоставление информации гражданам, палатам Федерального Собрания РФ и Счетной палате РФ (статьи 140 и 287), а также за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (статья 237), в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность.

Ответственность в действующем законодательстве оговорена в случае неправомерного засекречивания, нарушения требований по составу предоставляемых сведений, неопубликования сведений, нарушения права граждан на бесплатное получение информации, сокрытие (непредоставление) сведений об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, несвоевременное предоставление сведений, сокрытие информации, сообщение ложных (недостоверных) сведений, ограничение права на предоставление информации, искажение сведений, нарушение свободного международного информационного обмена.

Защита права на доступ к информации может осуществляться либо в административном порядке – через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган – Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ, либо в судебном порядке через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Проблемы защиты информации постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем.

Концентрация информации в вычислительных системах заставляет все более усиливать контроль в области защиты информации. Работы в этом направлении ведутся специалистами по информационной безопасности в вычислительных системах, которые отвечают за разработку, реализацию и эксплуатацию вычислительных систем и обеспечивают целостность, пригодность и конфиденциальность циркулирующей в вычислительных системах информации.

Сложность защиты информации в вычислительных системах определяется тем, что данные могут быть похищены и одновременно оставаться на месте; ценность данных заключается в обладании ими, а не в уничтожении или изменении. Кроме того, защита информации в вычислительных системах осложняется спецификой самих вычислительных систем, особенностями сбора, обработки и передачи данных с их использованием.

Рассмотрим проблемы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных, персональных компьютерах (ПЭВМ), а также проблемы защиты информации в сетях ЭВМ.

Под защитой информации в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.172 (0.012 с.)